КУРСОВАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ (РЕГИОНАЛЬНОМ, МЕСТНОМ) УРОВНЕ
Автор курсовой работы Ш.Р. Бикмаев
Специальность 080105 финансы и кредит
Обозначение курсовой работы КР-02069964-080105-05-09
Руководитель работы
к. э. н., доцент C.C. Артемьева
Оценка
Саранск 2009
ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Факультет экономический
Кафедра финансов и кредита
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студента 205 группы з/о (второе высшее) Бикмаева Шамиля Ряисовича
1 Тема Развитие межбюджетных отношений на федеральном (региональном, местном) уровне
2 Срок представления работы к защите 30.12.09
3 Исходные данные для научного исследования работы отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, материалы периодической печати, статистические данные
4 Содержание курсовой работы
4.1 Теоретические аспекты развития и экономическая сущность межбюджетных отношений
4.1.1 Понятие и сущность межбюджетных отношений
4.1.2 Проблемы развития Межбюджетных отношений в Российской Федерации
4.2. Анализ состояния межбюджетных отношений на федеральном, региональном и местном уровнях
4.2.1 Взаимоотношения Федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации
4.2.2 Взаимоотношения региона с муниципальными образованиями
4.3 Пути дальнейшего развития межбюджетных отношений в Российской Федерации
4.3.1 Российский опыт совершенствования межбюджетных отношений
4.3.2 Зарубежный опыт совершенствования межбюджетных отношений
Руководитель работы ___________________________________ C.C. Артемьева
Задание принял к исполнению ___________________________Ш.Р. Бикмаев
Реферат
Курсовая работа содержит 53 страницу машинописного текста, 2 таблицы, 1 рисунок, библиографический список из 20 источников и 1 приложения.
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ И МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТЫ, БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ДОТАЦИЯ, СУБВЕНЦИЯ, СУБСИДИЯ, КРЕДИТ, ССУДА.
Объектом исследования является теоретические и практические вопросы функционирования системы межбюджетных отношений, их нормативно-правовая база.
Предметом исследования выступает проблематика взаимоотношений бюджетов различных уровней по поводу распределения и перераспределения общественных финансовых ресурсов.
Цель работы: на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
Методы исследования: статистические и аналитические.
Полученные результаты: изучено влияние малых предприятий на экономику РФ и зарубежных стран, проанализирована их экономическая сущность
Степень внедрения – частичная.
Область применения – основные положения и выводы могут использоваться в качестве практического пособия, справочника и руководства к действию для работников финансово-бюджетной сферы
Содержание
с. | |
Введение | 5 |
1 Теоретические аспекты развития и экономическая сущность межбюджетных отношений | 6 |
1.1 Понятие и сущность межбюджетных отношений | 6 |
1.2 Проблемы развития Межбюджетных отношений в Российской Федерации | 10 |
2 Анализ состояния межбюджетных отношений на федеральном, региональном и местном уровнях 26 | 15 |
2.1 Взаимоотношения Федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации | 15 |
2.2 Взаимоотношения региона с муниципальными образованиями | 21 |
3 Пути дальнейшего развития межбюджетных отношений в Российской Федерации | 26 |
3.1 Российский опыт совершенствования межбюджетных отношений | 26 |
3.2 Зарубежный опыт совершенствования межбюджетных отношений | 32 |
Заключение | 47 |
Список использованных источников | 49 |
Приложение A | 51 |
Введение
В работе дается характеристика сущности межбюджетных отношений, отмечены проблемы их развития. Проведен анализ современного состояния межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней. Определены пути дальнейшего развития межбюджетных отношений в Российской Федерации. Также приведены фактические данные, характеризующие влияние межбюджетных отношений на экономическое и социальное развитие государства.
В российской экономической литературе вопросы межбюджетных отношений рассматриваются и анализируются в работах: Нешитой А.С., Поляка Г.Б., Завьялова Д.Ю., Милякова Н.В. и др.
Цель работы - на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
-дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
-исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
-выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.
Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные акты РФ.
Теоретические аспекты развития и экономическая сущность межбюджетных отношений
Понятие и сущность межбюджетных отношений
Ведущее место в системе финансовых отношений занимают межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения - один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения - обеспеченность бюджетными услугами. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано следующее определение межбюджетных отношений:
«Межбюджетные отношения - совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса»[1, с.20].
Межбюджетные отношения в Российской Федерации основываются на пяти основных принципах, среди которых:
1. Принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы Российской Федерации;
2. Принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
3. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
4. Принцип выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5. Принцип равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации[1, с.20].
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ предполагает два момента. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы – федеральный, региональный или местный бюджет – имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам (межбюджетные трансферты), а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Межбюджетные отношения могут регулироваться. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.
Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему.
Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (см. рис. 1), предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются правительством РФ.
Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.
Рисунок 1 - Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
Если в целом говорить о прямой финансовой поддержке, то необходимо отметить, что существуют следующие её формы: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.
Субвенция — фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. А именно:
· расходов по федеральным целевым программам;
· капитальных расходов;
· расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; иных целевых расходов.
Порядок предоставления и расчет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации определяются специальным федеральным законом либо федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Таким образом, мы рассмотрели понятие и сущность межбюджетных отношений. Мы также выделили основные методы бюджетного регулирования.