Аннотированный перечень вопросов к итоговому государственному междисциплинарному экзамену

Российский государственный университет имени И. Канта

                                                                  

 

Е.Н.Зиза

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030200.65 «ПОЛИТОЛОГИЯ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»

 

Калининград 2010

 

                         

 

Данные методические рекомендации предназначена для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 030200.65  «Политология» для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». Представлены рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену, аннотированный перечень вопросов к итоговому государственному междисциплинарному экзамену по предметам психолого- педагогического цикла, перечень основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, рекомендованной студентам для подготовки к итоговому экзамену, имеющийся в наличии в библиотеке Российского государственного университета имени И. Канта.

Содержание:

1.Введение………………………………………………….…………………..4

Аннотированный перечень вопросов к итоговому

Государственному междисциплинарному экзамену

по предметам психолого- педагогического цикла……………………………6

2.1. Блок 1.Педагогика и психология…………………….………………6

2.2. Блок 2. Методика преподавания политологии…………………….. 8

   2.3. Блок 3. Научные основы преподавания школьного курса

          Обществознания………………………………………………………12

3.Учебная и учебно-методическая литература, рекомендованная для подготовки к итоговому государственному экзамену, имеющаяся в библиотеке РГУ им. И. Канта………………………………………………….16

3.1. Основная литература…………………………………………………..16

3.2. Дополнительная литература…………………………………………..17

Введение

В настоящее время признано, что цели обучения и воспитания должны быть ориентированы на развитие яркой индивидуальности, способствовать активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развитию их творческого потенциала с учетом психологических и индивидуальных особенностей каждого индивида. Поэтому, выпускник ВУЗа должен не только понимать, что такое педагогическая технология, инновация, авторская школа, но и уметь войти в педагогический процесс, понимать необходимость педагогической органомики. Особенно важным представляется подобное утверждение для будущего преподавателя дисциплин политологического цикла, в свете важности политического знания для любого демократического государства. Все вышесказанное и определяет характер требований на итоговом междисциплинарном экзамене к сформированности профессиональных компетенций студента- политолога, получающего дополнительную квалификацию «Преподаватель».

   Блестящий ответ на итоговом междисциплинарном экзамене в большой степени обусловлен качеством предварительной самостоятельной работы студента, так как значительная часть учебной нагрузки отведена на индивидуальную работу студента перед экзаменом. Предусмотренные тематическим планом обзорные лекции (12 часов) выступают скорее ориентиром при подготовке, нежели предполагают подробное освещение экзаменационных тем, ранее пройденных в составе профильных курсов.  В связи с этим, студент должен грамотно распределить время  на повторение базовых тем и разделов, выстраивание межпредметных связей и их осмысление не только в теоретическом плане, но и с учетом опыта, полученного на 5 курсе в ходе педагогической практики. Такой систематический подход поможет в максимально сжатые сроки  освоить наиболее важные вопросы, перечисленных в программе предметов психолого- педагогического цикла. В связи с этим, рекомендуется составить план- график изучения тем, распределив оставшееся до экзамена время, прежде всего, между вопросами вызывающими особую сложность.

    Подготовку к экзамену наиболее целесообразно начинать с базового блока №1, освещающего проблемы общей педагогике и психологии, проецируя затем основные концепции на преподавания конкретного предмета. Определившись с вопросом, который необходимо повторить, следует найти его в помещенном ниже аннотированном перечне (стр. 5-15), так как необходимо разобраться освещение каких дидактических единиц включает в себя ответ на данный вопрос. Ознакомившись со списком рекомендованной литературы, нужно постараться освоить весь приведенный перечень,  как основной, так и дополнительный. При этом желательно начать знакомство с темой по учебникам или учебно- методической литературе. Например, для блока № 1 «Педагогика и психология» такой основной литературой являются учебники В.С. Мухиной «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество», Э.В. Островского «Психология и педагогика» и «Педагогика» под редакцией  П. И. Пидкасистого (см. стр. 16). Затем следует проработать 2-3 монографии, написанных классиками психолого- педагогической мысли, осмыслив их содержание. Например, работы Э.Г. Эриксона  «Идентичность: юность и кризис» или Р. Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание» (см. стр.17). В заключение, в случае необходимости, следует перейти к статьям по отдельным аспектам изучаемой темы. Наконец, закрепляя теорию необходимо вспомнить пример с педагогической практики, где рассматриваемый теоретический принцип нашел свою реализацию. Следует составлять развернутый план по каждому вопросу- это поможет отобрать нужное, логично и осмысленно изложить материал при конспектировании.

Аналогично следует построить работу над блоком № 2 ««Методика преподавания политологии» и блоком № 3 «Научные основы школьного курса обществознания».

Необходимо отметить, что при очевидной значимости курса «Методики преподавания политологии» для подготовки будущих преподавателей политических наук, его концепция и содержание пока недостаточно разработаны в специальной литературе, практически отсутствуют необходимые учебники и учебные пособия. Основная причина подобной ситуации видится в трудностях институциализации в России этой самой молодой из дисциплин социально- гуманитарного блока как в статусе академической науки, так и учебной дисциплины. Поэтому, студентам в качестве основной литературы рекомендуются, прежде всего, нормативно- правовые источники, регулирующие процесс преподавания в высшей школе в целом (напр., «Концепция модернизации российского образования до 2010 года») и отражающие, в тоже время, конкретные перспективы и тенденции развития политологического образования в нашей стране (см. стр. 16).Рекомендуемая дополнительная учебная литература по курсу в определенной мере призвана компенсировать отсутствие хорошего вузовского учебника и подробно освещает отдельные темы и блоки курса (см. стр.17-18).

    Блок № 3 «Научные основы школьного курса обществознания» опирается на базовые учебники Л. С. Бахмутовой  «Методика преподавания обществознания» и  «Общая методика преподавания обществознания в школе» под редакцией А. Н. Боголюбова (см. стр.16), дополняется методическими разработками ведущих учителей России (стр.18-19). Существенным подспорьем при подготовке этого блока является длительная педагогическая практика студентов- политологов на 5 курсе обучения, в течение которой студенты работали в качестве учителей обществознания, приобретая навык планирования и проведения урока, в том числе отбора необходимого материала из рекомендованных методических разработок

При подготовке к междисциплинарному экзамену рекомендуется использовать не только библиотеку РГУ им И. Канта, но и читальный зал областной научной библиотеки, где имеется самый широкий выбор литературы по дисциплине.

Аннотированный перечень вопросов к итоговому государственному междисциплинарному экзамену


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: