Организация рандомизированногоэксперимента

Рандомизация – это принцип, в соответствии с которым распределение экспериментального материала и порядок, в котором должны проводится отдельные опыты, устанавливается случайным образом. Для применения статистических методов требуется чтобы наблюдения были независимыми случайными переменными. Рандомизация обеспечивает справедливость этого допущения.

 

РАНДОМИЗИРОВАННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

для межгрупповой схемы, основной недостаток которой состоит в том, что существует постоянная опасность смешения из-за разницы испытуемых в группах, используются две техники распределения испытуемых по группам, которые помогают избежать этого нежелательного эффекта:

1) Первая техника - распределение случайным образом (рандомизация) При этом методе характеристики испытуемых игнорируются и распределение по группам является случайным и непредвзятым. Это значит, что любой испытуемый имеет равные шансы попасть в любую группу. Способы формирования групп:

¾ простейший генератор случайных чисел

¾ таблица случайных чисел.

2) Вторая стратегия - распределение по условиям (стратегия попарного отбора) Эта техника употребляется реже, чем первая. Экспериментальная и контрольные группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для экспериментатора параметрам. Обычно распределение производится по переменной, которая вероятнее всего может вызвать смешение. Такое распределение имеет ряд проблем:

¾ невозможность соотнести все характеристики с условиями эксперимента,

¾ экспериментатор может не знать, какие характеристики следует принимать во внимание,

¾ даже если группы уже сформированы, все равно экспериментатор может пропустить какую-либо характеристику, потенциально связанную с независимой переменной,

¾ распределение по одной переменной может нарушить распределение по другим переменным,

¾ потеря испытуемых, т.е. один или несколько испытуемых не участвуют в эксперименте до конца, или их поведение меняется радикально по причинам, далеким от независимой переменной. Испытуемый может заболеть, отказаться от дальнейшего участия или же выполнять тесты с таким количеством ошибок, что результаты становятся неинтерпретируемыми. В длительном эксперименте испытуемые могут взрослеть и их характеристики будут изменяться. Несмотря на тщательное распределение испытуемых по группам, потеря даже одного испытуемого может сделать группы неравными по своим характеристикам.

В интраиндивидуальной экспериментальной схеме основное допущение ее использования - объект остается идентичен самому себе с течением времени - может нарушаться из-за ряда причин. При этом систематическая разница в наблюдениях будет вызвана не действием независимой переменной, а другими факторами. Например, изменения в участниках может произойти из-за:

1. Влияния времени,т.е. исследуемый эффект наступил с течением времени не из-за действия независимой переменной, а сам собой (привыкание, обучение, усталость) или в результате действия третьей переменной (что-либо случилось с участниками во время эксперимента или они стали свидетелями некоторого события, повлиявшего на них существенным образом). Таким образом, наблюдаемый эффект вызывается фазами исследований, а не действием независимой переменной.

2. Влияние порядка предъявления условий - влияние условий одного испытания на последующие. Для того чтобы избежать этой опасности, существуют две методики:

· Случайное распределение (рандомизация) условий - порядок предъявления уровней независимой переменной определяется случайным образом для каждого испытуемого. Однако данная методика не гарантирует устранения эффекта влияния.

· Уравнивание (контрбалансировка) - каждое условие встречается в любой период эксперимента. Таким образом, каждое условие имеет одинаковые шансы получить влияние смешенной переменной. Полное уравнивание требует, чтобы все возможные порядки испытаний были использованы. Однако, чем больше число условий, тем больше число их порядков. Если число условий п, то число порядков п! Поэтому на определенном этапе полное уравнивание становится невозможным. При невозможности полного уравнивания, применяют методику частичного уравнивания (латинский квадрат)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: