Глава II Аквакультура

Разведение и выращивание водных организмов, особенно ценных в пищевом отношении, приобретает стратегический характер, обеспечивая как возможность организации рационального сбалансированного питания различных возрастных групп населения, так и сохранение экологического равновесия в глобальном масштабе в условиях снижения мирового улова рыбы, в том числе и в России.

Во многих странах мира в условиях дефицита продукции из гидробионтов стала развиваться аквакультура, занявшая значительное место в сфере сельскохозяйственного производства (Китай — более 70 % мирового уровня, Япония, Норвегия). По прогнозам экспертов ФАО, к 2000 году доля аквакультуры в объеме мировой продукции рыболовства достигла 25% (т.е. по сути каждая четвертая съедаемая рыбешка была искусственно выращенной), что составит до 33 млрд. долларов США[6].

Что такое аквакультура? Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) определяет аквакультуру как «выращивание водных организмов, включая рыбу, моллюсков, ракообразных и водных растений. Под выращиванием подразумевается некоторое вмешательство в процесс роста для повышения воспроизводства, например, постоянный присмотр, кормление, защита от хищников и т.д. Аквакультура предусматривает индивидуальное или совместное владение выращиваемыми водными организмами...»[7].

Несмотря на общемировую тенденцию роста доли аквакультуры в производстве рыбных продуктов, ситуация в России пока не может считаться даже относительно благополучной. В последнее время наметился определенный всплеск интереса со стороны рыбоводов к аквакультурным установкам как неотъемлемой части интенсивного рыбоводства, что стало своего рода отображением тех процессов, которые были начаты в большинстве зарубежных стран еще более 10 лет назад. Ныне Россия не входит даже в первую двадцатку стран- лидеров в области аквакультуры. В России производится примерно 0,2 % от общемирового объема продукции аквакультуры. Это очень мало. Если взять Гану, которая ни по водным ресурсам, ни по разнообразию гидробионтов, не может быть сравнима с Россией, то там производится больше продукции аквакультуры в пересчете и на душу населения, и даже в общем объеме. Эта ситуация обусловлена тем, что и в России, и в Советском Союзе основные силы рыбного хозяйства были брошены на то, чтобы развивать и наращивать отлов рыбы, причем даже не прибрежной, а океанической, следовательно, создавались дальние рыболовецкие флотилии.

Но в СССР аквакультура все-таки развивалась. Карповые хозяйства находились в средней полосе и в южной части России. В регионах Азовского, Черноморского и Каспийского бассейнов интенсивно начало развиваться осетроводство. Все это можно назвать традиционным хозяйством для нашей страны. В 1990-е годы произошел резкий спад. И даже то, что было создано в России к началу 1990-х годов, было в большинстве своем потеряно. По данным, приводимым главой Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) А.А.Крайним, за последние 20 лет производство аквакультуры сократилось почти в пять раз – с 500 тыс. тонн в год до 114 тыс. тонн[8]. Именно это является одной из причин того, что сейчас в России так слабо развита аквакультура.

Тем не менее, для развития аквакультуры в России есть все условия. Россия располагает огромным водным фондом. Это около 25 млн. гектаров озер и водохранилищ, более 1 млн. гектаров сельскохозяйственных водоемов комплексного назначения. Основные водные ресурсы сосредоточены в Южном, Уральском, Северо-Западном, Дальневосточном федеральных округах, на долю которых приходится до 90 % рыбоводческих хозяйств России. Идеальные территории для размещения предприятий аквакультуры – это Азовское, Черное и Каспийское моря, где можно заниматься выращиванием устриц, мидий; Ладожское и Онежское озера и вся Карелия – это отличная база для разведения форели; юг Приморья – для выращивания трепанга и гребешка.

Разведение рыбы и моллюсков – это наиболее простой, дешевый и эффективный путь производства пищевого белка. Однако развитие этой отрасли на ранних стадиях требует участия государства и продуманной законодательной базы. В России пока нет ни того, ни другого, поэтому огромная страна с богатыми водными ресурсами и большим трудоспособным населением производит лишь 0,2 % мировой продукции аквакультуры.

Еще одна причина сложившейся ситуации состоит в том, что ответственность за рыбную отрасль разделена между различными ведомствами. И если за рыболовство и решение всех связанных с ним проблем отвечает Росрыболовство, то товарное выращивание находится в ведении Министерства сельского хозяйства. За последние три года министерство сделало ряд шагов в направлении развития аквакультуры, главным из которых можно считать создание и утверждение «Стратегии развития аквакультуры России до 2020 года». Однако данное направление работы не является, к сожалению, основным для Минсельхоза. Следствие этого – отсутствие поддержки при кредитовании предприятий аквакультуры даже через профильный для данного министерства Россельхозбанк.

Со стороны Росрыболовства предпринимались и предпринимаются неоднократные попытки взять под свой контроль также и развитие аквакультуры. Основной аргумент, выдвигаемый при этом, состоит в том, что речь идет о рыбе и рыбопродуктах, что входит в круг вопросов, характерных для Росрыболовства. Однако объединение всех функций в одних руках требует высокого уровня ответственности, прежде всего, именно от всех чиновников самого Росрыболовства, начиная от руководства и заканчивая рядовыми сотрудниками, поскольку при распределении финансирования внутри ведомства неизбежно возникновение «перекоса». Говоря иначе, ремонт и поддержание в рабочем состоянии рыболовецких судов, баз промежуточного хранения выловленной рыбы и предприятий рыбопереработки могут получить таким образом дополнительный источник финансирования за счет средств, выделенных на развитие аквакультуры, которая при таком сценарии неизбежно окажется вновь в проигрыше.

Кроме того, в данный момент ни Росрыболовство, ни какая-либо иная структура не в состоянии управлять частными организациями, ведущими деятельность в сфере аквакультуры, уже в силу их формы собственности. И, наконец, Минсельхоз имеет хотя бы программный документ, отображающий направления и средства развития аквакультуры на большой период времени. Это уже называвшаяся «Стратегия развития аквакультуры до 2020 года». Аналогичного документа у Росрыболовства на данный момент нет. Пока реальные шаги этой структуры свелись лишь к констатации факта осознания проблемы и фактическому закрытию или поглощению профильных выставок «Инрыбпром» в Санкт-Петербурге и «Рыбпромэкспо» в Москве, первая из которых насчитывала не один десяток лет, а вторая должна была стать в 2009 году 5-й по счету, юбилейной. Взамен обеих выставок предложен «богатый» выбор из одной-единственной выставки «INTERFISH», организуемой в основном самим Росрыболовством.

Однако говоря о проблемах, мешающих ускоренному развитию аквакультуры, нельзя пройти мимо следующих проблем, не требующих особых комментариев и упирающихся, в конечном счете, тоже в проблему недостаточности финансирования:

· низкое техническое состояние водоёмов, используемых для выращивания товарной рыбы, недостаточный объём выполнения противоэпизотических мероприятий;

· недостаток специализированных рыбных кормов необходимого качества и по доступным ценам;

· отсталость технологий интенсивного рыбоводства, физический и моральный износ имеющейся техники, неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, насосных станций, недостаточный уровень оборотных средств, не позволяющий осуществлять необходимые технологические мероприятия (приобретение кормов, ГСМ, посадочного материала);

· отсутствие механизма круглогодичной оптовой торговли рыбоводной продукцией.

Одной из важнейших проблемой можно считать отсутствие нормативно-правовой базы. На данный момент аквакультура на законодательном уровне практически никак не регулируется. В действующем законе об аквакультурах речь идет только о прудах и обводненных карьерах, им даже не предусмотрен термин «марикультура». Хорошей основой для разработки законодательных актов и для развития аквакультуры в целом могла бы стать уже упоминавшаяся «Стратегия развития аквакультуры в России до 2020 года», поскольку в ней четко обозначены все цели и задачи, решение которых позволит обеспечить процесс развития. В этом программном документе предложены действенные меры государственной поддержки развития аквакультуры и изложены принципы контроля над исполнением этих мер.[9]

Лидирующее положение в развитии марикультуры в России занимает Приморский край. В европейской же части страны преимущественное развитие получила пресноводная аквакультура. На прошедшем в апреле[10] (во Владивостоке Продовольственном форуме были представлены данные по развитию этой отрасли в крае. Площадь акваторий хозяйств марикультуры в настоящее время составляет более 10 тыс. га. В 2006 году был собран урожай с 7052 га, из которых донные плантации составили 4638 га и 2414 га – подвесные плантации. В 2006 году хозяйствами марикультуры Приморья изъято 1339,9 тонн выращенной товарной продукции, в том числе ламинарии – 818,1 тонны, гребешка приморского – 479,4 тонны, мидии – 41,4 тонны. Начиная с 2002 года отмечается постепенное увеличение объемов продукции марикультуры. При этом устойчивый рост имеет продукция ламинарии и гребешка. Мидия на их фоне не отличается постоянством.

Всего в настоящее время марикультурой в крае занимаются более 20 хозяйств различной формы собственности. Набирает обороты и пресноводная аквакультура. Так в поселке Лучегорск на НИРС ТИНРО-Центра выращивается товарная продукция осетровых (19,4 тонны в 2006 году). Некоторые хозяйства выращивают карпа и толстолоба (2,4 тонны). Стабильно работают два лососевых завода, которые ежегодно выпускают около 20 млн. молоди лососей[11]. В условиях опытно-промышленного комплекса в бухте Киевка сотрудниками ТИНРО-Центра осуществляется отработка заводского получения молоди дальневосточного трепанга с последующим ее расселением на грунт. Кроме того, проводится работа по совместному выращиванию серого морского ежа и ламинарии на участках марикультуры Приморья, а также мероприятия по восстановлению природных зарослей ламинарии. Последние работы защищены российскими патентами.

Можно констатировать тот факт, что при стабилизации вылова рыбы и других гидробионтов в Мировом океане возрастающая потребность в белковой пище населения планеты будет покрываться исключительно за счет аквакультуры.

Таким образом, современное положение дел в рыбохозяйственном комплексе страны показывает, что устойчивое и эффективное развитие отрасли в среднесрочной перспективе невозможно без системного решения следующих основных проблем: 1) создания необходимой нормативной правовой базы, а также механизмов управления водными биоресурсами; сохранения и увеличения запасов гидробионтов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, а также внутренних водоемов; 2) обеспечение условий роста российского промысла в экономических зонах зарубежных государств и в открытых районах Мирового океана; 3) модернизации основных производственных фондов отрасли в основном и вспомогательном производствах с целью резкого снижения уровня их физического износа и прогрессирующего морального старения, повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции; 4) развития финансово-кредитных отношений, финансового оздоровления предприятий отрасли, формирования и развития современного отечественного рынка рыбных товаров и услуг, эффективных рыночных инфраструктур; 5) устранения структурных диспропорций в рыбохозяйственном комплексе и преодоление его дезинтеграции; 6) роста эффективности экспорта рыбных товаров путем увеличения удельного веса в нем рыбных товаров с высокой степенью переработки, в том числе на береговых предприятиях.

 

 


 


Заключение

Можно говорить о том, что после резкого спада в 90-е гг. рыбное хозяйство постепенно наращивает обороты, но для дальнейшего развития необходимыми факторами являются улучшение законодательной базы и развитие аква- и марикультуры, в противном случае российское рыбное хозяйство может если и не потерпеть крах, то испытать резкое снижение конкурентоспособности.

В мировой практике (особенно у прибрежных государств) рыбное хозяйство рассматривается как один из важнейших компонентов обеспечения продовольственной безопасности государства, играя важную роль в обеспечении населения страны рыбными продуктами.

Фактическое потребление рыбных товаров (по данным Госкомстата России) ниже норм, рекомендуемых потребительской корзиной, на 20%. Сегодня большая часть предприятий, производящих и реализующих рыбные товары, ориентируется в основном на покупателей среднего достатка. Поэтому увеличение среднедушевых доходов населения является одним из важнейших условий обеспечения продовольственной безопасности страны.

Важен и промышленно-сырьевой аспект. Большая часть отечественного промыслового флота передислоцирована к берегам России на Севере и Дальнем Востоке и промысловая нагрузка легла на водные биоресурсы собственной исключительной экономической зоны и континентального шельфа. В то же время в последние годы отечественное рыболовство столкнулось с проблемой вытеснения прибрежными государствами российского флота из своих исключительных экономических зон, что резко сократило сырьевую базу отрасли. Фактором, негативно влияющим на нормальное функционирование рыбохозяйственного комплекса, является неудовлетворительная экологическая ситуация. Поэтому рациональное использование биологических ресурсов рыбохозяйственных водоемов в настоящее время связывается не только с естественной продукционной возможностью водных объектов, а в значительной степени - со степенью антропогенного воздействия на их экосистемы.

Практически все звенья рыбохозяйственного комплекса в той или иной степени нуждаются в государственной инвестиционной поддержке. При этом речь идет не столько о прямом государственном участии в проектах, но, прежде всего, о механизмах субсидирования процентных ставок и льготного кредитования. Важную роль здесь могли бы сыграть государственные финансовые институты развития. Значительным фактором также стала бы комплексная лизинговая программа обновления основных фондов отрасли.

На основании постановления Правительства РФ от 26.02.99 № 226 создана отраслевая система мониторинга ВБР, наблюдения и контроля за деятельностью рыболовных судов. Для обеспечения функционирования системы в Москве создан Национальный центр мониторинга рыболовства, а в Мурманске и Петропавловске-Камчатском работают региональные центры, которые осуществляют постоянный автоматический независимый контроль местоположения российских и иностранных судов.

Активное развитие экспорта рыбных товаров из России не является свидетельством достижения равновесия между экспортом и импортом. Напротив, экспорт продукции, в которой ощущается потребность на внутреннем рынке, стимулирует импорт той же самой продукции из-за рубежа, но уже по более высоким ценам. Производителям становится невыгодно поставлять товары на внутренний рынок, растут цены на продукцию, увеличивается ее экспорт.

Однако ограничение импорта рыбопродукции не может и не должно производиться исключительно административными мерами. Первоочередной мерой здесь является реализация комплексной политики по поддержке отечественного рыбного рынка, в том числе товаропроизводителя. Воссоздание рыбного рынка должно быть начато с объединения производства и реализации продукции, с организации оперативной и хорошо структурированной, исключающей дублирующие звенья, системы управления реализацией рыбных товаров. При этом государство должно способствовать его развитию путем поддержки системы регулируемой оптовой торговли.

Назрела необходимость вступления России во вновь созданные организации по управлению рыболовством в южных частях Тихого и Атлантического океанов. Актуальным является возобновление проведения Россией научно-исследовательских работ по уточнению запасов ВБР в открытых районах Мирового океана, особенно в наиболее отдалённых районах Юго-Восточной и Юго-Западной частей Тихого океана, а также в Антарктической части Атлантики.

Таким образом, для развития отрасли, прежде всего, необходимо:

 1) сформировать механизм долгосрочного и эффективного управления водными биоресурсами, направленный на их сохранение и рациональное использование, уменьшение промысловой нагрузки, в том числе путем стимулирования передислокации части промыслового флота из исключительной экономической зоны России в эконом. зоны зарубежных государств, в районы действия международных конвенций по рыболовству и в открытые районы Мирового океана;

2) проведение рыбохозяйственных научных исследований; развитие вспомогательных отраслей (судостроение и судоремонт, портовое хозяйство) аквакультуры, установление льготных тарифов на перевозку рыбной продукции, предназначенной для массового потребителя, железной дорогой;

 

3) сформировать предпосылки для строительства промысловых судов на отечественных верфях;

4) создать благоприятные условия для увеличения поставок рыбного сырья на берег, развития береговой переработки сырья и экспорта рыбной продукции высокой степени переработки;

5) создать в отрасли холдинги, финансово-промышленные группы, ассоциации, включающие: добычу гидробионтов, производство рыбной продукции, оптовую и розничную торговлю; распространить на рыбохозяйственные организации все льготы, которыми пользуются сельхозпроизводители в части кредитования, налогообложения, таможенно-тарифного регулирования, бюджетного финансирования;

6) установить систему госзаказа на пищевую рыбную продукцию, преимущественно, для нужд спецпотребителей, а также на кормовую муку;

7) создать условия для льготного кредитования предприятий и организаций отрасли.

Необходимо также учитывать, что экономическая безопасность Российской Федерации со стороны отечественного рыбохозяйственного комплекса обеспечивается по нескольким взаимосвязанным направлениям: продовольственное, промышленно-сырьевое (включая охрану гидробионтов и контроль за соблюдением правил рыболовства), социальное, платежеспособный спрос внутреннего рынка, финансовое, внешнеторговое, международное, информационно-техническое.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: