Развитие у дошкольников представлений об онтогенетических процессах в живой природе

Технологии экологического развития дошкольников

При ознакомлении дошкольников с живой природой большое значение имеют вопросы роста и развития живых существ. Они оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, диалектической направленности мышления, предпосылок и первичных элементов материалистического мировоззрения.

В процессах роста и развития живых существ наглядно проявляются непрерывные изменения, совершающиеся в объектах живой природы.

Чтобы определить происходящие изменения, необходимо сочетать наблюдение (по возможности непрерывное), дающее представление о характере преобразований и о временной последовательности явлений, с теоретическим мышлением, позволяющим вскрыть не поддающиеся наблюдению компоненты изменения ситуации, адекватно отразить весь процесс в целом. Особую роль в понимании изменений играет сопоставление, которое позволяет выявить устойчивые и меняющиеся признаки объекта. Экспериментальное воспроизведение, моделирование наиболее существенных сторон процесса изменения дает более глубокие знания как о самом процессе изменения, так и о меняющемся объекте.

Познание особенностей роста и развития живых существ, предполагает учет изменения их свойств, структуры, функций, их связей с другими организмами, а также изменения самого процесса изменения. Разумеется, при ознакомлении дошкольников с явлениями роста и развития в живой природе все эти аспекты не могут и не должны в полной мере и в равной степени определять содержание проводимого в детском саду обучения. Вместе с тем изложенные основные принципы должны учитываться при научной разработке этого содержания и составлять его основу.

Большое значение познанию изменяемости окружающего мира как фактору умственного развития детей придают в психологии. В частности, в своих исследованиях Н.Н. Поддьяков подчеркивает, что для становления и развертывания различных форм мышления в раннем и дошкольном возрасте чрезвычайно важную роль играет восприятие детьми изменений и преобразований предметов. В 1973 г. он предпринял попытку выявить особенности мыслительных процессов у детей при ознакомлении с меняющимися объектами. С этой целью была разработана подвижная конструкция, условно названная Дроном, видоизменение которой либо производилось на глазах у детей, либо детям предъявлялись готовые положения конструкции, резко различающиеся между собой. Установлено: когда дети могли проследить все последовательные переходы Дрона из одного состояния в другое, у них формировалась система представлений, которая отражала динамику изменений объекта, а потому позволяла интерполировать и экстраполировать иные возможные его состояния. Этого не наблюдалось тогда, когда дети знакомились только с отдельными состояниями конструкции. Формирование системы конкретных представлений, упорядоченных последовательностью их получения, Н.Н. Поддьяков рассматривает как важное средство развития образного мышления ребенка, так как она обеспечивает выход за пределы непосредственно воспринимаемого.

Такая система является основой образования представления особого типа, а именно динамического представления о меняющемся объекте. Его специфика заключается, прежде всего в том, что оно является не просто суммой ряда конкретных представлений о видоизменениях объекта, а взаимосвязанной совокупностью образов, выявляющих тенденцию преобразования объекта, последовательную смену его состояний. Динамическое представление не может образоваться сразу, особенно при длительно протекающих изменениях. Интересно обратиться к работе Н.Е. Вераксы, в которой позитивно решена проблема формирования у дошкольников психического образования, основанного на пространственном изменении объекта, четко определяемом временным параметром. Основным содержанием изменений экспериментальной ситуации, наблюдаемой детьми, было изменение пространственного положения отдельных элементов установки, достигаемое посредством их поступательного движения. Эти изменения (относительно быстротечные) легко определялись визуально. Исследователем разработана специальная методика, позволившая упорядочить восприятие изменений экспериментальной ситуации и четко соотнести их с временным показателем. Центральным звеном методики является подвижная координатная сетка, на которой расставлялись фигуры. Координатная сетка упорядочила восприятие положений фигур относительно линии отсчета (края стола) как в статике, так и в динамике. Это и облегчило их соотнесение с временным параметром в передвижении фигур. Таким образом, координатная сетка служила средством построения системы отсчета, адекватной заданным условиям. В результате даже у детей средней группы формировались достаточно гибкие представления, способные трансформироваться при изменении условий. Эти представления отражали пространственно-временное единство изменения объектов экспериментальной ситуации: у детей складывались собственно динамические представления, а координатная сетка выступала как средство их образования.

Итак, предметная деятельность ребенка - еще один из путей, ведущих к образованию динамическихпредставлений. Изменяемость предмета (т.е. собственно динамика его состояний) обеспечивается действиями ребенка. Без преобразующих действий предмет останется статичным. Важно и то, что время преобразования предмета здесь непродолжительно (секунды, минуты). Это обеспечивает преемственную связь между отдельными последовательно получаемыми образами различных состояний предмета.

Совсем иначе обстоит дело, когда речь идет об образовании динамических представлений при ознакомлении дошкольников с ростом и развитием растений и животных или с сезонными явлениями природы. В этом случае исключается практическая преобразующая деятельность детей: динамика состояний обеспечивается естественным ходом жизнедеятельности живых организмов

Практическое участие детей в этом процессе может быть лишь косвенным - в виде трудовых операций, направленных на создание жизнеобеспечивающих условий для растений и животных. При ознакомлении с сезонными явлениями практическая деятельность дошкольников, влияющая на ход событий в природе, отсутствует полностью. В целом при познании детьми закономерных изменений в природе их роль сводится к роли наблюдателей. Наблюдение же становится основным средством образования динамических представлений.

Таким образом, четко упорядоченная графическая представленность временного параметра одновременно со структурно-функциональными параметрами изменения природных объектов превращается своего рода в графическую модель. Эта модель, отражая серию еженедельных срезов, обеспечивает одновременную наглядную представленность отсроченных во времени событий и позволяет: 1) осуществить акт сопоставления наличного состояния объектов с предыдущими, 2) увидеть динамику изменения этих состояний. Иначе говоря, динамическое представление может быть получено с помощью графической модели через серию статичных образов. Важнейшими условиями, повторяем, являются регулярные наблюдения, фиксация их результатов в модели. Они обеспечивают включение необходимых мыслительных процессов (анализ и сопоставление) и формирование собственно динамических представлений.

Существенной чертой динамических представлений можно считать возможность выхода с их помощью за пределы воспринимаемого. При этом важна не столько интерполяция, т.е. развертывание ранее воспринятых образов, сколько экстраполяция, т.е. создание новых образов на основе имеющейся в динамическом представлении схемы преобразования предмета. Представление, которое позволяет осуществить лишь процесс интерполяции, нельзя считать в полной мере динамическим, это его предтеча, этап в становлении. Критерием истинно динамического представления можно считать только возможность прогнозирования последующих и изменений предмета.

Вывод. Таким образом, формирование динамических представлений о природе играет большую роль в умственном и личностном развитии дошкольников. Возможность формирования у дошкольников динамических представлений о природе проверена в исследованиях Т.В. Христовской и Л.С. Игнаткиной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: