Формирование мировоззрения школьников

Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Мировоззрение сост из: знаний (сис-ма начных истин), взглядов (суждения, субъективный вывод чел-ка, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определением им своего отношения к этим явлениям), убеждений (совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности и искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения) и идеалов (осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремлением, личности). Ф-ции: Информационно-отражательная функция мировоззрения связана с определенным способом восприятия явлений и событий окружаю­щего мира и их отражением в сознании человека. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую преломляются все внешние воздействия. Ориентационно-регулятивная функция мировоззрения связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его со­знанием, его взглядами и убеждениями. Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. Виды мировоззрения: Научное мировоззрение опирается на научную картину мира. Оно является объективно верным. Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональ­ный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Но поскольку школа у нас главным об­разом светская и отделена от религии, ее задача – формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся представление о научной картине мира и правильно истолковывать роль религии в обществе. Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколе­ния в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, представ­лений о мире. В мировоззрении каждого чел-ка есть и религиозное, и научное, и обыденное, просто что-то доминирует. Ср-ми форм-ия мировозз явл-ся ПО, внеуроч деят-ть и самостоят деят-ть уч-ся. Усл-ия перхода от науч. Знаний ко взглядам и убеждениям: 1. Обеспечить глубокую научную доказательность, логическую убедительность и непротиворечивость знаний. 2. Использовать принцип историзма, связать обучение с жизнью. 3. Возбудить эмоциональное отношение к знаниям, развить познавательную активность и самостоятельность. 4. Учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Усвоение мировоззр аспектов знания обеспеч-ся отбором содержания, методами препод-ия, выдел-ми фундамент идей, межпредмет связями. Взгляды и убежд форм-ся в общении и в собств практич деят-ти (труд, худож..). Очень важна позиция педагога. Формирование мировоззрения школьников – про­цесс длительный и многосторонний; он зависит не только от раз­личного уровня овладения знаниями и соответствующего им уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от возрастных осо­бенностей учащихся. Пок-ли сформ-ти: наличие системы знаний, взглядов и убежд, кот проявл-ся в различ видах деят-ти, способность соверш-ть свои знания и деят-ть.

 

Умственное В

УВ - Специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие учителя и ученика, направленное на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Осущ-ся в тесном единстве с форм-ем мировоззрения. Цель —форм-ие интеллект культуры личности. Задачи: 1. развитие познавательной мотивации, 2. формирование системы знаний и интеллектуальных умений, 3. формирование культуры учебного труда, 4. формирование мировоззрения. Содержание: знания (факты, понятия, теории о природе, чел-ке, общ-ве), мировоззрение (система взглядов на мир, совокупность научн, философ, политич, правовых,нравств, религ и др убеждений и идеалов). Методы, формы и ср-ва: на уроке (идти быстрым темпом, беседы, дисскусии,т.е. проблемное обучение, задания на сравнения, позволять детям самим выводить правила, стимулировать выработку познавательного интереса, орг-ция проектной работы учащихся, обучение в сотрудничестве); вне урока (коллективные формы – выставки, конференции, научно-исследовательские экскурсии, лекции, олимпиады, конкурсы, предметные дни; групповые – кружки, секции, интеллект игры, ученические научные сообщества; индивидуальные – доклады, рефераты, научные работы, творческие задания). Методы и приемы диагностики и оценки рез-ов: наблюдение, анкета, беседа, интервью, анализ, изучение продуктов деят-ти.

 

Нравственное В

Нравственное воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.  Цель: форм-ие нравств культуры личности. Источники (принадлежат окруж дейст-ти): мораль общ-ва. Задачи: форм-ие отнош чел-ка к природе, общ-ву, труду, людям и самому себе на основе общечеловеч и национ-х ценностей(долг, честь, трудолюбие). Содержание: знания о нормах морали и нравств ценностях à отношения (к природе,труду,себе,общ-ву,гос-ву)à качества, форм-ие нравств привычек и поведения. Методы, формы и ср-ва: на уроках (лит-ра, музыка, изо, труд, чог, добросовестное отнош, доброжелат стиль общения, вовлечение в деят-ть (труд, общ, худ), приемы сравнения лит произв, заучив-ие стихов и песен, сочинения писать, поручения и требования, наказание и поощрение); внеуроч деят-ть (субботники, волонтерская деят-ть в детдомах, благотвор акции, музеи, студии, кружки, театры, эстетические беседы). Методы и приемы диагностики и оценки рез-ов: наблюдение, анкета, беседа, интервью, эксперимент.

 

Эстетическое В

Эстетическое воспитание – это специально организованная разнообразная художественно-эстетическая деятельность учащихся, направленная на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Цель: форм-ие эстетич культуры личности. Источники(принадлежат окруд дейст-ти): ис-во, природа, труд, человеч-е взаимоотнош. Задачи: форм-ие умения воспринимать, понимать, беречь и создавать прекрасное; развитие эстетич вкусов и потребностей. Содержание: ЗУН худож-ой деят-ти, восприятие, чувство вкуса, эстетич идеалы, склонности. Методы, формы, ср-ва: на уроке (музыка, лит-ра, изо, эстетика помещения и учителя, речи и поведения, классич-я лит-ра и музыка, читать биографии великих людей и подражать, сочетать различ жанры ис-ва для большей экспрессивности, физич красота и внеш вид); вне урока(походы, экскурсии, кружки, выставки, тематич вечера, конференции, встречи, «быстрее, выше, сильнее», конкурсы, ансамбли, оркестры). Методы и приемы диагностики и оценки рез-ов: наблюдение, анкета, беседа, интервью, эксперимент. Рез-т: эстетич воспитанность.

 

Физическое В

Физическое воспитание - многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни. Цель: форм-ие культуры ЗОЖа. Задачи: 1. Формир-ние необход знаний в области медицины и гигиены, физ культуры и спорта. 2. Формирование полож отношения к здоровью и потребностям физ активности. 3. Формирование умений и навыков, вовлечение в физкультурно-оздоровительную деят-ть. Содержание: привычки поведения, ценностное отношение, личностн кач-ва, знания. Методы, формы и ср-ва: на уроке (физ-ра, там З и У получаем, ОБЖ, биология, химия, иностр язык, физкультминутки, проветривание, рассадка учеников); вне урока (соревнования, спорт секции и кружки, занятия спортом, туризм, походы, встречи с психологами, спортсменами, на каникулах-спорт лагеря, различные «анти- компании(антикурение). Методы и приемы диагностики и оценки рез-ов: наблюдение, анкета, беседа, интервью, эксперимент.

 

35. Гражданское и патриотич. В.

Гражданско-патриотическое В - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в обществе, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Цель: форм-ие гражданской, патриатич культуры и культуры межнациональн отнош. Задачи: формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Содержание: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохране­ние верности родине; гордость за ее социальные и культурные до­стижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способ­ности расцвету родины, уважение к людям различных национальностей. Методы, формы, ср-ва: на уроке (чтение патриатич произвед и биографий ученых, писателей, деят-ей, изучение символики(герб, флаг), география и история своего края, изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран, бел лит); вне урока (краеведческий музей, музеи достижений родного края, походы по родному краю, экскурсии в др города). Методы и приемы диагностики и оценки рез-ов: наблюдение, анкета, беседа, интервью.

 

36. Трудовое В. Профориентация.

Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирование у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявление в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Цель: формирование трудовой культуры и личности. Задачи: 1. Формирование трудовых умений и знаний о профессиях и спциальностях. 2. Положительное отношение к труду. 3. Приобретение первичных труд У и Н. 4. Подготовка к выборы професии (проориентация). Виды: умственный труд и трудовое обучение, труд по самообслуживанию, общественно-полезный труд, производительный труд. Методы, формы, ср-ва: на уроке (ручной труд, умств труд-уроки математики-не простое заучивание, а анализ и понимание, уроки труд обуч- фор-ие прост У и Н в труд области, уроки мед подг и НДП, УПК, решаются задачи профориент.), вне урока (обществ полезный труд-уборка, субботник, озеленение, макулатура, металлолом, ягоды, яблоки; труд по самообсл- дежурство, ремонт и уборка класса, уход; производит труд- шить костюмы, волонтеры в приюты ). Методы и приемы диагностики и оценки рез-ов: наблюдение, анкета, беседа, интервью. Профессиональная ориентация - процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Итог-проф самоопредел-ие.

Компоненты Сущность Способы реализации
Проф просвещение=информирование Ознакомление Учитель-предметник и класс руковод, примеры, встречи, лекции, экскурсии, беседы, фильмы, информ час
Проф диагностика Изуч уч-ся для дачи им советов Анкетирование, вопросы, игры, медосмотр, IQ
Проф консультация Выдача рекомендаций Учитель-предметник консультирует
Проф отбор Выбор кандидатов Отбор для научн работ, рефератов, конкурсов, в гимназии и лицие, профклассы
Проф адаптация Приспособл к усл-м произ-ва Наставничество, памятки с подсказками

 

Экологическое В

Экологическое воспитание — это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств. Цель - форм-ие экологич культуры. Задачи: 1. Формир знаний об окр мире (ресурсах –возобновляемы и нет, влияния природы на чел-ка, как сохранить природу). 2. Формир восприятия красоты природы (гармонизация отношений человека и природы – «не сорви цветок»),3. Сформировать навыки как можно устранить возможных экологически негативных последствий, сохранить природу, создать благоприятные экологических условия. Методы, формы и ср-ва: на уроке (природоведение, история, биология, география), вне урока (походы, экскурсии, кружки и клубы, исследования, программы общение с природой, зоопарки, пущи). Методы и приемы диагностики и оценки рез-ов: наблюдение, анкета, беседа, интервью.

 

38. Технологии и формы воспитательной деят-ти.

Технология В = алгоритм - система последовательного развертывания пед деят-ти и общения восп-ля и воспит-в; единство целей, содержания, методов, приемов, форм и ср-в В, обеспеч-х четкость, продуманность, повторяемость воспит процесса. Признаки технологии В: концептуальность (основана на концепции), системность (последоват логика, целостность и взаимосвязь), управляемость (постановка легко осущ целей, планир-ие, контроль и кач-ва рез-ов), эффективность (гарантия высокого рез-та), воспроиз-ть (возожность тиражирования). Выбор методов, приемом, форм, ср-в и технологий В зависит от: цели и содержания В, возрастных и индивид особ, ур-ня воспит-ти, ур-ня сформир-ти ученич коллектива, условий воспитания (пед ситуации), пед мастерства и личност кач-в воспит-ля, времени В и ожидаемых последствий пед возд-ия. Главное требование к организ-ии воспит работы - ее пед целеообр-ть. Воспит мероприятия должны быть не случайным набором, а хорошо продуманной системой, комплексно возд-ть на личность, иметь опр-ую последоват-ть, обеспечить непрерывность В. Их главные особенности - необходимость, полезность, осущест-ть. Добиться этого позволяет КТД - способ(алгоритм) орг-ии яркой коллективной жизни, в кот присутствует романтика, мечта, радость, труд, игра, творч-во и товарищ-во.КТД - осн воспит ср-во при создании коллектива единомышл-в. Суть КТД в орг-ии взаимод-ия педагога и воспит-в на уроке или во внеуроч деят-ти, при кот они вместе планир-т, орг-ют, осущ-т, анализ-т, рефлекс-т совместн творч деят-ть. Соавторство, содружество, сотруднич-во, сотворчество, сопереживание. Алгоритм орг-ции КТД: 1. Подготовка и орг-ция В-го дела: а) проведение стартовой беседы, коллективное выдвижение идей (мозговой штурм, возможна предварительная разведка; б) создание микрогрупп для обсуждения дела и его кллективного планирования; в) проведение сбора-старта для обмена мнениями микрогрупп и создание совета дела (орг комитет); г непосредственная подготовкадела (выполнение заданий микрогруппами). 2. Проведение дела (важен положительный, эмоциональный настрой, худ и муз оформление, свобода выбора, интеракция, импровизация). 3. Анализ и рефлексия дела. 4. Последействие. Формы воспит работы - различ внекласс и внешкольн мероприят, виды деят-ти школьн-в, конкретные воспит дела (утренники, походы, викторины, конкурсы, эстафеты, олимпиады), кот можно классифиц-ть на массовые, групповые и индивид.

 

39. Школьная среда и ее влияние на разв личности. Ученич кол-в и методика его формир-ия.
Школьная среда - те, взаимоотнош, поведение и настроения членов кол-ва, кот создают атмосферу. Чел-к- обществ-ое сущ-во и для разв его личности ему необходимо общение с др людьми, поэтому он становиться членом больших и малых групп. Большие (нация, народ-ть, гос-во) оказ-ют возд-ие через представит-й малых групп (труд коллектив, обществ организ, семья). Группы созд-ся для различ видов деят-ти (учебн, игровой, спорт) на постоянной основе, временно и ситуативно. Группа - совокуп-ть свободно объединив-ся, полезных друг другу людей, кот в процессе взаимод удовлетвор-ют личные запросы и интересы. Ур-ни разв групп: * группа-конгломерат (диффузная группа) -группа незнакомых людей, кот в силу обстоят-в собрались вместе – только цель); * номинальная группа (песчаная россыпь) -имеет формальн-й статус, отнош-я поверхностны и ситуативны – цель+имя; * группа-ассоциация (мягкая глина) - члены ее принимают данные усл-я деят-ти, устанавл систему межлич отнош – появ отношения; * группа-кооперация (мерцающий маяк) - имеет утвердивш-ся организ-ую стр-ру, но отношения деловые – осущ деят-ть; * группа-автономия (алый парус) - единство, сплоченность, образ «мы», но дистанциров-ие от др групп «они»; * коллектив (горящий факел) - высокоорганиз-ая группа людей, единомышленники, каждый из кот стремиться к достиж единой цели. Признаки коллектива: 1. общая соц значимая цель, 2. общая совместн деят-ть и общение для достиж цели, 3. отношения ответственной зависимости (соединение положит деловых межлич отнош), 4. органы самоупр-я (открытое голосование на демократич принципах), 5. сплоченность, благоприят климат. Ф-ии коллектива: организатор-я (самостоят-но организ-т и управ-т деят-тью), нравственно-воспит (В личности происходит благодаря методу параллельного действия руководителя, актива и всего кол-ва – 3 признак), стимулирующая (побуждение к активности, нравств поведению). В-ная ценность коллектива для личности: сфера жизнедеят-ти и общения; осн база накопления полож опыта взаимодействия (в-щая среда); гарант защищённости и поддержки4 сфера самоопределения, самоутв, саморг-ции личностного «я». В-ная ценность ученическог коллектива: детский коллектив выступает базой для многих неформальных, временных ситуативных детских объединений в разных видах деят-ти (учебной, игровой, трудовой, спортивной), создавая в-щую среду для каждого ученика. Как сформировать коллектив: 1. Начинать надо в совместной внеур деят-ти, кот должна быть увлекательной, практической, понятной, осознаваемой и воспринятой всеми учащимися. 2. Осн технология формир коллектива – КТД. 3. Осн метод формир коллектива – пед требование. 4. Путь формир-ния – переход от категоричного требования педагога к свободному требованию личности к себе на фоне требований всего коллектива. Этапы формир коллектива: 1. Становл-е кол-ва, когда руководитель предъявл-т требования всем членам группы, добивается поддержки со стороны наиболее сознательных ее членов (актива). От конгломерата через ассоциацию к кооперации. Пок-ли сформ-ти: мажорный стиль и тон жизни, кач-ый ур-нь выпол-ия всех видов деят-ти, выделение реально действующего актива. 2. Усиление влияния актива, кот не только поддерж-ет требования рук-ля, но и предъявл-ет их членам кол-ва; рук-ль предъявл-т требования или соотруд-ет с активом. От кооперации к автономии. Задача-создание реально действ-го самоупр-ия. Пок-ли сформир-ти: появл реально действ-х органов самоупр-я и надел их реальными полномочиями. 3. Расцвет коллектива, когда в нем сформир-ны устойч-е взгляды и положит привычки поведения; требования предъявл-т все члены кол-ва друг к другу, причем к себе выше, чем к другим. От автономии к кол-ву. Условия развития коллектива: умелое предъявление требований, гласность, здоровое общ-ное мнение (оценка разных событий членами коллектива), сис-ма преспективных линий в любой момент жизни у кол-ва должна быть увлекательная цель (перспектива), близкая, средняя, дальняя, кот понятна я воспринята всеми.), положительные традиции, сменяемые органы самоуправления. Статус личности в коллективе – это положение каждой личности, её соц роль в сис-ме деловых (формальная стр-ра) и межличностных (неформальая стр-ра) отношений. Гл В-ная задача педагога – максимальное совпадение формальной и неформальной стр-р. Роль/стату оказывает сильное +/- влияние на развитие личности ученика. Задача учителя – регилировать отношения в уч-ком коллективе на основе диагностик соц статуса каждого ученика в классе (социометрия). Социометрия позволяет также выявить наличие микрогрупп в классе, различных по ценностям, интересам, авторитарности. Задача пед – добиться, чтобы микрогруппа с наиболее высоким соц значимыми ценностями стала самой авторитетной, а ученики с низкими ценностными могли влиться в более близкую им микрогруппу. Как повысить статус личности в группе: орг-ть поле деят-ти, где личность может проявить себя; создать ей группу поддержки из наиболее авторитетных членов коллектива. 

40. Формирование положительной Я-концепции ученика.

Я-концепция (в западной психологии, в отечественной - самосознание) – осознание и целостная оценка чел-ком самого себя; совокупность представления(знаний) чел-ка о себе настоящем и будущем, реальном и идеальном. Компоненты Я-концепции: 1) когнитивный - образ «я», самопредставление, каким я себе кажусь, относительно устойчивый не всегда осознаваемый, но переживаемый как уникальная система представлений личности о себе (я идеальное-хотел бы быть, реальное-на самом деле, зеркальное-глазами других). Осознание противоречий разрыва между составляющими образа Я явл-ся внутр источником активности чел-ка, давиж силой его саморазв, мотивом его самоизменения и самовоспит. 2) эмоц-оценочный - результат сравнения реального и идеального я, как я к себе отношусь, самопринятие, самоотношение, самооценка= успех(реальные достижения) / ур-нь притязаний (желаемый ур-нь самооценки); 3) поведенческий – что я делаю, чтобы достичь внутр гармонии, возможное поведение, вызванное самопредставлением и самооценкой, легко диагностируется с помощью наблюдения (при положительной я-концепции чел-к проявляет оптимизм по поводу успехов в будущем, уверен в своей компетентности, считает, что ставит реальные цели и напряженно трудиться; при отрицат я-концепции самокритикует, имеет негативные ожидания, склонен подчеркивать недостатки других, критикует их успехи, зачатую побуждает буллинг). Я-концепция - динамическая система предст-й личности о себе, относит-но устойчивое, но и подверженное внутр изменениям психич-е образование, кот возникает и складывается в рез-те соц взаимод-я, т.е. в процессе социализации и воспитания. На ранних этапах возрас-го разв любые соц контакты оказ-ют формир-ее возд-ие, но особенно важными для чел-ка явл-ся контакты со значимыми (родители, учителя, сверстники), кот в конечном итоге опр-ют понятие личности о себе. Затем Я-концепция начинает играть относит-но самостоят роль: она стан-ся для чел-ка тем фильтром, кот позволяет личности интерпретировать, объяснить ее соц роль. Успехи чел-ка в жизни иногда больше зависят от его представлений о своих способностях, чем от самих способностей. Задача педагога - исп-уя предметные О и В ситуации, сформир-ть позитивное представление ученика о себе, привить ребенку ощущение собственной ценности, значимости, компетентности. Осн инструмент педагога - методы оценки (поощрение и наказание). Оценка должна быть разнообразной и должна даваться деят-ти, а не личности учащегося. Позитивное оценивание обеспечивается писохо-пед поддержкой ученика, кот может быть: 1. Дидактическая помощь в ПО. 2. Рациональная орг-ция учебной деят-ти. 3. Помощь в постановке реаличтиных целей. 4. Обучение приёмам рефлексии и самооценки. 5. Создание ситуаций успеха, акцент на способностях и достижениях (но может быть и ситуация не успеха – холодный душ). 6. Создание свободной психолог атмосферы на уроке и вне. Учитель должен быть источником разнообразного опыта для того, чтобы дети могли обращаться к нему за помощью в разных аспектах жизни. Я-концепция личности ученика во многом зависит от Я-концепции личности учителя, т.к. она опр-ет выбор стиля взаимод и общения, выбор методов, форм, ср-в В. Роль Я-концепции: способствует достиж-ю внутр гармонии, явл-ся источником ожиданий личности, опр-ет субъкт-ое восприятие внешн влияний (интерпретацию опыта).

 

41. Методы В и их классификация.

Методы В - способы возд-ия (влияния) на сознание, чувстава, поведение воспитанников в совместной с воспитателем деят-ти с целью форм-ия определ-х взглядов, убеждений, отношений, привычек поведения, личностных кач-в – решения В задач.Мметоды В делятся на группы: 1. Методы формирования сознания личности или методы убеждения (рассказ, объяснение, разъяснение, инструктаж, лекция, беседа, диспут, пример, внушение) оказ-ют влияние на сознание личности. 2. Методы стимул-ия деят-ти поведения личности (перспектива, соревнование, создание ситуаций успеха, поощрение, критика, наказание) оказ-ют влияние на чувства. 3. Методы орг-ии деят-ти и форм-ия опыта поведения или методы упражнения (пример, приучение, упражнение, требование, поручение, обществ мнение, создание воспит ситуаций) оказ-ют влияние на поведение. Каждый метод может быть реализован с помощью различных действий педагога - приемов воспитания (проявление восхищения, радостное удивление, сопереживание, внушение уверенности, проявление доброты, внимания, заботы, авансирование личности, проявление доверия, ласковый упрек, намек).

 

42. Семейное В. Взаимод-е школы и семьи.

Семья - основанная на браке и (или) кровном родстве малая соц группа, члены кот объединены совместным проживанием и ведением дом хоз-ва, эмоц отнош-ми и обязанностями друг перед другом. Ф-ии семьи: воспитательная (атмосфера, микроклимат, личный пример, убеждения, образ жизни), репродуктивная (продолжение рода), досуговая (духовн потребности), коммуникативная (основа общения), психотерапевтич (чувство защищенности, тебя принимают не смотря ни на что), хозяйств-экономич (накопление имущества, приобрет собственности, жилья, культура труда и быта, стирка, уборка). Воспитание детей - конституционный долг родителей! Семейное В – взаимодействие родителей с детьми, направленное на создание благоприятных условий для развитий членов семьи (и ребёнка, и родителей). Задачи семейного В =задачи В в рамках всех осн направлений: интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, гражданско-патриотическое. Своих и чужих детей В-т одинаково, но своих труднее из-за чувств. Семейное В складывается из факторов: 1. Влияние образа жизни семьи (поступки родителей не должны противречить словам, нравствено-псих климат в семье, взаимодействия родителей и ребенка, образ общения, бытовые и гигиенические условия – формир привычки); 2. Целенаправленная В-ная деят-ть (вопит активность родителей, пед культура взрослых – отражение зрелости чел, родителя как воспитателя). Значение семейного В в формир личности: 1. Длительность воздейств, 2. Авторитет родителей (завоевывается в детстве, служит примером, семья – 1 школа), 3. Семейные эмоц отношения, 4. Индивидуальный подход (знание рычагов влияния). Типы семей: по составу – без детей (1 поколение), родители+дети (2 поколения), многопоколений (+влияние, только когда все действия согласованы); по полноте – полные, неполные (ребёнок усваивает гендерные модели родителе, а значит при неполн семье он видит только одну, но и то искажённую); по кач-ву отношений – благополучные и неблагопол (заблуждение о псевдоблаг семьи, основанное на материальном достатке). Компоненты семейного В (что должны знать родители – их пед культ): 1. Знания о ребёнке (физиология, психология). 2. Знание как обеспечить полноценое В, как узнать способнсти ребёнка. 3. Умение анализировать свои поступки. 4. Умение владеть собой. 5. Видеть проблемы ребёнка. Как повысить пед культ родителей: анализ спец лит-ры, школа молодых родителей, индивид работа с семьёй. Усл-ия эффективного семейного В: знание родителями возраст и индивид особен, педагогоич такт родителей, участие детей в совмест делах семьи, морально-психологич поддержка каждого члена семьи, демократич стиль общения, положит семейные традиции обряды, ЗОЖ, правильная организация жизнедеят-ти детей(режим, труд, учеба, досуг..), последоват-ть и согласов-ть требований, умение сочетать любовь с разумными требованиями. Взаимодействие семьи и школы (принцип единства В) может быть: коллективным (тематические собрания – классные и общешкольные, родительские собрания, встречи со специалистами), индивидуальные (пед консультации – должны проводиться не выборочно, а со всеми, посещение семьи по приглашению, привлечение родителей к внеурочной деят-ти).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: