Характеристика и финансирование (на примере ОГУ «томская база авиационной охраны лесов»)

Для обеспечения охраны лесов федеральный орган управления лесным хозяйством создает специализированные организации по авиационной охране – авиабазы.

Организация охраны лесов от пожаров в Российской Федерации возлагается на государственные органы управления лесным хозяйством и другие органы, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Охрана лесов от пожаров проводится, в зависимости от территориального расположения и региональных особенностей, наземной или авиационной службой. Осуществление мер по охране лесов от пожаров обеспечивают работники службы государственной лесной охраны федерального органа управления лесным хозяйством и авиабаз, а в лесах, где лесное хозяйство ведут другие организации и лесопользователи, - ведомственная лесная охрана и сторожевая служба охраны национальных природных парков. Авиационная охрана относится к службе государственной лесной охраны, а работы по охране лесов осуществляются на хоздоговорной основе со всеми юридическими и неюридическими лицами, имеющими в своем ведении леса.

Задачи государственной лесной охраны – обеспечение охраны и защиты лесов; осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда, объектов животного мира и среды их обитания; организация пользования лесным фондом.

Зарождение авиационной охраны. Первые опыты по воздушной охране лесов были проведены в нашей стране в 1931 году Г.Г. Самойловичем и С.П. Румянцевым. Целью опытов было установление возможности обнаружения и определения точного местонахождения пожаров с воздуха. Полеты проводились в Горьковской области на площади около 1,5 млн. га на самолетах ПО-2.  В 1932-1935 годах опыты были продолжены в Карелии, на Урале и Дальнем Востоке.  

В результате были выработаны правила организации и проведения авиапатрулирования, основные положения которых действуют и до настоящего времени.

Было установлено, что для выполнения этих работ нужны работники особого профиля, поскольку специалисты лесного хозяйства, не имея специальных навыков, не могли справиться с задачей точного определения места пожара и составления его схемы, а авиаторы без лесного образования не могли грамотно определить параметры, составить характеристику пожара и тактический план его тушения. Так определилась необходимость в создании новой профессии, получившей название «летчик-наблюдатель» или «летнаб», которые должны иметь специальное лесохозяйственное образование и необходимую авиационную подготовку.

Вторым направлением в воздушной охране лесов было применение самолетов как средства транспорта для быстрой доставки к пожару рабочих со средствами тушения. Первые же опыты по высадке парашютистов, проведенные в 1934-35 гг. под руководством Г.А. Мокеева, оказались весьма успешными. Уже в 1936 году была создана первая парашютно-пожарная команда, принявшая участие в борьбе с лесными пожарами. Парашютисты-пожарные в большинстве случаев высаживались у населенных пунктов для привлечения на помощь местного населения.

В дальнейшем организованные авиаотряды треста лесной авиации Наркомлеса СССР и авиагруппы Главлесоохраны располагали своими самолетами, кадрами, имели свою аэродромную сеть, технические средства обслуживания и ремонта самолетов. Работы по авиапатрулированию в этот период стали проводиться регулярно и во всевозрастающих объемах. К началу Великой Отечественной войны авиапатрулированием было охвачено 109 млн. га лесов, использовалось 60 самолетов типа ПО-2, Ш-2, В годы войны ушедших на фронт мужчин заменили женщины, многие из них связали всю свою жизнь с авиалесоохраной - Поздеева Н.А., Бекряшева Г.В. и другие, а Груздова Е.П. продолжала трудиться в авиалесоохране до 60-х годов. Особенно нужно отметить летчика-наблюдателя набора 1943 года Олехнович Гертруду Терентьевну, в дальнейшем штурмана Аэрофлота, рекордсменку СССР и мира.

     В 1976 году из Западно-Сибирской выделена Томская авиабаза.      Появление на вооружении авиалесоохраны новой авиационной техники, более совершенных технических средств пожаротушения позволило широко внедрять новые способы пожаротушения - взрывной способ, водный способ тушения ранцевыми огнетушителями, мотопомпами, широко использовать отжиг, доставлять к местам пожаров тяжелую технику - бульдозеры, тракторы, автоцистерны.

Были начаты работы по искусственному вызыванию осадков, проведены первые опыты по тушению пожаров с воздуха (Ан-2П), доставке воды к местам пожаров в мягких емкостях на внешней подвеске вертолетов, использование водосливных устройств ВСУ на вертолетах Ми-8, расширялся парк используемых самолетов и вертолетов...

В последние годы начата широкомасштабная отработка авиатанкерной технологии тушения пожаров с воздуха самолетами-танкерами Ан-2П, Ан-26П, Ан-32П, самолетами-амфибиями Бе-12П, Бе-12-200П. На стадии производственных испытаний находятся новые танкеры-амфибии Бе-200, Бе-103. Разработаны и внедряются новые водосливные устройства для вертолетов Ми-8 типа ВСУ-5.

За период становления система авиаохраны неоднократно реорганизовывалась, расширялось число авиабаз, часть из них были переданы в подчинение органам управления лесным хозяйством.

2007 год. В стране проводится административная реформа. Она коснулась и авиалесоохраны. Проводимая политика по расширению прав субъектов и муниципальных образований нашла свое отражение в новом Лесном кодексе, принятым в декабре 2006 года. Начиная с 2007 года полномочия по охране лесов в полном объёме переданы субъектам Российской Федерации. Базы авиационной охраны лесов – филиалы ФГУ "Авиалесоохрана" – ликвидированы. Вместо них в субъектах организованы государственные учреждения по авиационной охране лесов. В создавшихся условиях существенно изменилась место и роль службы авиалесоохраны. Субъекты разрабатывают свои варианты функционирования авиалесоохраны, но целостность некогда централизованной системы авиалесоохраны нарушена, что неизбежно скажется на результатах её работы.

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: