МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Направление подготовки
050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Психология развития
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Психолого-педагогического образования
Автор: к. психол. н., доцент Погорелова Е. И.
Ростов-на-Дону
2014
1. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ[1]
Важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога является оформление разного рода документации. Документация – это пакет официальных документов, составленных по определенной форме и содержащих конкретную информацию. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога от просветительско-консультационной, профилактической до коррекционно-диагностической деятельности.
Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.
Нормативная документация - это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация образовательного учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.
Специальная документация - это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.
Из вышеперечисленной документации три вида документации являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида - свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель - ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).
Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация. Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога. По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.
В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени практического психолога в образовательном учреждении; график работы практического психолога; годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год).
Психологическое заключение
Психологическое заключение - это краткая психологическая характеристика состояния развития обследуемого на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического обследования.
Психологическое заключение преследует две цели: выполняет свои диагностические функции о состоянии, уровне и особенностях психического развития ребёнка на период обследования; является самостоятельным диагностическим заключением практического психолога. Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога.
В настоящее время при высокой вариативности научно-теоретических позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация в написании психологических заключений как по форме, так и по содержанию. Это связано, во-первых, с различением представлений психологов о психическом развитии, механизмах и средствах динамики психических процессов, во-вторых, с различением психодиагностических технологий, находящихся в компетенции психологов. Именно эти условия способствуют разработке содержания основной документации психолога.
Встречается несколько вариантов психологического заключения.
Вариант I. Структурирование по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях, как-то «Готовность к школе».
Вариант II. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. Здесь присутствует совокупность информативных данных о количестве воспроизведенных стихотворных текстов, параметров роста, объема грудной клетки, навыков вежливого поведения и т.д. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического). В некоторых случаях используется при оценке возрастного развития детей.
Оба варианта психологического заключения не отражают полную картину психического развития ребенка на определенном возрастном этапе.
Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к своему возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития.
Следовательно, в контексте дошкольной психологической службы психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастном этапе должно быть дифференцированно по возрастному принципу:
Психологическое заключение формы А - фиксирует данные диагностического обследования детей 3-4 лет (младший дошкольный возраст).
Психологическое заключение формы В - фиксирует данные диагностического обследования детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст).
Психологическое заключение формы С - фиксирует данные диагностического обследования детей 6-7 лет (старший дошкольный возраст).
Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ. Таким образом, в структуру психологического заключения должны входить следующие блоки:
1. Общие характеристики возрастного развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.
2. Познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции.
3. Личностно-эмоционалъное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной, ценностной сфер.
4. Коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности.
5. Детская компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности.
6. Готовность к школе на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости.
7. Далее - блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:
8. Особенности развития.
9. Проблемы развития.
10. Прогноз развития.
11. Рекомендации.