В основу каждого этапа (класса) программы Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. заложена определённая теоретико-литературная и методическая идея. В 5 классе – это осознание природы художественного образа. Цели и задачи формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для этого класса понятийного аппарата.
Формирование деятельностной компетенции достигается учащимися в процессе овладения определёнными умениями в ходе изучения литературы.
Следовательно, учащиеся 5 класса должны:
Знать/понимать:
авторов и содержание изученных литературных произведений;
образную природу словесного искусства;
смысл понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, любовь к людям, справедливость, обязанность, ответственность;
смысл и значение понятийного аппарата для 5 класса: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);
|
|
смысл новых понятий: «художественный образ»; «информационный ряд» и «эмоционально-образный ряд»; «тема», «идея».
Уметь:
отличать бытовой рассказ от литературного повествования;
применять теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста;
воспринимать художественный текст;
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
выражать своё отношение к прочитанному.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
вести диалог;
правильно строить вопрос;
правильно строить ответ на вопрос;
формулировать и выражать в устной речи общечеловеческое значение вечных ценностей (на примере изученных произведений и/или на жизненных впечатлениях).