Развитие идей гуманистической психологии в педагогическом консультировании

 

В период кардинальных общественных изменений, который переживает сегодня Россия, широкое распространение получают идеи гуманистической педагогики и психологии. Как отмечает М.В.Богу­славский, "всякий раз, когда человеческая цивилизация переживала потрясения, вступала в переходный период, значительно усиливалась потребность в гуманизации общества, а следовательно, и в гуманистической педагогике. Все это дает основания для творческо-крити­ческого использования соответствующего опыта в осмыслении и решении современных проблем российского образования" (2, 63).

В условиях гуманистической парадигмы образования одними из наиболее ценных для организации педагогического консультирования являются идеи, лежащие в основе гуманистических моделей консультирования.

Основной теоретической посылкой этих моделей является следующее: в клиенте изначально заложена позитивная схема его развития, т.е. сама природа человека постоянно движет его в направлении личностного роста и творческой самоактуализации, что делает индивида творцом собственной биографии, обладающим свободой выбирать и отстаивать собственный стиль поведения и общения, воспрепятствовать которому могут только физические или социальные барьеры.

Значительное влияние на развитие гуманистических моделей оказала теория самоактуализации личности А.Маслоу, который утверждал: "Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, поиск идентичности и автономности, жажду прекрасного (и другие стороны выражения стремления "наверх") сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространённую и, возможно, универсальную тенденцию" (25, 20).

Развитию данного направления научной мысли способствовали работы таких философов-экзистенциалистов, как С.Кьеркегор, К.Яс­перс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Л.Бинсвангер, а также теоретиков в области гуманистической психологии (Э.Фромм, Г.Оллпорт, К.Роджерс, В.Франкл, Дж.Келли, Р.Мэй, В.Сатир), которые пришли к общему выводу, что человек является создателем своего поведения и жизненного опыта, принимающим ответственность за свои решения и выбор средств их реализации.

Важной категорией, объединяющей позиции философов и психологов-гуманистов, является категория становления, которая в педагогическом консультировании отражает нестатичность развития жизненной и профессиональной биографии человека, постоянные изменения, происходящие в стиле и характере его поведения.

Препятствиями для становления могут быть страх успеха, социальные стереотипы, давление окружающих, потребность безопасности. Процесс становления требует наличия как поддерживающей социальной среды, так и мотивационной готовности индивида к риску, неудаче, возможной ошибке и связанному с ней разочарованию. Реализация потребности личности в творческой самоактуализации требует также от нее открытости новым идеям и инновационному опыту.

Для педагогического консультирования важен тезис гуманистической психологии о "вершинном переживании", когда самореализующийся в профессиональной деятельности человек чувствует волнующие и счастливые моменты, приводящие его в восторг и благоговение. Вершинное переживание свидетельствует о достижении специалистом профессиональной зрелости, педагогического мастерства и совершенства. Следовательно, речь идёт об акмеологической составляющей профессиональной деятельности педагога, т.е. того состояния, когда индивид достигает вершин профессионального мастерства, проявляющегося в способности эффективно, с минимальным количеством ошибок и "сбоев" решать нестандартные задачи, рационально использовать и расширять профессиональные возможности, демонстрировать высокие и стабильные результаты трудовой деятельности.

Теоретический фундамент личностно-центрированного консультирования, которое основывается на гуманистическом подходе, заложили работы К.Роджерса, который считал, что "эффективность консультирования определяется прежде всего качеством межличностного взаимодействия консультанта с клиентом" (28, 416). Технологии клиентоцентрированного консультирования являются недирективными по своему характеру и подразумевают высокую степень активности и самостоятельности клиента в разрешении своих проблем и затруднений. Иными словами, в процессе консультирования, ориентированного на принципы гуманизма, присутствуют субъект-субъект­ные отношения, характеризующиеся демократизмом и взаимной ответственностью участников консультирования.

В своих работах К.Роджерс раскрыл профессионально-лично­стные характеристики консультанта или помощника ("helper"), необходимые для достижения субъект-субъектных отношений:

а) помощник должен быть открытым и способным проявлять безусловное позитивное внимание и уважение ("regard"), т.е. он должен принимать и воспринимать клиента как заслуживающего внимания и уважения независимо от того, кем является клиент и что он говорит или делает;

б) помощнику должна быть присуща конгруэнтность, т.е. он должен использовать свои чувства в процессе консультирования, и при этом его вербальное и невербальное поведение должно быть последовательно;

в) помощник должен проявлять в своём поведении подлинность, т.е. он должен быть честным, откровенным и не прятаться за свой "фасад";

г) помощник должен проявлять эмпатию, т.е. он должен уметь дать клиенту понять, что понимает его образ мыслей и чувств и может видеть мир таким, как его видит клиент, но в то же время он должен сохранять свою отделенность от мира клиента (27).

Близко к Роджерсу определяют перечень качеств эффективного консультанта специалисты по социальной работе. Так, E.Coulshed, представитель Британской ассоциации социальных работников, профессионально-личностные характеристики консультантов видит следующим образом:

1. Эмпатия или понимание – умение увидеть мир глазами другого человека.

2. Уважение – такое отношение к другому человеку, которое подразумевает веру в его способности справиться с проблемой.

3. Конкретность или способность быть определенным и точным – способ коммуникации с другим человеком, при котором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний.

4. Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь в этом другому.

5. Подлинность – способность быть настоящим во взаимоотношениях.

6. Конгруэнтность – совпадение того, что сообщается вербально, с языком тела.

7. Непосредственность ("immediacy" - способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) – работа с тем опытом, который имеется в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место в повседневной жизни клиента (13, 45).

Как бы ни выглядел перечень "добродетелей" консультанта или супервизора, наиболее важным, с нашей точки зрения, для педагогического консультирования является климат доверия, существующий между субъектами консультационного взаимо­действия, а также качество межличностных отношений между клиентом и консультантом, которые в большей степени определяют эффективность процесса сопровождения, чем то, какую стратегию, метод или тактический приём использует консультант.

Важными тезисами теории К.Роджерса для теории педагогического консультирования являются, во-первых, его стремление преодолеть в каждом клиенте противоречие между реальным и идеальным Я, иными словами инконгруэнтность, во-вторых, понимание и ощущение уникальности, неповторимости, своеобразия каждого взрослого или ребенка, нуждающегося в консультационной помощи, в-третьих, поиск позитивного даже в самом трудном клиенте и направление этих позитивных внутренних сил на самоактуализацию индивида.

Пример такого подхода можно привести из реальной консультационной практики.

Учительница М. обратилась к консультанту за помощью по поводу частых эмоциональных срывов, которые её "преследуют" в процессе взаимодействия с учащимися: учительница часто срывается на крик, допускает нарушение педагогического такта, прибегает к высказываниям по отношению к учащимся, граничащим с оскорблениями. Учительница осознаёт нежелательность такого стиля профессионального поведения и хотела бы видеть себя тактичным педагогом, выстраивающим продуктивное межличностное взаимодействие с детьми. Таким образом, консультант легко фиксирует осознаваемое клиентом противоречие между Я-реальным и Я-идеальным, что позволяет ему избрать необходимую тактику оказания помощи. В процессе беседы он пытается выявить особенности профессионального становления учителя, контекста, в котором формировалась его профессиональная биография. В результате прояснения ситуации консультант устанавливает, что перед ним "предметно-центрированный" учитель, ключевой "темой" профессионального бытия которого является стремление передать детям систему научных знаний и добиться их качественного усвоения. Опираясь на позитивное в профессиональном образе клиента (хорошее знание своего предмета, академические способности, заинтересованность в успехах детей), консультант вырабатывает стратегию лечения профессиональной "болезни" учителя. В процессе реализации этой стратегии клиент приобретает "человекоцентрированный" взгляд на организацию учебного процесса, предполагающий обращение к ребёнку, его субъектному опыту, индивидуально-психологическим особенностям.

Такой подход помогает учителю выработать новые образцы профессионального поведения, связанные с диалоговыми формами общения, исключающими директивность и авторитарный напор. Клиент и консультант совместно разрабатывают программу позитивного изменения профессионального поведения, в процессе реализации которой учитель получает навыки саморегуляции и устойчиво положительного отношения к детям.

Проведённый нами анализ позволяет сделать вывод, что гуманистические концепции могут служить важным теоретическим источником процесса педагогического консультирования, поскольку они проповедуют те гуманистические ценности, которые определяют современное развитие как общества в целом, так и системы образования в частности.

 

Вопросы для дискуссии

1. Связано ли распространение педагогического консультирования с объективным усложнением профессиональной деятельности педагогов, или оно вызвано субъективными затруднениями отдельных учителей и воспитателей?

2. Способно ли педагогическое консультирование стать определенной альтернативой традиционным формам повышения квалификации и организации методической работы?

3. Необходима ли специальная подготовка педагогов-консультантов в высшей школе, или в роли консультанта может выступать любой квалифицированный специалист, имеющий необходимый жизненный и профессиональный опыт?

4. Как Вы оцениваете мотивационную готовность большинства современных педагогов обратиться за консультационной помощью к более опытному специалисту? Не является ли такое обращение для многих педагогов признанием недостаточного уровня их профессиональной компетентности?

5. В практике зарубежных школ принято заключение письменного контракта между консультантом и клиентом, предусматривающего финансовое вознаграждение для специалиста в области педагогического консультирования. Как Вы оцениваете возможность нормативного правового регулирования взаимоотношений клиент-консультант в отечественной системе образования?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: