Анекдотические сказки

Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: «сатирические», «сатирико-комические», «бытовые», «социально-бытовые», «авантюрные». В их основе лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра — человек, униженный в семье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники: богатый мужик, поп, барин, судья, черт, «умные» старшие братья, злая жена. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов анекдотических сказок.

Пути формирования анекдотических сказок и пути сложения их в особую жанровую разновидность вполне ясно прослеживаются на таких ранних образцах, как сказка о дураке-удачнике. Сказки этого рода ещё близко стоят к традиции волшебных сказок. Что же касается остальных бытовых сказок, то они сформировались на базе собственных традиций, воспринятых от древнего мифа и магических представлений.

Дурак бытовых сказок похож на героя волшебных сказок: это третий, младший брат, он обманут старшими братьями в дележе отцовского наследства. Но в волшебных сказках младший сын – это защитник равноправия и этических норм старины, а в анекдотических сказках Иван валяется на печи, как, например, в сказке «По щучьему велению». Он сторонник старых порядков, мир изменился, а герой остался прежним. Теперь Иван смешон в глазах окружающих. Неумение приспособиться к современным условиям сделало героя дураком.

На примере разберем сказку «Иванушка-дурачок». В этом произведении рассказывается о глупых приключениях Ивана, вот одно из них:
Были-жили старик со старухою; у них было три сына: двое умных, третий — Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.

В одно время наварила старуха ржаных клёцок и говорит дураку: «На-ка, снеси эти клецки братьям, пусть поедят!»

Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный — только вышел Иванушка за околицу, увидел свою тень сбоку и думает: «Что это за человек? Со мной рядом идет, ни на шаг не отстает — верно, клецок захотел?»

И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет. «Эка ненасытная утроба!» — сказал дурачок и пустил в нее горшком: разлетелись черепки в разные стороны.

Вот приходит с пустыми руками к братьям — те его спрашивают: «Ты, дурак, зачем?» — «Вам обед принес». — «Где же обед? Давай живее!» — «Да, вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!» — «Какой такой человек?» — «Вот он! И теперь рядом стоит!»

Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли в деревню обедать.

В данном отрывке показана глупость и наивность главного героя. Иван-дурак смешной в глазах читателя и остается положительным героем, ведь он отзывчивый и простодушный. Он хочет помочь людям, но получается всё наоборот.

В другой сказке дурак нечаянно убивает свою мать. Он сажает ее как живую в сани и выезжает на большую дорогу. Навстречу мчится барская тройка, дурак не сворачивает, его сани опрокидывают. Дурак кричит, что убили его матушку, испуганный барин дает триста рублей отступных. Затем дурак усаживает мертвую мать в поповском погребе над кринками с молоком. Попадья принимает ее за воровку, ударяет по голове палкой — тело падает. Дурак кричит: «Попадья матушку убила!». Поп заплатил дураку сто рублей и даром похоронил тело. С деньгами дурак приезжает домой и говорит братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья поубивали своих жен и повезли продавать («Коли за старуху столько дали, за молодых вдвое дадут»). Их ссылают в Сибирь, все имущество достается дураку.

Никто не принимает такие сюжеты за реальность, иначе бы они вызвали только чувство возмущения. Анекдотическая сказка — это веселый фарс, логика развития ее сюжета — логика смеха, которая противоположна обычной логике, эксцентрична.

Ю.И. Юдин пришел к выводу, что за всем многообразием персонажей анекдотических сказок встают два характерных типа героев. Во-первых, это глупец как активно действующее лицо: ему позволительно то, что невозможно для обычного человека. И, во-вторых, шут, хитрец, прикидывающийся простаком, «дурак навыворот», умеющий ловко обмануть своего противника. Как видим, тип героя всегда определен поэтикой смеха.

И не случайно большая группа сказок о ловком воре у всех народов изображает его с явной симпатией: вор крадет не ради корысти — он демонстрирует свое превосходство над окружающими, а также полное пренебрежение к собственности. Смелость, ум, удачливость вора вызывают восхищение. Сказки о ловком воре опираются на древнее право, на родовые имущественные отношения.

В анекдотических сказках по их содержанию выделяются следующие сюжетные группы: о ловком воре; о ловких и удачливых отгадчиках, о шутах; о глупцах; о злых женах; о хозяине и работнике; о попах; о суде и судьях.

Поэтика анекдотических сказок — это поэтика жанра, в основе которого лежит смех. Сливаясь с другими формами народной сатиры, анекдотические сказки использовали раешный стих.

В сказках используется реалистический гротеск — вымысел на основе реальности. В группе сюжетов о глупцах гротеск проявляется как особая форма «дурацкого» мышления.

Сказка использует прием пародирования, комическое словотворчество. Особенно часто пародируется речь попа, дьячка и сам обряд церковной службы. Необходимо подчеркнуть, что русский фольклор не знает антирелигиозной темы, идея Бога никогда не подвергается в нем сомнению. Но к служителям культа сказка относится без снисхождения, высмеивая их жадность, чревоугодие и любовные похождения. Вот, например, некдотическая сказка «Добрый поп»:

Жил-был поп. Нанял себе работника, привел его домой: «Ну, работник, служи хорошенько, я тебя не оставлю!»
Пожил работник с неделю, настал сенокос. «Ну, свет,— говорит поп,— бог даст — переночуем благополучно, дождемся утра и пойдем косить сено!» — «Хорошо, батюшка».
Дождались они утра, встали рано. Поп говорит попадье: «Давай-ка нам, матка, завтракать, мы пойдем косить сено».
Попадья собрала на стол. Сели они вдвоем и позавтракали порядком. Поп говорит работнику: «Давай, свет, мы и пообедаем за один раз, и будем косить до самого полдника без роздыха».— «Как вам угодно, батюшка, пожалуй, и пообедаем».— «Подавай, матка, на стол обедать»,— приказал поп жене.
Она подала им и обедать. Они по ложке, по другой хлебнули — и сыты. Поп говорит работнику: «Давай, свет, за одним столом и пополуднуем, и будем косить до самого ужина».— «Как вам угодно, батюшка, полудновать так полудновать!»
Попадья подала на стол полдник. Они опять хлебнули по ложке, по другой — и сыты. Говорит поп работнику: «Давай заодно и поужинаем, а заночуем на поле — завтра раньше на работу поспеем».— «Давай, батюшка». Попадья подала им ужинать. Они хлебнули раз-два и встали из-за стола.
Работник схватил свой армяк и собирается вон. «Куда ты, свет?» — спрашивает поп. «Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо спать ложиться!» Пошел в сарай и проспал до света. С тех пор перестал поп угощать работника за один раз завтраком, обедом, полдником и ужином.

Анекдотические сказки могут иметь элементарный, одномотивный сюжет. Они бывают также кумулятивными («Набитый дурак», «Хорошо да худо»). Но особенно характерным их свойством является свободная и подвижная композиция, открытая для контаминации. При любом исполнении сказка могла разрастаться или сокращаться, что зависело от конкретной ситуации, от интереса к интриге со стороны слушателей и самого рассказчика.

 

 








Заключение

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли. Читая социально-бытовые сказки, можно узнать традиции народов, их быт; научиться смекалке у героев или просто посмеяться над Иванушкой-дурачком.

 

 

Список используемой литературы

1. Русское народное творчество: Учеб. для вузов / В.П.Аникин. – 3-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 448-493с.

2. Зуева Т.В. Чудесный мир сказки и историческая действительность // Восточнославянские волшебные сказки. М., 1992. С. 3-28.

3.  Корепова К.Е. Волшебный мир // Русская волшебная сказка: Антология. М., 1992. С. 5-18.

4. Новикова А.М. Русское народное поэтическое творчество. – М., 2002.

5. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

6. Самый большой сказочный портал рунета. [Электронный ресурс]. - http://ru-skazki.ru/miss-knight-and-soldier.html

7. TextoLogia.ru Журнал о русском языке и литературе. [Электронный ресурс]. - http://www.textologia.ru/literature/russkiy-folklor/skazki/bitovie-skazki/3286/?q=471&n=3286

8. Сорокины сказки. [Электронный ресурс]. - http://playground.ctp-design.net/fairytales/social.html

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: