Отношения православных групп с бизнесом

В предыдущем разделе мы говорили о взаимоотношениях власти, бизнеса и институтов гражданского общества, которые у нас в стране, как и многое другое, имеют свою специфику. Бизнес, контролируемый властными структурами, не имеет возможности осуществлять самостоятельную направленную благотворительную помощь, соответственно, организации и частные группы редко имеют прямые и эффективные контакты с бизнесом, только если они не включены в систему распределения потоков местной или областной администрации. По некоторым оценкам, даже в этом случае откаты чиновникам составляют до 60% с целевой суммы. Учитывая, что пожертвованиями чиновники могут заткнуть многие социальные статьи бюджета, суммы которых, в этом случае, растворяются «яко тать в ночи», а точнее – вместе с этим «татем». У одного из респондентов спрашивают о возможных контактах с такими крупными компаниями, как Газпром и «ЛУКОЙЛ», которые дислоцируются в городе. «Нет – отвечает он – нам сказали, что мы не входим в число их приоритетов». Сказано дипломатично, но знающий поймет – к таким мощным финансовым потокам уж точно не допустят какую-то православную группу, которая пытается облегчить жизнь каким-то там старикам и инвалидам.

Что в таком случае остается православным инициативным группам, которые, как мы поняли, редко имеют тесные контакты с властью (а чаще вообще никаких). Им остается довольствоваться отчислениями разовыми и не несистемными. Следует напомнить, что бизнес по негласному правилу может жертвовать Церкви, к которой местная администрация питает уважение, имеющее своим началом власть федеральную. Соответственно предприниматели могут достаточно спокойно жертвовать православным группам, которые организованы при храмах и церковных общинах, однако чаще жертвуют епархии, а что оттуда доходит до низовых инициатив – то неведомо. Бывают примеры не афишируемой помощи, возможно из соображений «неосведомленности правой руки», а может быть, чтоб не привлекать лишнее внимание. Но есть и случаи открытого плодотворного сотрудничества, вероятно, в том случае, когда отношения власти, бизнеса и институтов ГО выстроены как подобает.

Общая картина пожертвований укладывается в следующую общую типологию:

Первый тип. Средства на социальные программы и акции собираются в кругу самих добровольцев и их ближайшего окружения. Это на сегодня наиболее распространенный тип финансирования, и он вполне действенен для первого этапа развития социального служения, когда вся работа ведется на личных связях и контактах. Однако в период развития деятельности группы и выхода её деятельности за пределы ближнего окружения, такой тип сбора средств перестает удовлетворять задачам группы.

Второй тип, также достаточно распространенный. Бизнес сотрудничает с группой, оказывая разовую или же целевую помощь. Вообще специфика психологии благотворителя сегодня такова, что он не хочет давать «вообще», на что-то хорошее. Наученный опытом общения с попрошайками, он хочет точно знать, на что конкретно пойдут его деньги, какую реальную пользу и кому именно они принесут. Учитывая это, руководителям групп надо учиться общению с предпринимателями, предельно конкретизировать свои предложения, писать развернутые программы. А заодно и продумать систему морального поощрения спонсора, которые, как правило, люди честолюбивые.

Третий тип. Полноценные системные отношения, когда спонсорские отчисления являются системными, регулярными и когда спонсор, фактически входит в группу как полноправный член, участвует в обсуждении программ, в составлении планов деятельности, разработке финансового планирования и является влиятельным и деятельным участником социальных инициатив. Такие примеры пока не часты, но они есть и, несомненно, нуждаются в исследовательском внимании.

 

Очевидно, что отношения православных инициативных групп в бизнес сообществом сегодня не носят системного характера. Нет отлаженной и практикуемой системы благотворительности, которая бы поддерживалась государством, поощряла бы социально ответственный бизнес и развивала социальные программы институтов ГО. Благотворительность не должна быть предметом контроля государства и уж конечно, необходимо прекратить практику поборов бизнеса под видом благотворительности, а вместо этого издать внятный и эффективный закон «О льготах при налогообложении», который бы реально стимулировал бизнес к социальной ответственности. Если суммировать различные оценки, то общая сумма благотворительности в России может составить до 1,5 млрд. долларов в год. Вопрос – какой процент этих средств доходит до адресата? Вне ясной и прозрачной системы определить это невозможно.

В принципе ничто сегодня не мешает создавать первые эндаументы (целевые фонды для использования некоммерческих средств), которые на западе являются стержнем системы использования благотворительных средств. Закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" дал новые возможности развития благотворительности. Эндаументы – это наиболее прозрачная и эффективная форма финансирования некоммерческих организаций, она позволяет им нарабатывать материальный фундамент, выстраивать долгосрочную стратегию и в меньшей степени зависеть от разовых пожертвований.

Кончено, многое сегодня упирается в коррумпированную бюрократию и развитие благотворительности невозможно без борьбы с этим системным пороком. Еще раз повторим, что сегодня социальная деятельность православного сообщества выходит на уровень необходимости полноценных контактов, как с властными структурами, так и с бизнес сообществом. Впереди решение больших проблем по выстраиванию этих отношений в эффективную и транспарантную систему национальной благотворительности.

Не следует также забывать, что православным группам самим нужно учиться работать с бизнесом. Прошли те времена, когда предприниматели, в малиновых пиджаках и в простых, могли дать просто – «на храм», к примеру. Как уже было сказано, сегодня надо учиться писать проекты, детальные программы с конкретным планированием, затратной частью, социальным эффектом на выходе и конкретными результатами. Надо уметь расписать каждый рубль сметы, показать детальный финансовый план и главное – какую реальную пользу и кому принесут деньги благотворителя. Его надо уметь сделать не просто дающей рукой, но участником процесса – в этом случае личный интерес станет намного выше, а результат деятельности – ближе к сердцу.

В будущем оптимально было бы координировать работу православных групп одной, к примеру, епархии для того, чтобы иметь общую кассу финансирования – те самые эндаументы – предельно открытые и оттого наиболее эффективные в деле социальных инициатив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: