На этом этапе создается собственное научное мнение. Если предыдущие этапы были посвящены преимущественно работе с эмпирическим (фактическим) материалом, то этот предусматривает ряд логических операций, направленных на его описание, анализ, поиск связей и зависимостей между событиями и явлениями. Исследователь пытается осмыслить и сравнить имеющиеся в его распоряжении факты, возможные трактовки этих фактов, отследить тенденции и закономерности. Такое объяснение предполагает применение определенной теории, совокупности методов научного исследования.
Методы научного исследования
Метод – это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, которая подчиняется разрешению конкретного задания. При выполнении научного исследования используют два уровня методов, разграничение которых является достаточно условным. Это – эмпирический уровень, на котором происходит процесс накопления фактов, и теоретический, который состоит в достижении синтеза знаний в форме научной теории.
Среди методов, которые используют при написании научных работ по истории, следует особо выделить такие:
Исторический метод – метод, который дает возможность исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью определения внутренних и внешних связей, закономерностей и противоречий.
Диалектический метод играет главную роль в теоретическом осмыслении объекта исследования.
Статистический метод используется при исследовании количественных параметров исторического процесса, когда объекту исследования присущи числовые показатели. Он позволяет выявить основные характеристики: размер, протяженность, распространенность, темпы развития и т.д.
Сравнительно-исторический метод направлен на сопоставление выявленных исторических фактов с серией других, похожих, однотипных фактов, в том числе с однотипными фактами, свойственными другим историческим периодам (диахронное сравнение). С этим методом граничат такие научные приемы исследования, как аналогия и экстраполяция.
Умозаключение по аналогии – это вывод о схожести двух и более явлений по определенным признакам, осуществленный на основе подобия других их признаков. Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть.
Системно-структурный метод является наиболее эффективным при исследовании сложных, динамических систем, которые состоят из большого количества взаимодействующих элементов, создающих относительно стойкую целостность. Чаще всего он применяется в историко-юридических или политологических исследованиях и предусматривает изучение структуры элементов, присущих им взаимосвязей и определение элементов, которые обеспечивают целостность системы, то есть являются «системообразующими».
Структурно-аналитический метод предусматривает выяснение структурных элементов и особенностей исследуемых исторических явлений. Например, для выявления социальной структуры советского общества, структуры системы образования и т.д.
Метод критического анализа документальных материалов предусматривает применение комплекса операций для изучения документальных материалов, в первую очередь, архивных.
При написании работы важно также использовать: принцип многофакторности (предусматривает изучение всего комплекса факторов, которые влияли на предмет исследования), принцип всесторонности (анализ явлений во всей сложности их взаимосвязей), принцип историзма (предусматривает освещение прошлого в его историческом контексте с учетом тех изменений, которые происходили с предметом исследования и со всеми связанными с ним явлениями).
Множество исторических трудов основываются на системном подходе, который состоит в комплексном исследовании широких и сложных объектов (систем), исследовании их как единого целого с согласованным функционированием всех элементов и частей.
Шестой этап «Написание текста работы»