1. Положение о методическом совете школы.
2. Положение о предметном методическом объединении учителей.
3. Положение о Творческом МО педагогов.
Методическая служба ОУ решает множество задач. Вот некоторые из них:
· анализ состояния педагогической деятельности в ОУ;
· удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей учителей;
· освоение и применение современных педагогических технологий в образовательном процессе;
· создание условий для организации и реализации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ОУ.
К основным направлениям деятельности методической службы ОУ относятся: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная.
Аналитическая деятельность и комплексная диагностика являются основополагающими в методической работе в частности и в образовательном учреждении в целом. Именно они способствуют выявлению и оценке возникающих проблем, эффективности применения тех или иных способов и средств достижения целей деятельности, повышения качества образования. Диагностика необходима для изучения индивидуальных особенностей профессионального роста, выявления характера продвижения в развитии мастерства учителя. Уровень профессиональной компетентности рассматривается как содержательная характеристика деятельности учителя, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена своеобразных этапов деятельности.
|
|
Организационно-методическая деятельность включает в себя планирование, организацию и координацию методической работы коллектива.
Основу информационной деятельности составляют:
· нормативно-правовая и рекомендательная документация;
· сведения о новинках педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы как ориентирах совершенствования деятельности ОУ, оформленные в виде банка инновационных идей, технологий;
· аналитические материалы на основе диагностики, общих и отдельных срезов деятельности педагогического, ученического и родительского коллективов.
Новации в методической работе.
Признаки | Новации |
Функции методической работы. | Диагностическая, прогностическая, проектировочная, мобилизационно-побудительная, исследовательская, обучающая. |
Содержание методической работы. | Апробация образовательных стандартов. Изучение содержания учебного плана и результатов его реализации. Ознакомление и выбор новых учебно-методических комплектов и альтернативных учебников. Диагностика и анализ уровня знаний, общеучебных и предметных умений обучающихся. Освоение педагогических технологий. Овладение технологией экспертизы профессиональной компетентности учителя и оказание помощи в повышении уровня его профессионализма. Разработка сборников описания различных организационных форм урока, методов и приемов из практики работы учителей. |
Формы: организационные, дидактические. | ТПГ педагогов: по различным психолого-педагогическим проблемам, по интересам с разными целями. Организация и осуществление экспериментальной работы. Конкурсы «Учитель года», методические недели, фестивали педагогических идей. Анализ видеоуроков. |
Используемые методы. | Классические (имитационные) деловые игры. Ролевые игры. Решение педагогических (ситуативных) задач, т.е абстрактных. Диалогические методы (беседа, диспут, дебаты, дискуссия). |
Позиция учителя. | Обучающийся. |
Создавая модель методической работы школы, мы старались соблюсти следующие принципы:
|
|
- перспективное и текущее планирование коллективной, групповой и индивидуальной форм методической работы;
- тематику всех форм деятельности, соответствующую определенной на этот период времени единой методической теме работы школы;
- наличие действующего методического совета для решения проблем согласования, определения промежуточных и конечных результатов, анализа и коррекции работы;
- организацию теоретико-методологического семинара для повышения уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива школы и практикума по различным аспектам деятельности в соответствии с единой методической темой;
- презентацию позитивных результатов методической работы в разнообразных формах;
- рефлексию.
Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение профессионального мастерства.
Важнейшая цель управления методической работой это:
· обучение кадров;
· создание условий для самообразования, саморазвития.
Во главу угла при организации методической работы мы ставим реальные запросы и интересы педагогов, и позитивный стиль управления:
· у нас поощряется участие коллектива в управлении школой;
· сложилась культура требовательного уважения;
· планирование и выработка решений осуществляется коллективно;
· школа поддерживает оптимальные связи с внешней средой;
· контроль носит диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер;
· администрация школы постоянно видит успехи педагогов и поощряет каждого сотрудника школы за его собственные достижения и достижения его учеников.
Повышение квалификации всего педагогического коллектива является одним из условий развития образовательного учреждения. Поэтому мы решили взять за основу коллективную форму методической работы – работу над проектом. Работа всего коллектива над одним или нескольким проектам помогает повысить как познавательный, так и деятельностный уровни профессиональной компетентности учителя, организовать сообщество педагогов для обсуждения возникающих проблем в процессе овладения запланированной педагогической темой, что способствует развитию педагогической культуры учителя в целом.
Поэтому в центре модели организации методической службы нашей школы - учитель. Она включает в себя постоянно действующий проблемно-методологический семинар для всего коллектива и методический практикум работы над проектом, а далее – индивидуальную методическую работу, предметные методические объединения, творческие проблемные группы.
Любая новая идея в процессе внедрения проходит несколько последовательных этапов: от овладения теорией и методикой проблемы (I этап) через использование на уровне каждодневного рабочего инструмента II этап) к развитию творчества педагога и выходу на конечный результат – развитие творческой личности ученика (III этап).
|
|
Учиться быть учителем – значит овладевать самоанализом своей деятельности. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, и ее основной формой является урок. Урок как форму, содержание и результат можно сравнить с природным алмазом. Чем большей обработке подвергается алмаз, тем ценнее он становится. Огромное число педагогов-технологов и мастеровых шлифовали этот алмаз, подвигая его к совершенству, называя новые грани алмаза инновационными педагогическими находками.
Проблема урока остается острой, она требует от учителя глубокого осмысления уровня своей профессиональной компетентности, собственного опыта на основе знаний теории и практики урока в отечественной педагогике, понимания сущности урока, как технологии обучения.
Поэтому темой проекта коллективной и индивидуальной стала «Создание на уроке среды взаимодействия – залог успешного развития ученика», «Современные технологии обучения – в практику работы учителя».