Аудиторская выборка проводится с целью применения аудиторских процедур в отношении менее чем 100 % объектов проверяемой совокупности, под которыми принимаются элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, представляющие составить мнение о всей проверяемой совокупности. Для определения выборки организация должна определить порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, и объем выборки. Обычно выборка должна быть репрезентативной (представительной). Это требование предполагает, что все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность быть отобранными в выборку. Репрезентативность выборки обеспечивается одним из следующих способов отбора:
1. Случайный - может проводиться в таблицах случайных чисел;
2. Систематический- предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа.
3. Комбинированный – представляет собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.
Задачами проверки является необходимость удостоверения в соответствии учетной политики организации требованиям ПБУ 1/2008, в частности, наличии в учетной политике следующих моментов:
а) рабочего плана счетов;
б) форм первичных учетных документов, по которым Госкомстатом не установлены типовые формы;
в) форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
г) порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;
д) методов оценки активов и обязательств;
е) правил документооборота;
ж) порядка контроля за хозяйственными операциями;
- обеспечении учетной политикой установленных ПБУ 1/2008 принципов (полноты, своевременности, непротиворечивости, рациональности, приоритета содержания перед формой);
- неизменности принципов учетной политики в течение отчетного периода;
- полноте раскрытия в учетной политике избранных способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решения пользователем бухгалтерской отчетности (способ амортизации основных средств, оценка производственных запасов, оценка незавершенного производства, признание доходов и расходов малыми предприятиями и т.д.)
В стадии проверки включаются:
1. Стадия планирования – состоит из:
2. Стадия проведения аудиторской проверки, в ходе которой:
- выполняются аудиторские процедуры проверки оборотов и сальдо по бухгалтерским счетам;
- оформляются рабочие документы аудита по результатам выполнения аудиторских процедур и собранных аудиторских доказательств;
3. Стадия подведения итогов аудита, на которой:
- оценивают полноту проведения аудита;
- оценивают существенность выявленных ошибок и нарушений;
- составляют письменную информацию по результатам проверки для экономического субъекта;
- обсуждают с руководством экономического субъекта ошибки и замечания и получают от экономического субъекта протокол внесения изменений в бухгалтерский учет и отчетность по обнаруженным ошибкам;
- после исправления бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта оформляется новый вариант письменной информации руководству экономического субъекта;
4. Стадия формирования окончательного мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности,на которой:
- оформляется аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности;
- выдаются рекомендации о совершенствовании системы бухгалтерского учета и ВК;
- обсуждаются с руководством экономического субъекта результаты проверки и возможность выполнения рекомендаций.
В соответствии с требованиями правила (стандарта) № 8 «Существенность в аудите» аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Существенность - это вероятность того, что применяемые и иные, в том числе юридические, экспертные и так далее, процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчётности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие решения ее пользователями. При подготовке общего плана аудита аудиторской организацией следует установить применимые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчётность достоверной.
Уровень существенности принимается во внимание на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема аудиторских процедур, а так же на этапе завершения аудита при оценке искажений достоверности бухгалтерской отчетности. При проверке отчетности аудитор оценивает выявленные в ней ошибки, которые по своей сути и содержанию бывают существенными (материальными) и несущественными (нематериальными). Кроме того, аудитор дает оценку степени риска своей деятельности. (Стандарт «Существенность и аудиторский риск»).
Различают три основных уровня материальности ошибок и пропусков:
1 уровень – суммы ошибок и пропусков так малы, что не могут повлиять на решение пользователя информации. Они считаются несущественными (нематериальными).
2 уровень – материальные ошибки и пропуски влияют на принятие решений пользователем, но в целом внешняя отчетность реальна.
3 уровень – ошибки и пропуски, ставящие под сомнение достоверность бухгалтерские отчетности.
В этом случае аудитор выносит отрицательное аудиторское заключение.