Оформление и презентация проекта

Педагогический проект

«Почему берёза – символ России?»

 

 

Выполнила:

Балахонкина Наталья Илларионовна,

воспитатель 

 

Введение.

Ты до того, березонька, красива!

         И в полдень жаркий, и в часы росы,

         Что без тебя немыслима Россия.

         И я немыслим без твоей красы.

О. Шестинский

 

Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю.

Мы должны чтить её символы: герб, флаг, гимн и гордиться своей страной. Наша родина – Россия. Россия… Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное голубое небо, тихий закат.

Подсолнух- похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, пчёлка собирающая нектар- всё это моя Родина.

А ещё, Родина – это прекрасное дерево. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России. Белая березка – символ красоты русской природы, она прекрасна в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг неё хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы - посвятили березке свои лучшие песни. Актуальность проекта «Почему берёза - символ России?» 

Актуальность заключается в том, что работа над проектом способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа. Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.

Цель:

 Развитие у дошкольников патриотических чувств: любви к Родине, родной земле, родной природе.

Задачи:  

Формировать представление дошкольников о русской березе как символе России.

Расширять знания детей о дереве березе, его качествах, свойствах. Дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обрядов связанных с русской березой.

 Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Реализация проекта

Этапы работы над проектом

 

Погружение в проект

Идею с темой проекта дали сами дети, так как, смотря познавательную передачу по телевизору, один мальчик узнал, что берёзы растут в России, а на Кипре нет, а одна девочка сказала, что берёзу считают символом России.

Отсюда сам собой и возник вопрос: «Почему берёза- символ России?». 

Хотя зачастую и многие взрослые не могут сразу дать ответ на этот вопрос.

 

Цель: 

Вызвать интерес детей к изучению берёзы - как символа России.

 

Задачи:

* Вспомнить с детьми все знакомые им символы России. (флаг, герб, гимн) * Познакомить с деревьями –символами других стран (Канада-клён, Латвия- липа и дуб, Австралия- эвкалипт и т.п.)

* Вызвать желание сравнивать и изучать берёзу с другими деревьями.

 

2.Планирование деятельности:

Основополагающий вопрос: Что мы знаем о берёзе?

Провести беседы «Россия - наша Родина», «Клён символ –Канады», «Берёза-дерево жизни», "Традиции и обычаи нашего народа, связанные с березкой».

Просмотр презентации «Берёза – глазами великих художников».

Выяснить, где можно найти информацию для работы над проектом *Прочитаем в энциклопедиях, журналах и художественной литературе.

* Посещение библиотеки.

* Посмотрим в интернете.

*Узнаем на занятии.

*Узнаем на экскурсии.

*Спросим у родителей, у воспитателей, старшего воспитателя.

Составлен план работы с детьми и родителями:

• Сбор информации.

• Подбор иллюстративного материала.

• Отбор художественной литературы, историко – публицистического материала.

• Организованная и неорганизованная деятельность.

• Совместная и самостоятельная деятельность.

• Создание в группе мини- музея «Русская берёзка- символ России»

• Презентация проекта.

Осуществление деятельности по решению проблемы

1. Познавательно-исследовательская деятельность (сбор информации)    Были сформированы группы детей по интересам.

1. Первая группа детей с родителями искали информацию в энциклопедиях, журналах и художественной литературе. 

История происхождения слова «берёза». 

«Троица» – праздник русской берёзки.

«Берёзовое царство» – хорошее лекарство.

 Берёза в народных приметах. 

Стихи, загадки, пословицы, поговорки, частушки о берёзе.

2. Вторая группа детей и родителей искали интересную информацию в интернете о том, почему ствол берёзы белый.

3. Третья группа детей с родителями сходили на экскурсию «Берёзы нашего города» с целью оформления фотовыставки «Берёзки города Отрадного», сбора опавших листьев для гербария «Деревья нашего города» 2. Взаимодействие со специалистами детского сада

- Музыкальный руководитель: знакомство с песнями о берёзе, хороводом

- Педагог-предметник по обучению грамоте:

Словесные игры«Составь предложение со словом «береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов).

 составление мини- рассказов, придумывание сказок о берёзке, чтение произведений о берёзе. «Березовый лес» И.Бунин, 

Беседа по картине «Березовая роща», 

Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза» Заучивание стихотворения «Люблю березку русскую» А. Прокофьева

- Педагог-предметник по ИЗО.

Рисование на тему:

- Рисование акварелью «Золотая березка».

 Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.

- Физинструктор: спортивное развлечение "Осенний марафон"Эстафета "Будь здоров"

Работа с родителями

1. Задание для родителей (совместно с детьми): изготовить книжки-малышки «Берёза- символ России»».

2. Конкурс рисунков и поделок «Белая берёза под моим окном..».

3. Совместная экскурсия с родителями в большой парк г. Отрадного.

4. Сбор книжек для оформления книжной выставки «Белая берёза».

5. Подготовить спилы берёзы, для детского творчества

6. Папка-передвижка «Все о русской березе».

7. Изготовление дидактических игр по теме.

4. Деятельность педагогов и детей 1. Просмотр презентаций, фотографий, герба и флага России.

2. Знакомство с разновидностями берёз.

3. Экскурсия на бульвар Узилова, в городской сквер, в городской парк культуры и отдыха.

4. Игровая деятельность по теме (Картотека дидактических игр).

5. Непосредственно образовательная деятельность.

Художественно-эстетическое развитие:

- Аппликация «Русская берёза»,«Деревья родного города», 

- Конструирование "Объемное деревце"

- Совместный коллаж «Кудрявые деревья- берёзки»

- Изготовление макета бульвара Узилова.

- Изготовление осеннего коллажа. (с использованием листьев берёзы)

-Разучивание хоровода «Во поле берёзка стояла...».

- Оформление спилов (рисование «Берёзка»)

Познавательное и социально-коммуникативное развитие:

- Викторина «Русская березка» (использование малых фольклорных форм).

- Беседы «Мой любимый город», «Деревья нашего города», «Улица, на которой я живу», «Традиции и обычаи связанные с берёзой», «Деревья родного края», «Береза-помощник человека», «Березы тоже плачут».

Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы. ( презентация «Берёза – лекарь»)

- Чтение художественной литературы по теме.

- Составление с детьми рассказов о любимых местах в городе Отрадный.

 

Оформление и презентация проекта

1. Самодельные дидактические игры 

2. Оформление фотовыставки «Берёзы нашего города».

3. Оформление книжек- малышек «Русская берёзка»

4. Оформление мини-музея «Русская берёзка –символ России».

5. Литературная гостиная «Белая берёза под моим окном…» 6. Участие в акции «Посади деревце»

Этап

Оценка результатов и процесса проектной деятельности Входе реализации проекта воспитанники показали свою увлечённость, креативность, узнали много нового. У детей возросла познавательная активность и творческая самостоятельность.

3. Заключение Внедрение данного проекта обеспечило:

Возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и придти к выводу, что «Берёза символ России».

Создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Дети рассказывали о том, что они часто стали выходить на прогулки по родному городу, многие родители занялись облагораживанием территории родного двора, а все это укрепляет семьи и воспитывает в детях бережное отношение к родному городу и гордость за свою малую Родину.

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности при изготовлении книг, альбомов и презентаций о берёзе.

 У детей повысились личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание. 

 Дети приобрели навыки необходимые для жизни в обществе:

ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

 

Литература

1. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе: «Учитель». Воронеж, 2001.

2. Н. Т. Брыкина. Нестандартные и интегрированный уроки. М.: Вако, 2004

3. А. А. Рутковская. Рисование в начальных классах. С-П: Дон Нева,2001

4. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.

5. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996

6. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.

7. Е. М. Тихомирова. Сценарии школьных праздников. М.: Экзамен 2006.

8. О. А. Шаповалова. Сценарии праздников в начальной школе. Саратов:

Лицей, 2005.

 

Приложение № 1 Пословицы и поговорки о березе

• Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

• Ельник, березник чем не дрова?

• За белыми березами тарара живет (язык).

• Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.

• Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.

• Услан березки считать (по дороге, т. е. сослан в Сибирь).

• Узнаешь вкус березовой каши.

• Пошел по широкой, где березки посажены.

• Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.

• Бог создал человека и создал тальник и березник.

• Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!

• На вознесенье завивают березку: если она не завянет до дня пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж.

• Когда береза станет распускаться, сей овес.

• Толкуй про еловый, а березовый крепче.

• Накормить кого березовой кашей.

• Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового листа.

• Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сырым боркам, по веретейкам.

• Плотва трется в первый раз на вербной; в другой — когда распустится береза; в третий — на вознесенье.

• Около меня свищет; я туда — свищет, я сюда — свищет; беда, думаю, влез на березу, сижу — свищет; ан это у меня в носу.

• Свинка ходит по бору, щиплет лебеду траву: она рвет, не берет, под березку кладет.

• На сошествие св. духа развивают березки, бросают венки в воду; если тонет — к несчастью, плавает — к добру.

Приложение №2

Дидактические игры:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: