Психологические аспекты невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств

Клинические проявления невротических расстройств разнообразны. Они включают сотни психопатологических симптомов и синдромов. Если ранее традиционно выделялись такие клинические формы невротических расстройств, как неврастения, истерический, депрессивный, фобический, ипохондрический неврозы, невроз навязчивых состояний и другие, то в действующей в настоящее время МКБ-10 представлены несколько иные формы. Их можно сгруппировать в следующие блоки: 1) расстройства с преобладанием тревожно-фобического радикала; 2) реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации; 3) диссоциативные (конверсионные) расстройства; 4) соматоформные расстройства. Отличительными чертами каждого из блоков являются психопатологическая симптоматика, возникающая после воздействия на личность психической травмы, и специфика внутриличностного невротического конфликта.

Невротические расстройства характеризуются наличием комплекса аффективных (включая тревожные, депрессивные и дисфорические), соматоформных (включая вегетативные), поведенческих и обсессивных нарушений, сохраняющих на всем протяжении болезни умеренную (амбулаторную) выраженность с возможными непродолжительными обострениями состояния.

Главным признаком соматоформных расстройств является повторяющееся возникновение физических симптомов наряду с постоянными требованиями медицинских обследований вопреки подтверждающимся отрицательным результатам и заверениям врачей об отсутствии физической основы для симптоматики. Если физические расстройства и присутствуют, то они не объясняют природу и выраженность симптоматики или дистресса и озабоченности больного.

При этих расстройствах часто наблюдается некоторая степень истерического поведения, направленного на привлечение внимания, особенно у больных, которые негодуют в связи с невозможностью убедить врачей в преимущественно физической природе своего заболевания и в необходимости продолжения дальнейших осмотров и обследований.

 

В качестве характеристик общих особенностей расстройств чувствительности при неврозах выступают их нестабильность, отсутствие четкой локализации, незначительная выраженность вегетативных и трофических расстройств, яркость окраски переживаний либо, напротив, отсутствие активных жалоб, когда нарушения чувствительности выявляются лишь при объективном исследовании. Нарушения «схемы тела» у больных неврозами отличаются менее выраженными эмоциональным компонентом и образностью, сопровождаются неуверенностью больного в их существовании. При сравнении психосенсорных нарушений у больных с органической патологией лимбической системы и неврозами у последних выявлена большая тусклость, мягкость, большая степень отчуждения и меньшая интериоризация переживаемых ощущений. При органических заболеваниях головного мозга (F00-F09), сопровождающихся раздражением неспецифических структур межуточного мозга, медиальных и базальных отделов лобных и височных долей, отмечено выраженное заострение контактной чувствительности, которое обозначается как «синдром эпикритической гиперестезии», связанный с гиперактивацией сенсорных систем. Для современной клиники неврозов весьма типичны нарушения болевой чувствительности. Если потеря болевой чувствительности в настоящее время встречается относительно редко, то усиление болевого чувства и так называемые «психогенные» боли часты у больных с различными формами неврозов (F40-F48).

 

Категории «фактор» и «синдром» в клинической психологии.

Категории синдрома и фактора в клинической психологии связаны с общим подходом к мозговой локализации ВПФ. В отличие от представления, когда определенный психический процесс соотносится с определенной морфологической зоной, в клинической психологии используется более системное представление: звено (компонент) в структуре психического процесса связано с функцией определенной зоны мозга (фактором).

Факторы - функции разных систем организма, совокупность которых составляет естественную, природную основу реализации психических процессов. Каждый фактор обеспечивает то или иное звено в структуре психической деятельности. При нарушении фактора нарушаются все те психические процессы, в структуру которых входит звено, базирующееся на этом факторе.

Симптом (н.см.) - нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Первичные н.см. - нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением некоторого фактора.

Вторичные н.см. - нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных н.см. по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Психологическийсиндром - система взаимосвязанных нарушений комплекса психических процессов (симптомов), возникающая в результате нарушения некоторого синдромообразующего фактора или нескольких факторов.

Медицинский синдром - это сочетание симптомов, характерное для определенной нозологии. Как правило, описывается как перечень, а не закономерность.

 

Фактор является одновременно и функцией и структурой.

Фактор – указание на органическую основу, на функционал генеза и аномальное развитие функции.

Синдром – фиксация определенной клинической картины, основная оперативная единица мышления врача.

Факторы - функции разных систем организма, совокупность которых составляет естественную, природную основу реализации психических процессов. Каждый фактор обеспечивает то или иное звено в структуре психической деятельности. При нарушении фактора нарушаются все те психические процессы, в структуру которых входит звено, базирующееся на этом факторе.

Симптом (н.см.) - нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Недоразвитие и задержка психического развития как варианты дизонтогенеза. Проблемы дифференциальной диагностики и коррекции.

Дизонтогенез – любое отклонение от нормального развития.

Стадии риска: 1) зачатие и вынашивание; 2) роды; 3) родительская депривация на ранних этапах развития; 4) кризис 1ого года (свобода движений, развертывание речи и т.д. в норме); 5) раннее детство (психологические отклонения); 6) кризис трех лет (личностные особенности ребенка); 7) дошкольничество; 8) школа; 9) подростничество.

Гетерохрония психического развития – все начинает развиваться в разное время.

Декаляж – перепутывание стадий.

Типология нарушений психического развития (Лебединский): 1) недоразвитие (в основе лежат органические дефекты, затем вторичный дефект) олигофрения (дебильность, имбецильность, идиотия; причины – инфекции, менингит); 2) ЗПР и ЗРР; 3) искаженное развитие (возникновение психологических аномалий, которые влияют на состояние ребенка), ранний детский аутизм; 4) дисгармоничное развитие (психопатии, патахарактерологические хар-ки личности, нарушение темпов полового созревания); 5) поврежденное развитие (органическая деменция); 6) дефицитарное развитие (нарушение двигательных, сенсорных систем, ДЦП).

Дифференциальный диагноз: исключить из ряда заболеваний те, симптомов которых у больного нет или отличить данное состояние от похожих нозологических картин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: