Свежей принято считать погоду при ветре пять-шесть баллов и при волнении четыре-пять баллов (скорость ветра 8-10 м/сек, высота волны от 0,8 до 2 м), когда на развитом волнении появляются барашки и возникает характерный свист ветра в ушах и в такелаже. Действия экипажа в такую погоду требуют более значительных усилий, чем при плавании в обычных условиях. Под воздействием сильного ветра и ударов волны возникают перегрузки в рангоуте и корпусе, снижается скорость; усложняется управление яхтой; появляется опасность проникновения воды в корпус
Поэтому при плохом прогнозе яхта перед выходом из гавани должна быть тщательно подготовлена. Имеется в виду в основном следующее:
– заблаговременное взятие рифов;
– крепление всего, что может перемещаться при качке;
– задраивание люков и иллюминаторов, главным образом в носу;
– проверка водоотливных средств;
– натяжение на палубе лееров, если нет штатных и подготовка страховочных поясов.
Поворот оверштаг нужно делать, выбрав место с наименьшим волнением. Если скорость недостаточна, перед самым поворотом немного уваливают яхту и делают его, когда она на гребне волны, чтобы успеть пересечь линию ветра (положение левентик) до встречи со следующей волной, которая может помешать повороту.
|
|
Идя курсом галфвинд вдоль большой волны, надо избегать ударов в борт, иначе вся масса воды окажется в кокпите. Чтобы этого не случилось, при приближении такой волны приводятся, чтобы, имея хороший ход, пройти ее под углом около 45°, после чего сразу уваливаются на прежний курс.
На полных курсах очень важно следить, чтобы яхта не зарылась носом в волну, когда судно спускается с гребня. Во избежание этого на курсах бакштаг и фордевинд экипаж должен держаться ближе к корме. Если же нос зарывается, надо быстро привести яхту до курса крутой бакштаг или галфвинд.
Так как на полных курсах догоняющие волны сильно водят яхту и раскачивают ее, гик может быть непроизвольно переброшен на другой галс. Поэтому на килевых яхтах полезно с нока гика на нос заводить завал-тали.
При очень сильном ветре вместо поворота через фордевинд рекомендуется сделать поворот «коровий оверштаг»
Если шторм застал яхту в море, рекомендуется укрыться в ближайшем порту, гавани или на закрытом рейде. Выход в море в штормовую погоду, особенно при явных признаках ее ухудшения, неразумен и не соответствует хорошей морской практике.
Если яхту в плавании застал шторм, а какого-либо порта-убежища поблизости нет, она вынуждена штормовать в море. Так как в шторм нести даже зарифленные паруса уже нельзя, при ветре свыше шести баллов основной комплект обязательно меняют на штормовой.
|
|
От попутного шторма обычно убегают под штормовым гротом, триселем или брифоком, или под штормовыми передними парусами, выпуская с кормы либо длинный конец, либо плавучий якорь для устойчивости на курсе. Штормовать можно и лежа в дрейфе с минимальной парусностью или под рангоутом. В последнем случае-обязательно с плавучим якорем.
Когда все возможности нести паруса на острых курсах исчерпаны, рекомендуется убрать их и встать на плавучий якорь, отдав его с носа, если за кормой достаточно места для дрейфа
о собые случаи плавания
В практике мореплавания встречаются случаи, которые принято называть особыми. Они всегда связаны либо с опасностью для судна и экипажа (аварии, спасение на море и т. п.), либо требуют максимального внимания и осторожности (буксировка, оказание помощи другому судну). Эти случаи требуют от капитана судна и его экипажа не только умения правильно маневрировать, но и предельной собранности, дисциплинированности, способности на практике применить свои знания морского дела.
- Авария
Наиболее вероятные аварии в плавании:
– разрыв парусов,
– обрыв снастей бегучего или стоячего такелажа,
– поломка рангоута или его частей,
– поломка рулевого устройства,
– течь или пробоина в корпусе,
– пожар или взрыв в результате утечки горючих жидкостей или скопления газов при плохом проветривании каюты.
- человек за бортом
- Буксировка