Семинар 9. Социальная психология личности

1. Проблема личности в социальной психологии.

2. Социализация личности. Сферы социализации. Стадии социализации. Институты социализации.

3. Социальная зрелость как социально-психологический феномен личности.

4. Социальные установки: понятие, методы изучения. Изучение аттитюдов в зарубежной социальной психологии. Возникновение и изменение аттитюдов.

5. Поведение и установка. Эксперимент Р.Лапьера. Теория когнитивного соответствия (структурного баланса) Ф. Хайдера.  Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Диспозиционная концепция В.А. Ядова.

 

Литература: [1, 2, 3, 6, 11, 12, 13, 16, 18]

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры этнических особенностей социализации?

2. Как Я-концепция связана с социализацией?

3. Какие составляющие элементы выделяют в Я-концепции?

4. Каковы основные механизмами конструирования самооценки с точки зрения социальной психологии?

5. Какие черты характеризуют зрелую личность?

6. Какой возраст является сенситивным для становления и стабилизации личностной зрелости?

7. Дайте определение установки по Узнадзе Д.Н.?

8. В чем заключался кризис изучения установок в 70-е годы XX в.?

9. В каком возрасте установки принимают свою окончательную форму?

10. Охарактеризуйте три измерения установки: когнитивную, аффективную и поведенческую?

11. В каком возрасте установки принимают свою окончательную форму?

12. Возможно ли изменение аттитюдов?

13. Что такое диспозиции личности по В.А.Ядову?

 


 

Рекомендации для подготовки к экзамену

Суммарный балл экзамена - 50 баллов. Форма проведения экзамена – тест, состоящий из 50 вопросов. Шкала оценки: один правильный ответ – 1 балл.

Возможна сдача экзамена в устной форме.

Итоговый балл по дисциплине формируется как сумма баллов за зачет и баллов, полученных в течение семестра за все виды учебных работ. Критерий перевода 100 бальной оценки:

Неуд. – менее 60 баллов,

Удовл. – 60-72 балла,

Хорошо – 73-84 баллов,

Отлично – 85 и более баллов.

 

Примеры вопросов теста по курсу «Социальная психология»

1. Кто написал 10-томный труд «Психология народов»?      

О. Конт;

В. Вундт; 

Г. Штейнталь;  

Г. Лебон.

 

2. Согласно интрадисциплинарному подходу…

социальная психология находится на стыке психологии и социологии;

социальная психология самостоятельная отрасль знаний;

социальная психология является частью психологической науки;

нет верного ответа.

 

3. Кем был проведен первый эксперимент по социальной психологии в конце 19 века?

Н. Триплеттом;

Ф. Олпортом;

В. Вундтом;

Э. Мэйо.

 

4. Когда начался экспериментальный период в развитии социальной психологии?        

начало 20 в.;

конец 18 – начало 19вв;

середина 20 в;

середина 19 в.

 

5. С чьим именем связывают возникновение Школы человеческих отношений?

С. Аш;

К. Левин;

Э. Мэйо;

С. Московичи.

 

6. Какой метод оказал решающее влияние на становление социальной психологии как науки в 20 веке?

эксперимент;

опрос;

сравнительный метод;

тестовый метод.

 

7. Благодаря Хотторнским экспериментам Э. Мэйо в 30-е гг., было выявлено:

степень влияния лидера на группу;

значение неформальной структуры группы;

наиболее часто встречающие роли в группе;

все ответы верны.

 

8. Какая классификация подходит для больших групп?

организованные и стихийные;

естественные и искусственные;

формальные и неформальные;

все ответы верны.

 

9. О чем идет речь в теории «идеосинкразического кредита»?

лидерам дается кредит доверия;

лидеру позволяется нарушать нормы группы;

высокостатусным членам группы можно нарушать нормы;

все ответы верны.

 

10. С каким явлением групповой динамики более всего связано изучение конформного поведения?

лидерство;

цели группы;

нормы группы;

сплоченность группы.

 

11. Для изучения конформности С. Аш использовал…

метод тестирования;

метод обмена ролями;

метод подставной группы;

групповую дискуссию;

все ответы верны.

 

12. Теория черт (подход с позиции качеств в изучении лидерства) гласит…

черты поведения лидера определяют эффективность руководства;

успех лидера зависит от ситуационных факторов, в том числе и личностных качеств подчиненных;

в разных ситуациях требуется разный набор личностных качеств и способностей;

лучшие из лидеров обладают определенным набором общих для всех качеств.

 

13. Кто такой коммуникатор?

человек, передающий информацию;

человек, получающий информацию;

человек, интересующийся информацией;

все ответы верны.


 

14. Во время паники в большей степени задействован механизм…

заражения;

внушения;

убеждения;

все ответы верны.

 

15. Понятие “когнитивный диссонанс” означает:

мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами;

напряжение, которое появляется при осознании несовместимости двух знаний;

степень, в какой мере люди воспринимают свою жизнь, как контролируемую “изнутри” или “извне” (внешними силами);

недовольство человека самим собой.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.Методы социальной психологии.
  2. Краткая история развития социально-психологических знаний. Развитие отечественной социальной психологии. Основные теоретические направления в зарубежной социальной психологии.
  3. Изучение больших групп в социальной психологии. Методы изучения больших групп.Специфика общения в больших общностях. Трансформация личности в толпе.
  4. Понятие малой группы в социальной психологии. Верхняя и нижняя границы малой группы. Классификация малых групп.
  5. Структура малой группы. Роль и статус.
  6. Развитие малой группы. Основные элементы групповой динамики.Механизмы развития малой группы.
  7. Нормы группы. Конформное поведение, типы конформности.
  8. Совместимость в малой группе.
  9. Групповая сплоченность.
  10. Управление малой группой: лидерство и руководство. Теории лидерства. Классификация типов лидерства. Стили руководства.
  11. Вербальная и невербальная коммуникация. Соотношение вербального и невербального компонентов в сообщении.
  12. Речь как способ коммуникации. Схема потери информации П.Мицича. Модель понимания процесса общения Ш.фон Туна.
  13. Основные знаковые системы невербальной коммуникации: акустическая, оптическая, тактильно-кинестезическая, ольфакторная. Их структура, компоненты и элементы.
  14. Место взаимодействия в структуре общения. Теоретически подходы к структурному описанию взаимодействия.
  15. Общение как коммуникативное воздействие. Феномен личного влияния. Виды влияния и противостояния влиянию.
  16. Специфика понятия «социальная перцепция». Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
  17. Проблема точности межличностной перцепции. Обратная связь в системе восприятия человека человеком.
  18. Социализация личности: сферы, стадии, институты социализации.
  19. Социальные установки: понятие, методы изучения. Возникновение и изменение аттитюдов.
  20. Поведение и установка.
  21. Социально-психологические феномены личности: социальная зрелость, социальный интеллект, социальная компетентность, ценности и ценностные ориентации личности.

 

Основной и дополнительный библиографический списки

 



А) основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2009 - 375 с.
  2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007 - 688 с.
  3. Аронсон Э. Общественное животное. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 416 с.

Б) дополнительная литература

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 287 с.
  2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. / Пер. с англ, под ред. А.Свенцицкого. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с.
  3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
  4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  5. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М.: Академический проект, 2011. – 396с.
  6. Московичи С. Машина, творящая богов. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. – 560 с.
  7. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
  8. Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. М.: Аспект Пресс, 2010. - 475 с.
  9. Социальная психология. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.
  10. Чалдини Р. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2009. – 288с.
  11. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2009 - 288 с.
  12. Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2000.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: