Лотман о духовном и материальном

Новиков. Остановка. Неуютная погода.

В основе незатейливой бытовой картинки, нарисованной Новиковым, лежит серьезная философская проблема. Что делает человека счастливым? Из чего складываются составляющие счастья?

Пейзажная картина, запечатленная автором, доносит до читателя мироощущение героя, созерцающего безрадостную картину осеннего дня («Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости»; «Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози»). Сам характер подобранных эпитетов, сравнений, метафор передает «изнуряющую тоску» главного героя, вызванную не только осенней непогодой, но и профессиональной деятельностью. Используя прием контраста, Новиков рисует обыденную уличную сценку: отец с двумя круглолицыми девочками подходит к остановке. Эти новые герои отрывка прибывают в радостном настроении: бегают друг за другом, хохочут, играют.

Та зависть, о которой пишет автор, связана с умением радоваться жизни, ценить каждое ее мгновение. Это качество дано не каждому, но к нему надо стремиться. Автор рассказа «подсмотрел» один из вариантов счастья: любовь и дружбу родителей и детей, обоюдное взаимопонимание.

Философская проблема, затронутая автором текста, неоднократно звучала в размышлениях русских классиков 19 века, настаивавших на том, что жизнь хороша еще до осознания ее смысла (Фёдор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой). Трудно не согласиться с подобной установкой: человек счастлив уже самим сознанием жизни.

Любимым героем Толстого свойственно радоваться каждому мгновению жизни и полно переживать любой миг бытия, каким бы он ни был: бал Наташи Ростовой; Пьер, смотрящий на звездное небо и созерцающий комету 1812 года; Сцена ранения Андрея Болконского, когда герой осознает смысл бытия и тщетность своих прежних стремлений к славе. Не только Л.Н.Толстой, создавший, своего рода, энциклопедию внутренней жизни человека в романе «Война и Мир», но и такие авторы, как И.С.Тургенев, А.П.Чехов, обращали внимание читателей на значимость самых незатейливых мгновений, из которых складывается жизнь в целом. В рассказе Чехова «Студент» Иван Великопольский становится счастливым в совершенно приземленной ситуации: он греет руки у костра и встречается с двумя вдовами.

В романе Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович Кирсанов находит счастье в браке с любимой женщиной, в наслаждении красотой окружающего мира, в трепетном участие в судьбе сына. Приведенные примеры убедительно доказывают, что проблема правильного понимания счастья бытия была насущна для всех времен. Человек любой эпохи стремится быть счастливым. Главное осознавать, что жизнь – дар, которым любой должен достойно распорядиться, наполнить радостными минутами.

 

Лакшин о книгах.

В.Лакшин – известный ученый литературовед, посвятивший свои многочисленные работы исследованию творчества русских авторов классиков (Толстого, Достоевского, Чехова). Предметом его публицистических размышлений становится непростая проблема сегодняшнего дня – проблема чтения. Опять обращаемся к риторическим вопросам. Почему современная молодежь стала меньше читать? Как изменилось в обществе отношение к книге?

Примеры, приведенные автором, убедительно иллюстрируют, насколько дорожили книгой раньше, как с детских лет читали лучшие образцы мировой литературы (Дюма, Толстого, Шиллера). Доказывая, что книга всегда была и остается источником познания мира, средством совершенствования души человека, Лакшин справедливо упрекает сегодняшнее поколение в том, что оно мало читает, а если читает, то нередко тратит время впустую, на литературу, недостойную внимания. Врагом книги автор называет телевидение, которое не всегда разумно «используется» нами.

Размышления Лакшина удивительно созвучны нашему времени, отличающемуся забвением духовной культуры. Россия, из некогда читающей страны, превратилась в «перелистывающую» глянцевые журналы, созерцающую не отличающиеся должным художественным вкусом передачи и фильмы. Вполне понятна и объяснима озабоченность известного литературоведа вопросами духовного развития. Особенностью русской культуры всегда была духовность, находившая отражение во всех сферах искусства: и в живописи, и в кинематографии, и, конечно, в литературе. Русская классика учила любить, сострадать, переживать, становиться достойным человеком. В этом отношении сложно не согласиться с Белинским, литературным критиком 19 века, оценивавшим Пушкина, как нравственного автора. Критик считал, что Александр Сергеевич может быть воспитателем людей разных возрастов. Еще одним аргументом, доказывающим справедливость суждений публициста, является роман-эпопея «Война и Мир». Книга, вмещающая в себя представления о жизни как о бытии: смерть, любовь, рождение новой жизни, поиски смысла существования – все стало предметом художественного исследования великого писателя. Тот, кто не прочел этой книги, не может считать себя образованным, интеллигентным человеком.

Приведенные примеры позволяют присоединиться к позиции Лакшина: вкус следует воспитывать на лучших образцах классической литературы.

А.С.Пушкин. Чтение – вот лучшее учение.

М.Горький. Хорошая книга просто праздник.

Цицерон. Занятие с книгами юность питают, старость увеселяют.

М.Шолохов призывал любить книгу всей душой, справедливо полагая, что она не только лучший друг, но и до конца верный спутник.

Ф.М.Достоевский, обращаясь к молодому поколению, призывал читать книги, указывая, что все остальное сделает жизнь.

Рей Брэдбери – 451 градус по фаренгейту. Фантаст считал, что простой человек только одну сотую может увидеть своими глазами, все остальное он познает через книги, и, оценивая свою жизнь, он пришел к выводу, что его воспитали библиотеки.

 

Лотман о духовном и материальном.

В размышлениях Юрия Лотмана, известного литературоведа, гордости русской филологии, поднимается проблема сегодняшнего дня: соотношение духовного и материального в жизни человека и общества. Ученый задает вопрос ”В чем опасность диспропорции между духовными и материальными потребностями”.

Мысли автора носят ярко-выраженный философский характер. В перечне многих составляющих, без которых немыслимо само существование человека, автор заметок справедливо называет любовь, сострадание, стремление к неизведанному. Не последнюю позицию в этом списке занимает воспитание нового поколения. В этом процессе главенствующую роль должны играть духовные интересы. Задачу сегодняшнего дня ученый видит в необходимости гармоничного сочетания духовных и материальных потребностей.

К сожалению, в настоящее время быстроразвивающаяся материальная сфера жизни опережает рост духовных потребностей, что приводит к оскудению личности. Как следствие этого процесса, в обществе становится меньше индивидуальностей.

Юрий Лотман видит выход из сложившейся ситуации в развитии духовного мира подрастающего поколения, приобщении его к сложному, нравственному поиску. Только так может сформироваться гармоничная личность, думающая не только о достойном уровне жизни (знаками которого являются престижная работа, комфортный быт, возможность путешествовать), но и о таких естественных в жизни любого человека вещах, как любовь, милосердие, сострадание, желание сделать окружающий мир лучше, оставить после себя след на земле.

Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя.

Сегодняшний мир характеризуется полным забвением духовной культуры, тревога Лотмана не беспочвенна. Низкопробные телевизионные передачи; далекие от художественного совершенства образцы кинематографии; обилие возможных компьютерных игр, не содействующих духовному росту личности. Русский человек стал жить комфортнее, но то, что всегда воспринималось как загадочная русская душа, куда-то исчезает.

Отечественная словесность всегда обращала внимание на необходимость духовного совершенствования, давала примеры таких жизненных судеб, которые великолепно иллюстрируют размышления Лотмана. Достаточно вспомнить путь духовных исканий героев Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова. Эти персонажи убеждены в том, что их личное счастье невозможно без соприкосновения с миром.

Точной иллюстрацией размышлений Лотмана является образ купца Лопахина, героя пьесы Чехова «Вишневый сад». Он думает не только о том, как выгодно использовать купленное имение, но и о том, чтобы стать образованным человеком. Чехов создал нетрадиционный для русской литературы образ купца. Удачливый делец, Лопахин при этом «человек с душой артиста»: самые проникновенные слова о вишневом саде принадлежат именно Лопахину. Данный персонаж не плод авторской фантазии, таких реальных купцов знала русская жизнь конца 19, начала 20 века: миллионер Савва Морозов, давший деньги на строительство художественного театра, создатель картинной галереи Третьяков, режиссер Станиславский (владелец фабрик Алексеев). Бескорыстная любовь к прекрасному сочеталась в натурах этих купцов с характерными чертами дельцов.

Чехов во многом предугадал судьбу человека 20 века, который будет руководствоваться с одной стороны желанием благоустроить свой быт, стремлением к успешности, а с другой стороны, не будет забывать и о душе. Важно, чтобы эти два начала, нашедшие яркое, образное выражение в пьесе Чехова и в размышлениях известного литературоведа Лотмана, уравновесили друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: