Основные понятия. Программа. Рабочая программа

Термин программа (греч., programma - объявление, распоряжение) означает содержание, план деятельности, работ; изложение содержания и цели деятельности; краткое изложение содержания учебного предмета; описание алгоритма решения задач.[13]

Применительно к системе образования в ст.9 Закона РФ «Об образовании» закреплено определение образовательной программы: «Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответственного уровня и направленности, а с другой – характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения».

Учебная программа - это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основ мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению. Она определяет общую научную духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок, теорий, событий, фактов. Её можно рассматривать как проект конкретной учебной дисциплины, внесенной в учебный план.

Учебная программа включает в себя: цели изучения дисциплины; содержание, обозначенное в темах, разделах; продолжительность и последовательность изучения тем и разделов; требование к изучению материала.[14]

В отличие от образовательной учебная программа отражает лишь процесс обучения: логику преподавания предмета через определённое содержание и формы, а также процесс усвоения учащимися уровня содержания.

Примерные (типовые) программы, рекомендованные Министерством образования РФ, составляются учёными, методистами, авторами учебников, определяют базовые знания, умения, навыки и отражают систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Но они определяют лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учётом специфики конкретного предмета. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учеников. В них даются рекомендации по организации обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ.

Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Примерная программа по литературе конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкую возможность для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Примерная программа является ориентиром для составления авторской программы и учебников. Авторская программа учитывает требования образовательного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, соответственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов.[15]

При изучении курса литературы целесообразно использовать авторские программы, имеющие гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» или «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Учитель может внести в авторские программы свои коррективы, не затрагивающие стандарт литературного образования, создав свой вариант рабочей программы (календарно-тематического планирования) с учетом специфики класса и образовательной программы школы.[16]

В настоящее время авторские программы не грифуются, гриф присваивается учебнику, поэтому так важно руководствоваться специальным документом - «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 200…/200…учебный год».

Рабочая программа (РП) по предмету, дисциплине это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, типовой (примерной), авторской программы. РП отражает конкретный уровень образования обучающихся, их компетенции и самообразовательную деятельность, позволяет учителю моделировать и контролировать процесс обучения и прогнозировать результаты обученности.[17]

В отличие от примерной, авторской программ в РП учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении, в конкретной социально-педагогической ситуации.

Как правило, рабочие программы составляются учителями-предметниками по определенному учебному курсу.[18]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: