А) лирика А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А.Некрасова

Литература второй половины XIX века дала не только России, но и миру ряд писателей, чьи произведений пользуются широкой известностью до настоящего времени.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892) прежде всего вошел в русскую литературу как певец природы. Пейзажная лирика составляет основное богатство его творческого наследия («Летний вечер тих и ясен…», «На стоге сена ночью южной…», «Чудная картина»). Ряд стихотворений Фета посвящен теме любви. Не случайно сам он писал, что «любовь всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая мысль». К числу фетовских шедевров, посвященных любовной теме, относятся стихотворения «Следить твои шаги, молиться и любить…», «Какое счастие; и ночь и мы одни…», «Старые письма», «Ты страдала, я еще страдаю…», «Люди спят; мой друг, пойдем в теннисный сад…». Фет нередко соединяет свои излюбленные темы – любви и природы – и создает их органическое единствоорчестве Тютчева были не эти отклики на «минуты роковые», а поэтическое осмысление мироустройства, запечатленные в стихах картины природы, размышление о проблемах человеческого бытия, о трагизме любви.

Среди стихотворений Тютчева, посвященных теме природы, наиболее значительными могут считаться «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Весенняя гроза», «Не то, что мните вы, природа…». Поэт способен не только любоваться природой, но и живо ощущать ее тайны. Нельзя не увидеть в его стихах перекличку с тем, что некогда поэт слышал из уст философа Ф.В.Шеллинга и читал в его труде «О мировой душе», где говорилось, что признание природы как целого предполагает признание его живого организма. Пантеизм Тютчева просматривается во многих его стихотворениях о природе («Овеян вещею дремотой…», «Зима недаром злится», «Что ты клонишь над водами…»).

Изображение природы у Тютчева не отделено от философских размышлений о ней, так что выделении пейзажной лирики является чисто условным. Подтверждением этому служит миниатюра «Природа –  желаний…», «В часы, когда бывает…»). Ряд искренних любовных признаний Тютчев адресовал второй жене – Эрнестине (урожденной баронессе Пфеффель) («Люблю твои лаза, мой друг…», «Не знаю я, коснется ль благодать…», «Все отнял у меня казнящий бог…» и др.). Наиболее значительное количество произведений входит в денисьевский цикл (1850 – 1868). Эти произведения носят автобиографический характер; они отражают перипетии 14-летнего романа поэта и Елены Александровны Денисьевой. Денисьевский цикл отразил этот роман и его драматическое содержание («Не говори: меня он, как и прежде любит…», «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Весь день она лежала в забытьи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»).

Среди поэтов демократического лагеря наиболее значительной фигурой является Н.А. Некрасов (1821 – 1877).

  Неповторимое своеобразие творчества Некрасова было емко и весомо определено им самим: «Я лиру посвятил народу своему…».  Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: «Важно только одно: любитьь в качестве вольнослушателя (так как был плохо подготовлен). Чтобы обеспечить себя средствами к существованию, он писал для заработка: сказки в стихах, комические куплеты. За годы нужды и скитаний по трущобам столицы Некрасов близко познакомился с жизнью городской бедноты, с жестоким контрастом между  положением привилегированных верхов и бесправной и нищей судьбой неимущего, простого человека.  

Никто из писателей дворянского круга не находился в такой степени в самой гуще жизни и не знал той неблагодарной литературной поденщины, которой вынужден был заниматься Некрасов. В своих биографических записках он писал: «Уму не постижимо, сколько я работал». Решающим для идейного и творческого самоопределения писателя явилось его знакомство и сближение с Белинским и его кругом, которое относится к 1841-му году.  Эта встреча заставила Некрасова пересмотреть свое отношение к литературе, и обратиться к созданию произведений идущих от жизни, показывающих неприглядную картину действительности.

Творческая биография Некратало стихотворение «В дороге» (1845). Это стихотворение, основу которого составляет рассказ ямщика, представляет собой драматическое повествование о народной жизни. Ямщик (крепостной мужик-извозчик) рассказывает о своей печальной судьбе, об истории крепостной Груши, выросшей в барском доме и получившей образование, затем (после смерти помещика) насильственно, не по любви выданной замуж и ставшей – по несчастью – его женой. Своим воспитанием и неспособностью к крестьянской работе «злодейка жена», по словам ямщика, совсем «сокрушила» его.

Это новелла в стихах, в которой показан драматизм будничной, но трагической истории:

«Чай, свалим через месяц в могилу…

А с чего?.. Видит бог, не томил

Я ее безустанной работой…

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А, слышь, бить – так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…».

Правда, страшной действительности подчеркнута простодушием ямщика, неспособного понять истинную причину жизненной драмы спутницы своей жизни. Читателю становитсябесчеловечность помещичьей среды. В стихотворении «Родина» (1846), написанным под впечатлением детства, прошедшего в отцовской усадьбе, Некрасов запечатлел картину жестокого произвола помещиков: «И вот они опять, знакомые места…».  В стихотворении «Псовая охота» (1846)  описан дикий произвол помещиков, вытаптывающих крестьянские поля, и показано, как   от этого барского развлечения страдают простые люди.

Стихотворения  «В дороге», «Пьяница», «Огородник», «Тройка» дали правдивые социально- насыщенные картины современной действительности, наметили основные черты творчества поэта, раскрывшись полностью в произведениях 1850 – 1870-х годов.

Еще одной из тем лирики Некрасова 40 – 50-х годов является изображение острых социальных противоречий капиталистического города, в котором соседствуют роскошь и нищета, власть и бесправие.

Продолжая традиции Пушкина, Некрасов глубоко раскрыл противоречия большого города, показав его бедность и пышность, роскошь и нищету.  У поэта «мести и печали» эти контрасты выступают очень;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга….

Выразительно и лаконично написанный портрет передает целую гамму сложных переживаний героя, которые без слов говорят о том, что на воровство его толкнули нищета, голод, болезнь. Затравленный нищий должен будет следовать «в квартал» (полицейский участок), где издевательства над ним будут продолжены. Заключительные строки стихотворения говорят о том, что преступления порождают сами условия жизни. Только те счастливцы, у которых «наследственность есть», могут быть добропорядочными гражданами. Поэт намеренно противопоставляет вору героя (рассказчика), который отправляется «своей дорогой»; голоду вора противопоставляется «званый пир», на который спешит повествователь. Для барина и улица видится «прегрязной», и факт воровства представляется «сценой безобразной».

Городская улица у Некрасова – сцена, на которой разыгрываются человеческие драмы. Автор видит горе людей, чувствующих боль утраты ребенка, ко телу: «… Вчера погорал, а сегодня, изволите видеть, из огня прямо в воду попал». Бедняку и после смерти приходится терпеть унижения и обиды – таков смысл стихотворения.  

 Трагическая судьба женщины разворачивается в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной» (1847). На ее тяжелую долю выпали бедность, жизнь с нелюбимым мужем. Она пыталась протестовать, бороться за свое счастье. «Не покорилась – ушла ты на волю, Да не на радость сошлась и со мной…» – с горечью повествует лирический герой. Нищета, голод, смерть ребенка заставляют героиню ценой позора купить «гробик ребенку,  ужин отцу». Стихотворение проникнуто искренним сочувствием героине, ставшей несчастной жертвой несправедливости и нищеты.

Если к городской бедноте автор испытывает сострадание, то представители господствующих сословий вызывают его гнев и призрение. В «Колыбельной песне» Некрасов пародирует лермонтовское стихотворение, наполняя его  сатирическим содержанием. Обращаясь к пока безвредному «пострелу», автор предсказывает ему жизненный путьвенную систему крепостнической России.  

В некрасовской поэзии  1850 – 1860-х годов по-новому раскрывается  образ простого человека и сама жизнь. Появляются стихотворения «Крестьянские дети», «Похороны», «Дума». Скорбную жанровую зарисовку представляет собой стихотворение «В деревне» (1953), где рассказывается о горе крестьянки, потерявшей единственного сына-кормильца. Особой выразительность отличается стихотворение «Несжатая полоса» (1954), где рисуется образ крестьянина-пахаря, сломленного непосильным трудом. Поэт показывает безысходный трагизм положения крестьян, темные стороны быта и психологии, тем самым, призывая не к сочувствию, а к неизбежной переделке того общественного строя, который способствовал этому гнету.

  Глубокой верой в народ, в его творческие силы, в его талантливость является стихотворение «Школьник» (1856 год). Деревенский паренек напоминает поэту судьбу гениального русского самородка Ломоносова. Некрасов верит, что именно из народа придут новые, яркие таланты, которые прославят Россию.ное чувство «в прекрасных мгновениях», Некрасов не обошел вниманием и «прозу», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди…»). Однако, говоря словами известного некрасоведа Н. Скатова, он «не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу».

 В «панаевском цикле» можно выделить несколько сквозных мотивов. Это, прежде всего мотив ссоры («Если, мучимый страстью мятежной…», «Мы с тобой бестолковые люди…»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя…», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей…»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно…», «Давно – отвергнутый тобою…»); писем (Сожженные письма») и др.

 Следует еще раз подчеркнуть, что новаторство любовной лирики Некрасова состоит не только  в новизне содержания («прозы жизни»), но и в том, что для изображения «непоэтических» явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтэт» рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе «незлобивого поэта», которому современники «при жизни памятник готовят»: Любя беспечность и покой,/ Гнушаясь дерзкою сатирой,/ Он прочно властвует толпой/ Со своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, «чей благородный гений стал обличителем толпы, её страстей и заблуждений». Труден и горек его путь. Его «карающая лира» не вызывает в людях понимания и одобрения: И веря и не веря вновь / Мечте высокого призванья,/ Он проповедует любовь / Враждебным словом отрицанья.

В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение «Элегия», которое считает самым задушевным и любимым.  Поэт полемизирует с теми, кто заявляет, «что тема старая – страдания народа и что поэзия забыть её должна». Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна «изменчивой моде».  «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» – этот вопрос, содержащиЦветаева: «говорил народом». Подобную же позицию заняли  Михаил Ларионович Михайлов (1829 – 1865),  Леонид Николаевич Трефолев (1839 – 1905), Иван Саввич Никитин (1824 – 1861). Они обратились к новаторским темам  некрасовской поэзии и дали им свои разработки («Дубинушка», «Рекрутчина» Трефолева, «В дороге» Никитина и др.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: