Анализ стихотворения В.Маяковского «О дряни»

Стихотворение «О дряни» было написано В. Маяковским в 1920-1921 годах, когда оказалось, что не все так гладко после революции, как ожидалось. Маяковский увидел тогда: сатирического осмеяния достойны многие явления жизни Советской страны. Мещанство не было пережитком прошлого, оно порождение настоящего, и потому было не только живучим, но и процветающим в новых советских условиях. Поэт со свойственной ему иронией и критичностью обрисовал в своих стихах всю отвратительность мещанского быта. Но быт в стихотворении не предмет сатирического изображения, а форма выражения политической сущности мещанства.

Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами – мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чем будет «фигурять», то есть о платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже отношения между ними стали советскими («Товарищ, Надя!» – обращается муж к жене). Можно было бы сделать вывод о том, что «герой» стихотворения глубоко советский человек, но это не так. На нем лишь оперенье советского человека, а на самом деле, он мещанин, и многие мещанские признаки налицо: пианино, самовар. Маяковский своим чутким сердцем почувствовал опасность таких людей, так как они скрылись за советской символикой, а на самом деле это все те же обыватели с мещанскими интересами. Они опасны еще и потому, что ловко втираются в государственный аппарат, порождая болезнь бюрократизма. Лирический герой стиха – сам поэт. Его ужасала мещанская атмосфера, которую несет с собой обыватель, озабоченный тем, чтобы «утихомирить бури революционных лон», чтобы «подернулась тиной советская мешанина». Идея стиха – обыватель, порожденный революционной эпохой, может только испортить, опошлить революционные представления, а значит, и коммунистические. Для усиления этой мысли В.Маяковский в конце стихотворения использует свой излюбленный литературный прием, вставляя в текст элементы фантастики: Карл Маркс на портрете оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», т.е. мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьезно может «побить» коммунизм. Отчасти этим образом Маяковский определяет сатирическое звучание стихотворения.

Усиливает это звучание множество выразительных художественных средств, использованных автором. Во-первых, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков иронии. Во-вторых, заменяет стилистически нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «На балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала («бал» – слово старой эпохи). Маяковский также употребляет слова убийственно резкие (мурло, зады, мразь) и сталкивает эти просторечные слова с политическими, т.е. использует слова различных лексических групп. И, наконец, употребляя выразительную гиперболу («Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие как умывальники»), выводит изображение на грань абсурда. Строя фразы по принципу стилевого контраста, Маяковский разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность. Все это усиливает звучание стихотворения, выражая публицистический характер сатиры В.Маяковского.

Сатира Маяковского – это острый, язвительный и тревожный смех. В сатирических стихах поэта чувствуется тревога, беспокойство за общество. Именно поэтому сатира Маяковского актуальна и в наши дни. Она пропитана особым чувством – чувством искренности.

Лисицын Семен, 1 курс, АСУ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: