Переход к новой государственности вызвал в России смену ориентиров не только в области субъектно-объектных отношений, но и смену приоритетов государственной кадровой политики. Под приоритетами понимаются основные направления государственной кадровой политики в конкретной исторической обстановке. Анализ современной кадровой ситуации в Российской Федерации показывает приоритетные направления кадровой политики и кадровой деятельности государства$$$Черепанов В.В. Государственная кадровая политика и кадровая деятельность в системе гражданской службы: Учебное пособие. М.: Финакадемия, 2009. Ч. 1. – С. 18%%%24^^^. К их числу следует отнести:
1. Обеспечение квалифицированными, профессионально подготовленными кадрами государственной и муниципальной службы Российской Федерации. В сфере государственной службы государство является единственным работодателем и поэтому непосредственно управляет происходящими в ней служебно-кадровыми процессами.
2. Кадровое обеспечение объектов рыночной экономики. В современных условиях значительно уменьшилось вмешательство государства в экономику, расширилась самостоятельность хозяйствующих субъектов. Государство уже не может командовать огромным рыночным сектором экономики, в том числе его кадровым обеспечением. Но оно не должно полностью устраняться от своей регулирующей функции и уходить с кадрового поля. Государство теперь должно не командовать кадровыми процессами в экономике, а регулировать их правовыми и финансовыми (налоговыми, таможенными) методами.
3. Сдерживание роста абсолютной численности государственных служащих.
4. Обеспечение стабильности кадрового состава.
5. Нормализация показателей структуры кадров государственных служащих по возрастному и половому признакам.
6. Обеспечение объективной и комплексной оценки профессиональных качеств государственных служащих.
7. Обеспечение однородности кадрового состава по уровню профессиональной подготовки.
8. Обеспечение условий развития персонала,условий продвижения на государственной службе и др.
Сегодня государство четко обозначило курс на возвращение своих позиций в сфере регулирования кадровых процессов и отношений в стране, что, в свою очередь, предполагает определение приоритетных направлений формирования кадрового потенциала современного российского общества. В ходе исследований ученых Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации среди таких направлений респонденты при ответе на вопрос: «Какие направления формирования кадрового потенциала наиболее эффективны в условиях современной России?» выделили (таблица 1.1)$$$Турчинов А.И, Панин И.Н., Коростылева Н.Н. Государственная кадровая политика Российской Федерации: взаимодействие государства и бизнеса по воспроизводству и востребованности кадрового потенциала страны. – М.: РАГС, 2010. – С. 23.%%%25^^^:
Таблица 2.1.Результаты социологического исследования
Направления формирования кадрового потенциала | Исследование 2007 г. | |
Респонденты (%) | Эксперты (%о) | |
Создание правовых основ защиты общества от непрофессионализма | 28,8 | 42,3 |
Оптимизация образовательной сферы в соответствии с потребностями общества | 27,7 | 44,8 |
Оптимизация системы финансирования развития кадрового потенциала | 37,5 | 36,7 |
Устранение несоответствия кадрового потенциала потребностям федерального и регионального рынков труда | 20,1 | 30,6 |
Регулирование занятости населения | 42,2 | 31,5 |
Контроль со стороны государственных органов за соблюдением трудового законодательства | 35,2 | 30,6 |
Контроль со стороны государства за соответствием профессиональной подготовки персонала требованиям законодательства | 22,0 | 26,2 |
Примечание: сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса респонденты имели право отметить несколько вариантов ответа.
Важное значение имеют вопросы правового обеспечения формирования и востребования кадрового потенциала. К сожалению, российское законодательство в сфере трудовых отношений развито недостаточно, особенно на уровне локальных нормативных актов хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, сказывается на эффективности правовых механизмов в кадровой сфере. Так, достаточно разработанным современное российское законодательство в сфере развития и востребованности кадрового потенциала считают только 6,2% респондентов массового опроса работающих граждан (диаграмма 1.2) и 4,8% экспертов(диаграмма 1.3).
Диаграммы 1.2., 1.3. Оценка разработанности современного российского законодательства в сфере развития и востребованности кадрового потенциала $$$Турчинов А.И, Панин И.Н., Коростылева Н.Н. Государственная кадровая политика Российской Федерации: взаимодействие государства и бизнеса по воспроизводству и востребованности кадрового потенциала страны. – М.: РАГС, 2010. – С. 24.%%%26^^^.
Таким образом, в современных условиях первостепенным в кадровой политике государства, как главного субъекта ГКП, является определение верных приоритетов государственной кадровой политики и настойчивое претворение их в жизнь.