Особенности педагогического консультирования

 

Консультирование в различных сферах деятельности имеет специфическое особенности. Так М.А.Гулина указывает на определенное различие в проведении консультирования психологами и социальными работниками, существующее несмотря на внешнее сходство используемых подходов и методов. Если социальный работник в консультационной части своей работы со случаем (т.е. в индивидуальной работе с ситуацией, где клиент или группа людей рассматривается как центр ситуации) решает, например, использовать бихевиориальный подход ("behavioural social work") или психоаналитическую парадигму ("psychosocial approach" или "dynamic casework"), то его консультирование будет отличаться от консультирования психолога, использующего концептуально аналогичный подход (4).

Педагогическое консультирование отличается от психотерапии, психокоррекции и психологического консультирования. Под психотерапией большинство авторов понимают комплексное лечебное, вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психологических заболеваниях. Как указывает В.Ю.Меновщиков, "условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности" (5).

В российской науке был введен в обиход термин "психокоррекция". По мнению ряда авторов (Кабанов, Личко, Смирнов и др.), психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств, но в то же время лечение в некоторых случаях рассчитано не на полное устранение патологических нарушений, а лишь на их компенсацию. Существенной общей особенностью и психотерапии, и психокоррекции является психологическое воздействие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма.

От классической психотерапии психологическое консультирование отличает отказ от концепции болезни и сосредоточение внимания на прояснении проблемной ситуации, поиск путей ее разрешения за счет актуализации личностных ресурсов клиента.

Отличие педагогического консультирования от перечисленных видов психологической помощи показано в табл. 3.

Таблица 3 - Отличие педагогического консультирования от психологической помощи

Направление Субъект Объект Цель

Педагогическое консультирование

Консультирование персонала

Педагог-консультант, супервизор

Управленческий и педагогический персонал об­разовательного учреждения Разрешение проблемных ситуаций профессионального поведения. Развитие образовательного учреждения как организации, профессиональный рост педагогов и управленцев, становление продуктивного специалиста
Консультирование семьи Семья Оптимизация взаимоотношений родителей и детей в семье, разрешение проблем и профилактика ошибок семейного воспитания
Консультирование ребенка Ребенок Снятие учебных затруднений, повышение уровня воспитанности и образованности

Психологическая помощь

Клинически-ориентированная психотерапия Врач (психиатр, психотерапевт) Больной, пациент Ликвидация симптомов
Личностно-ориентированная психотерапия Врач, психолог, социальный работник Больной, клиент Личностные и межличностные изменения
Психокоррекция Врач, психолог Больной, клиент Исправление тех или иных расстройств, нормализация психической деятельности
Психологическое консультирование Консульти-рующий психолог, социальный рабо­тник Клиент, семья, группа Адаптация к жизни за счет активизации личностных ресурсов (выход из трудной жизненной ситуации)

 

Педагогическое консультирование предполагает учет изменений, происходящих в среде обитания человека постиндустриального общества, и должно быть адекватным новым социальным потребностям, связанным с плюрализацией жизненных стилей и устремлений детей.

Эти изменения коснулись прежде всего статуса ребенка, характера его взаимодействия с близкими родственниками, выполняемыми функциями и социальными ролями. Резкое сокращение рождаемости в западноевропейских странах (по данным Э.Йюргенса, на 50% за последние 25 лет), увеличение числа разводов и родителей-"одиночек" обострили проблему духовного одиночества детей, связанную с нарушением у них эмоционально-психического равновесия, социальных контактов, проявлением синдромов "маленького принца" (эгоизм, завышенная самооценка), аутизма, агрессивности, нетерпимости, переходящих в отдельных случаях в вандализм.

Необходимо отметить изменение иерархии ценностей в семейном воспитании, определенную либерализацию института семьи. Исследования N.Postmann, M.Folling-Albers и других свидетельствуют об усилившейся ориентации родителей на воспитание у детей самостоятельности, ответственности, предоставлении им возможностей для самовыражения и личностной самореализации. Авторитарный стиль в семье уступает место демократическому, а иногда и попустительскому. Методы внешнего контроля, поощрений и наказаний вытесняются механизмом самоконтроля, самооценки. Наряду с этим либерализация семейного воспитания нередко связана с попыткой родителей самоустраниться от решения сложных воспитательных проблем, переложить основное бремя ответственности на школу, профессиональных педагогов (18).

Немецкие социологи U.Beck, M.Folling-Albers говорят о "постсовременном обществе риска, когда стираются жизненные и профессиональные перспективы, утрачивается значение культурных, религиозных и иных традиций, осуществляется частая смена профессий, мировоззрения, партнера. Человек ощущает растущее одиночество, затрудняется процесс идентификации, хотя существуют шансы для индивидуального развития, ибо постоянно требуется выработка индивидуальных стратегий вырастания в жизнь, сокращается объем собственной деятельности" (10).

Многочисленные зарубежные публикации посвящены влиянию на современного ребенка средств массовой информации – "медий", ставших посредниками между реальным миром и познающим этот мир ребенком, лишенным возможности непосредственного наблюдения, восприятия действительности, ярких впечатлений и переживаний и потребляющим лишь вторичную, переработанную и адаптированную информацию, создающую в его душе образ "действительности" (second hand). Это приводит к отчуждению от общества, росту потребительской психологии, проявлению детской агрессивности и жестокости.

В качестве других особенностей социализации детей в современных западноевропейских странах ряд авторов отмечают "развращающий характер общества неограниченного потребления" (M.Folling-Albers), "сокращение пространства для игровой деятельности в городских застройках" (Э.Йюргенс), "редукцию мануально-чувствен­ных способов познания мира", "сложности интеграции межкультурного диалога с национальными меньшинствами, беженцами и переселенцами" (В.Валлрабенштейн). Все эти особенности социокультурного контекста развития ребенка, семьи и школьного образования, по мнению западных исследователей, должны быть предметом пристального внимания педагога-консультанта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: