Вид эксперимента | Проблемы соответствия | Способы контроля | Достигаемая цель |
Естественный (индивидуальный) | Соответствие уровня ключевой дополнительной переменной | Подбор задач, соответствующих изучаемой деятельности | Обобщение результатов на изучаемую деятельность и рекомендации для каждого из испытуемых |
Искусственный | Соответствие всех переменных, вошедших в гипотезу, их реальным аналогам | Выбор адекватных условий независимой переменной, измеряемых показателей деятельности испытуемого и способов их представления; анализ возможных влияний имитации реальности | Обобщение результатов на изучаемые практические ситуации |
Групповой | Соответствие исследуемой выборки и изучаемой популяции | Схемы отбора испытуемых | Распространение результатов на популяцию |
Лабораторный | Соответствие методических процедур и теоретических понятий; проблема универсальности результатов | Выбор методических процедур | Проверка и уточнение теоретических моделей |
Факторный (и корреляционное исследование) | Интерпретация характера полученного результата действия независимой переменной (установленных корреляций) | Проведение серии экспериментов при разных уровнях дополнительной переменной (в корреляционных исследованиях подбор групп по этим уровням и статистический контроль) | Наиболее широкое обобщение результатов; выявление простого (или комбинированного) действия независимой переменной; (в корреляционных исследованиях выявление базовых факторов) |
Таблица 2.
Основные преимущества различных видов эксперимента и некоторые факторы, нарушающие их внутреннюю валидность
Вид эксперимента (основание сравнения) | Достигаемые преимущества | Факторы, нарушающие внутреннюю валидность | Способы их контроля |
Искусствен-ный (интраинди-видуальный) | Устранение систематического смешения и сокращение ненадежности данных | Эффекты последовательности, предубеждения экспериментатора, факторы задачи и др. | Интраиндивидуальные схемы, адекватный подбор задач |
Групповой | Возможность распространения результатов на популяцию и применения межгрупповых схем; устранение эффектов последовательности | Индивидуальные различия испытуемых | Схемы распределения испытуемых по группам |
Лаборатор-ный | Возможность методического обеспечения единичной независимой переменной (и очищения ее условий); возможность проверки точных экспериментальных гипотез (в том числе - нуль-гипотезы) | Сопутствующее (искусственное и естественное) смешение независимой переменной | Введение контрольного условия, или расширенной переменной |
Многоуров-невый (кроссин- дивидуаль-ный) | Преодоление неполноты независимой переменной, дополнительный контроль сопутствующего смешения (осведомленности испытуемых); возможность проверки точных гипотез о количественных отношениях | Эффекты неоднородного переноса, ряда, центрации; неверно установленное отношение между независимой и зависимой переменными | Кроссиндивидуальные схемы; контроль репрезентативности обобщенных данных, адекватного числа уровней, проверка правильности измерений |
Факторный | Контроль сопутствующего смешения базисной переменной и обобщения результатов при проверке гипотез с одним отношением; возможность проверки комбинированных гипотез и измерения взаимодействий | Дополнительные сопутствующие переменные | Новый факторный эксперимент |
Корреляци-онное исследова- ние | Возможность проверки гипотез о соотношении (и взаимодействии) факторов без их активного изменения | Все переменные, помимо интересующих исследователя | Статистический контроль, подбор групп, уравненных по побочным или дополнительным факторам |
Приложение 1.