1. Проблема личности в социальной психологии.
2. Социализация личности. Сферы социализации. Стадии социализации. Институты социализации.
3. Социальная зрелость как социально-психологический феномен личности.
4. Социальные установки: понятие, методы изучения. Изучение аттитюдов в зарубежной социальной психологии. Возникновение и изменение аттитюдов.
5. Поведение и установка. Эксперимент Р.Лапьера. Теория когнитивного соответствия (структурного баланса) Ф. Хайдера. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Диспозиционная концепция В.А. Ядова.
Литература: [1, 2, 3, 6, 11, 12, 13, 16, 18]
Контрольные вопросы
1. Приведите примеры этнических особенностей социализации?
2. Как Я-концепция связана с социализацией?
3. Какие составляющие элементы выделяют в Я-концепции?
4. Каковы основные механизмами конструирования самооценки с точки зрения социальной психологии?
5. Какие черты характеризуют зрелую личность?
6. Какой возраст является сенситивным для становления и стабилизации личностной зрелости?
|
|
7. Дайте определение установки по Узнадзе Д.Н.?
8. В чем заключался кризис изучения установок в 70-е годы XX в.?
9. В каком возрасте установки принимают свою окончательную форму?
10. Охарактеризуйте три измерения установки: когнитивную, аффективную и поведенческую?
11. В каком возрасте установки принимают свою окончательную форму?
12. Возможно ли изменение аттитюдов?
13. Что такое диспозиции личности по В.А.Ядову?
Рекомендации для подготовки к экзамену
Суммарный балл экзамена - 50 баллов. Форма проведения экзамена – тест, состоящий из 50 вопросов. Шкала оценки: один правильный ответ – 1 балл.
Возможна сдача экзамена в устной форме.
Итоговый балл по дисциплине формируется как сумма баллов за зачет и баллов, полученных в течение семестра за все виды учебных работ. Критерий перевода 100 бальной оценки:
Неуд. – менее 60 баллов,
Удовл. – 60-72 балла,
Хорошо – 73-84 баллов,
Отлично – 85 и более баллов.
Примеры вопросов теста по курсу «Социальная психология»
1. Кто написал 10-томный труд «Психология народов»?
О. Конт;
В. Вундт;
Г. Штейнталь;
Г. Лебон.
2. Согласно интрадисциплинарному подходу…
социальная психология находится на стыке психологии и социологии;
социальная психология самостоятельная отрасль знаний;
социальная психология является частью психологической науки;
нет верного ответа.
3. Кем был проведен первый эксперимент по социальной психологии в конце 19 века?
Н. Триплеттом;
Ф. Олпортом;
В. Вундтом;
Э. Мэйо.
4. Когда начался экспериментальный период в развитии социальной психологии?
|
|
начало 20 в.;
конец 18 – начало 19вв;
середина 20 в;
середина 19 в.
5. С чьим именем связывают возникновение Школы человеческих отношений?
С. Аш;
К. Левин;
Э. Мэйо;
С. Московичи.
6. Какой метод оказал решающее влияние на становление социальной психологии как науки в 20 веке?
эксперимент;
опрос;
сравнительный метод;
тестовый метод.
7. Благодаря Хотторнским экспериментам Э. Мэйо в 30-е гг., было выявлено:
степень влияния лидера на группу;
значение неформальной структуры группы;
наиболее часто встречающие роли в группе;
все ответы верны.
8. Какая классификация подходит для больших групп?
организованные и стихийные;
естественные и искусственные;
формальные и неформальные;
все ответы верны.
9. О чем идет речь в теории «идеосинкразического кредита»?
лидерам дается кредит доверия;
лидеру позволяется нарушать нормы группы;
высокостатусным членам группы можно нарушать нормы;
все ответы верны.
10. С каким явлением групповой динамики более всего связано изучение конформного поведения?
лидерство;
цели группы;
нормы группы;
сплоченность группы.
11. Для изучения конформности С. Аш использовал…
метод тестирования;
метод обмена ролями;
метод подставной группы;
групповую дискуссию;
все ответы верны.
12. Теория черт (подход с позиции качеств в изучении лидерства) гласит…
черты поведения лидера определяют эффективность руководства;
успех лидера зависит от ситуационных факторов, в том числе и личностных качеств подчиненных;
в разных ситуациях требуется разный набор личностных качеств и способностей;
лучшие из лидеров обладают определенным набором общих для всех качеств.
13. Кто такой коммуникатор?
человек, передающий информацию;
человек, получающий информацию;
человек, интересующийся информацией;
все ответы верны.
14. Во время паники в большей степени задействован механизм…
заражения;
внушения;
убеждения;
все ответы верны.
15. Понятие “когнитивный диссонанс” означает:
мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами;
напряжение, которое появляется при осознании несовместимости двух знаний;
степень, в какой мере люди воспринимают свою жизнь, как контролируемую “изнутри” или “извне” (внешними силами);
недовольство человека самим собой.
Вопросы для подготовки к экзамену
- Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.Методы социальной психологии.
- Краткая история развития социально-психологических знаний. Развитие отечественной социальной психологии. Основные теоретические направления в зарубежной социальной психологии.
- Изучение больших групп в социальной психологии. Методы изучения больших групп.Специфика общения в больших общностях. Трансформация личности в толпе.
- Понятие малой группы в социальной психологии. Верхняя и нижняя границы малой группы. Классификация малых групп.
- Структура малой группы. Роль и статус.
- Развитие малой группы. Основные элементы групповой динамики.Механизмы развития малой группы.
- Нормы группы. Конформное поведение, типы конформности.
- Совместимость в малой группе.
- Групповая сплоченность.
- Управление малой группой: лидерство и руководство. Теории лидерства. Классификация типов лидерства. Стили руководства.
- Вербальная и невербальная коммуникация. Соотношение вербального и невербального компонентов в сообщении.
- Речь как способ коммуникации. Схема потери информации П.Мицича. Модель понимания процесса общения Ш.фон Туна.
- Основные знаковые системы невербальной коммуникации: акустическая, оптическая, тактильно-кинестезическая, ольфакторная. Их структура, компоненты и элементы.
- Место взаимодействия в структуре общения. Теоретически подходы к структурному описанию взаимодействия.
- Общение как коммуникативное воздействие. Феномен личного влияния. Виды влияния и противостояния влиянию.
- Специфика понятия «социальная перцепция». Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
- Проблема точности межличностной перцепции. Обратная связь в системе восприятия человека человеком.
- Социализация личности: сферы, стадии, институты социализации.
- Социальные установки: понятие, методы изучения. Возникновение и изменение аттитюдов.
- Поведение и установка.
- Социально-психологические феномены личности: социальная зрелость, социальный интеллект, социальная компетентность, ценности и ценностные ориентации личности.
|
|
Основной и дополнительный библиографический списки
А) основная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2009 - 375 с.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007 - 688 с.
- Аронсон Э. Общественное животное. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 416 с.
Б) дополнительная литература
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 287 с.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. / Пер. с англ, под ред. А.Свенцицкого. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с.
- Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М.: Академический проект, 2011. – 396с.
- Московичи С. Машина, творящая богов. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. – 560 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
- Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. М.: Аспект Пресс, 2010. - 475 с.
- Социальная психология. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.
- Чалдини Р. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2009. – 288с.
- Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2009 - 288 с.
- Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2000.
|
|