Подготовка к сдаче экзамена (зачета)

В идеале к экзамену (зачету) необходимо начинать готовиться с первой лекции, семинара по данному курсу. Общение с преподавателем в аудитории во время лекционных и в особенности семинарских занятий, в ходе которых студент постепенно, «шаг за шагом», осваивает новую учебную информацию, позволяет ему быть не просто слушателем, пассивно воспринимающим новую информацию, но активным соучастником образовательного процесса, гарантирует высокое качество этого процесса. Именно такой подход, предполагающий постоянную, систематическую работу студента по освоению учебного материала, позволяет ему получить наиболее глубокие и прочные знания.

Однако далеко не все студенты сразу хотят включаться в такую долгосрочную работу. Многие предпочитают лишь «обозначать» свое присутствие на лекциях и семинарах, а то и вовсе пропускают учебные занятия. Это приводит к тому, что у студента не складывается целостного впечатления от учебного курса, возникают заметные пробелы в учебной подготовке. Полностью ликвидировать эти пробелы практически невозможно, хотя необходимость сдавать экзамен (зачет), конечно, вынуждает студента прилагать большие усилия для того, чтобы наверстать упущенное в ходе семестра. Стоит только помнить о том, что знания, полученные методом «штурма» (когда большой объем учебной информации запоминается в течение нескольких дней перед сдачей экзамена или зачета), как правило, менее прочные и надежные, чем знания, получаемые постепенно в течение семестра.

При подготовке к экзамену (зачету) главное внимание следует уделить конспектам лекций, а уж затем – учебникам и учебным пособиям, другим источникам. Дело в том, что конспекты «живых» лекций актуализируют «слуховую» память студента (при том, конечно, условии, что он был на занятиях и слышал соответствующую лекцию), содержат конкретные примеры, помогающие лучше понять и запомнить новую для него информацию.

В настоящее время по курсу «Истории России» или «Отечественной истории» существует множество учебников и учебных пособий, различных специальных пособий, сборников документов и даже шпаргалок для сдачи экзамена. Вряд ли стоит использовать большое количество таких «подсобных» материалов – не только потому, что на их изучение просто не хватит времени, но и потому, что они в значительной степени дублируют друг друга, содержат во многом аналогичную информацию. Однако и ограничиваться только изучением конспектов тоже неправильно, поскольку немалая часть учебного материала изучается в ходе семинарских занятий, при подготовке к которым студент самостоятельно должен читать рекомендованные ему первоисточники и учебники. Поэтому при подготовке к экзамену (зачету) наиболее целесообразным является использование наряду с конспектами одного-двух рекомендованных преподавателем учебников (учебных пособий).

Писать или не писать шпаргалки? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Во-первых, использование студентом шпаргалки на экзамене (зачете) не допускается правилами, а потому может закончиться получением им неудовлетворительной оценки. Во-вторых, стоит ли тратить время на написание шпаргалок, если существуют официально изданные типографским способом большими тиражами уже готовые шпаргалки? И все же нельзя категорически отрицать какую-либо пользу шпаргалок. Они помогают пусть в краткой, схематической форме, запомнить большой объем учебной информации, систематизировать, логически выстроить ее. Шпаргалка – это логическая схема ответа на конкретный вопрос, своего рода «зарубка на память». Не стоит только при подготовке к экзамену (зачету) ограничиваться составлением или изучением уже готовых шпаргалок. Иными словами, шпаргалка должна не заменять изучение конспектов, учебников (учебных пособий), а дополнять их. И уж, конечно, не стоит брать шпаргалки с собой на экзамен (зачет), чтобы не было соблазна ими воспользоваться.

Отвечая на конкретный вопрос экзаменационного билета, студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), однако при этом он должен достаточно полно и убедительно ее аргументировать. Специфика курса «Отечественной истории» состоит в том, что при ответе на конкретный вопрос экзаменационного билета от студента требуется проявить знания различных подходов и концепций по данной проблеме. Изложение различных точек зрения на исторический процесс происходит на лекции преподавателем, так как студенту, не владеющему большим объемам исторических знаний, трудно это сделать самому. Право соглашаться или не соглашаться со взглядами конкретного мыслителя, комментировать их, не освобождает студента от необходимости точного и корректного их изложения.

При подготовке к экзамену (зачету) и на самом экзамене (зачете) следует использовать и программу курса; она помогает ориентироваться в учебном материале, структурировать и систематизировать его.

На экзамене (зачете) преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента.

Можно выделить следующие критерии оценок, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене (зачете):

♦ правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов, концепций, учений и т. д.);

♦ полнота и в то же время лаконичность ответа;

♦ новизна учебной информации, степень использования первоисточников, научных, учебных и нормативных источников;

♦ умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания при анализе конкретной ситуации;

♦ логика и аргументированность изложения материала;

♦ грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

♦  культура речи.

Таким образом, преподаватель оценивает как знания по данному предмету (содержание), так и форму их изложения студентом.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: