Экспериментальных исследований

Определены параметры и составляющие культуры личности современного школьника: способность к художественному обобщению культурно значимой информации; эстетическое восприятие окружающей действительности, открытость в отношении художественно-творческой самореализации. В ряду  составляющих культуры личности современных детей и подростков выделены: высокий уровень развития эстетического опыта и сознания; равновесие интеллектуального и эмоционального начала при общении с культурными ценностями; коммуникативная адаптация в современном мультикультурном обществе; высокий уровень ценностных ориентаций (Кабкова Е.П.).

Апробирована система интегрированных заданий по художественно-эстетическому развитию личности, основанная на интерактивных, проблемных и проектных технологиях. Логика построения процесса обучения тесно связана с физиологическими и психологическими особенностями конкретного возраста. Было определено, что уровень развития воображения отражается на общей культуре личности: при стереотипном и репродуктивном воображении чаще всего восприятие культурных ценностей происходит только через рационально-логическое сознание, при развитом воображении задействованы эмоционально-чувственные структуры, поэтому эстетические ценности естественным образом переходят в этические. Таким образом, художественно-эстетическое развитие личности, с одной стороны необходимо для повышения общей культуры личности, с другой стороны формируется только на основе развитого воображения (Олесина Е.П.).

Выявлены уровни готовности к взаимодействию с искусством у школьников и студентов на основе разработанных проектных и творческих заданий.  Исследование показало эклектичное состояние изучаемого качества у большинства опрашиваемых школьников (78 %). Это проявилось в  неустойчивости отношения к искусству, внехудожественной направленности общения с ним при восприятии, дефиците эстетического опыта в сферах образования и досуга. Особо было отмечено, что искусство в представлении школьников не рассматривается как явление культуры, художественно-образное воспроизведение действительности. Аналогичное исследование в отношении будущих учителей мировой художественной культуры, музыки и литературы показало невысокую степень их готовности к взаимодействию с искусством в профессиональном плане. Только 37 % студентов продемонстрировали достаточный уровень подготовки в плане осмысления целей и задач художественного образования и эстетического воспитания детей, понимания и сформированного умения через искусство влиять на эмоциональное развитие другого человека, решения проблем художественно-педагогической деятельности в целом. Таким образом, в содержании художественного образования и эстетического воспитания как школьников, так и студентов необходима переориентация с сугубо информационного уровня на проблемно-ориентированный, позволяющий  понять ценностные основы искусства и его разнообразные проявления в окружающем мире (Печко Л.П.).

Выявлено содержание музыкально-художественного опыта учащихся начальной и основной школы. Проведенное исследование показало, что на формирование музыкально-художественного опыта детей все большее влияние оказывает информационное пространство, отличающееся повышенной агрессивностью, тем более что в целостном образовательном пространстве страны явственно наблюдается тенденция к вытеснению образовательной области «Искусство» (в том числе и музыки). Анализ опыта ребенка свидетельствует, что массовая культура воспринимается им как синоним культуры вообще. Это проявляется, во-первых, в изменении ценностных ориентиров, постоянно нарастающей востребованности продуктов массовой культуры в жизни ребенка и его семьи; во-вторых – в примитивизации восприятия искусства, которое выражается в «смотрении» (не созерцании) между дел, слушании («не слышании»), в движении-пританцовывании по инерции, в желании слиться с «толпой» в массовых действах. Все это снижает уровень представлений об уникальности, ценности музыкального искусства в жизни людей, о его значимости для духовного становления человека.

Основные музыкальные интересы детей (как и их родителей) связаны с эстрадной музыкой (98 %). Упрощенность в производстве продуктов массовой культуры вызвала волну интереса к эстрадному вокалу. Об этом свидетельствуют ответы детей и подростков (более 80%). Положительным фактором здесь является стремление все большего числа учащихся к творческому самовыражению в области вокального, инструментального (электронного) музицирования. Негативное же в этом процессе – отсутствие должного внимания ко всему разнообразию жанров и форм музыкального искусства (прежде всего наиболее содержательных и развитых), что в результате приводит к снижению духовно-нравственного (воспитательного) потенциала искусства (Критская Е.Д.).

Апробирована методика театральных занятий для учащихся 7-8-х классов и студентов. В ходе экспериментального исследования установлено, что воспитание навыков анализа пьесы и спектакля проходит в специально педагогически организованном общении на занятиях факультатива в школе и при посещении театра. При этом приобретение учащимися и студентами базовых знаний о художественно-образной природе театрального искусства осуществляется в процессе театрально-творческих проявлений и опирается на накопленный опыт общения с театральным искусством (Некрасова Л.М.).

В разных видах искусства дифференцированы методы приобщения современных подростков и молодежи к русской классике. В рамках учебной программы русская культура является предметом изучения на уроках литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Несмотря на большой объем информации о русской культуре, заложенный в учебных программах, в силу ее дифференциации по разным предметам гуманитарного цикла, учащиеся не получают целостного представления о ней, как части мирового культурно-исторического пространства. Другой слабой стороной приобщения к русской культуре является преобладание репродуктивных методов изучения, ограничивающих процесс приобщения к культуре задачей запоминания и пересказа изучаемых фактов. В большинстве учебных заведений наиболее творческой формой усвоения знаний остается форма сочинения.

Проведенный эксперимент подтвердил целесообразность внедрения творческих методов приобщения современных подростков и молодежи к русской культуре. Среди них наиболее продуктивными являются методы, дающие возможность учащимся в результате знакомства с произведениями русской литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства выявить индивидуальные эстетические предпочтения и гражданские идеалы, сделав свой личный выбор. Условиями успешности их применения является профессиональная компетентность учителя каждой из дисциплин гуманитарного цикла; понимание круга интересов, культурного пространства учащихся; умения руководствоваться методами «своего» искусства при преподавании, раскрывая художественно-образную природу художественной культуры.

Продуктивными методами, объединяющими разные виды искусства при изучении русской культуры, являются экскурсии в художественные, литературные, исторические, краеведческие и мемориальные музеи, проведение «художественных событий» и экскурсий по проектам учащихся; обмен эстетическим опытом, художественными впечатлениями, представлениями о формирующихся идеалах между учащимися разного возраста – подросткового и юношеского. Одним из эффективных методов является интеграция знаний в области выдающегося явления русской культуры на занятиях изобразительным искусством, дающая возможность в творческой художественно-образной форме выразить свои гражданские и эстетические приоритеты, сложившиеся в результате изучения конкретного явления культуры, пройдя путь от замысла к воплощению (Фомина Н.Н.).

Экспериментально проверены методические приемы работы с поэзией в 8-х классах общеобразовательной школы. В основе творческо-аналитического метода лежат проблемные задания, помогающие ученикам создавать вторичные образы, анализировать структуру стихотворения, приходить к умозаключениям относительно его основных свойств. Если в начальных классах предлагаемая методика литературно-художественного развития подразумевает постижение наиболее существенных свойств произведения через его вторичный образ и структуру, то в старшем возрасте основным принципом работы становится переход от вторичного образа стихотворений и анализа его структуры к системе понятий о лирическом творчестве, которой ученик сможет пользоваться, интерпретируя конкретное произведение. В этом ключе были выделены следующие содержательные позиции, определяющие работу с поэзией в 8-м классе: использование вторичных образов и результатов освоения структуры стихотворения в качестве материала для теоретического осмысления родовых особенностей лирики; «выведение» учениками основных родовых понятий лирики (амбивалентной ценностно-значимой эмоции как предмета лирического творчества, ритма как способа эстетического преображения этой эмоции,  лирического героя,  «музыки» стихотворения; его «картины», лирического сюжета и др.) (Гуткина Э.И.).

Экспериментально проверены методические приемы работы с синтетическими видами фольклора. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о необходимости целостного анализа фольклорного текста на уроках литературы в широком историко-культурном контексте, целесообразности более активного использования произведений устного народного творчества в содержании элективных курсов. Так, рассмотрение только одной эстетической функции обрядового свадебного фольклора в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» на уроках литературы в старшей школе позволяет увидеть великое произведение в широчайшем историко-литературном контексте, во всём многообразии ассоциативных рядов, в том числе и через системы вторичных образов (Балашова О.Б.).

Экспериментально проверена методика освоения интертекстуальных связей классических произведений. Показаны важнейшие особенности использования интертекстуального подхода при преподавании литературы в старших классах (интегративность, диалог культур через реализацию идей В.Г. Маранцмана, личностно-ориентированное обучение). При этом преподавание литературы в общеобразовательной школе необходимо концентрировать на анализе пространства художественного текста как важнейшей категории искусства в целом.  Акцентуация внимания учащихся на категории пространства положительно сказывается на глубине прочтения школьниками художественного текста, осмыслении судеб и характеров героев, осознании образной сферы и эволюции стилевых процессов литературных произведений.  Разработаны и апробированы элективные курсы «Русская историческая проза XX века», «Основы российской цивилизации», «Древнеиндийская культура и литература» для учащихся гуманитарных классов. Апробация показала эффективность аксиологической составляющей разработанных курсов и необходимость пересмотра линейного принципа их построения (Поль Д.В.).

Апробирован стимульный материал тестовых заданий для учащихся 3-х классов общеобразовательной школы. В процессе апробации проведена проверка доступности содержания экспериментального учебного предмета «Введение в Мировую художественную культуру» в начальной школе и эффективности методики обучения по образцам живописи разных стилей и настроений (стимульному материалу), развивающим образно-формальное видение искусства детьми 9-10 лет. К результатам можно отнести относительную успешность «чтения» детьми настроения живописных произведений и, как правило, культурную неразвитость художественного вкуса, базирующегося только на естественных вкусовых предпочтениях. Очевидным выводом из проведенного учебного тестирования является необходимость разработки педагогических технологий и методик сохранения баланса между жизненными и художественными ориентациями детей этого возраста в социокультурных условиях несомненного роста прагматизма и утилитарного восприятия жизни. Общий опыт социально-психологических исследований свидетельствует о гораздо более раннем (по возрасту) присвоении детьми современных жизненных ориентаций успешной адаптации и общей карьеры (Торшилова Е.М.).

Разработано содержание занятий по разным видам изобразительного искусства (рисованию, лепке, аппликации) в дошкольных образовательных учреждениях, где предусмотрена реализация комплекса взаимосвязанных задач: знакомство с произведениями живописи, графики, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру; воспитание у детей умения видеть в окружающем мире прекрасное; инициация самостоятельного выбора дошкольниками художественных образов, сюжетов, композиций, а также материалов, инструментов, технических способов и приёмов реализации замысла; создание условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей вне занятий  (Лыкова И.А.).

Выявлены условия подготовки педагогического коллектива к построению интеграционного образовательного пространства в учебных заведениях, ключевыми среди которых являются: комплекс координационных мероприятий по подготовке коллектива и согласованию действий учителей; формирование коммуникативной междисциплинарной культуры и творческой активности учителя; творческая свобода участников образовательного процесса. Важным условием преобразования обычного образовательного пространства в интеграционное является наличие творческого, сплоченного педагогического коллектива, устремленного на реализацию общей цели путем совместных действий (Кашекова И.Э.).

Определены механизмы содержательного взаимодействия базового и дополнительного образования в школе полного дня. В процессе экспериментальной работы установлено, что универсальным механизмом такого взаимодействия является единый концептуальный подход к обучению и воспитанию как способам организации целостного художественно-педагогического процесса и деятельности всего педагогического коллектива по достижению целей образования в целом. Содержательной основой данного подхода выступает культурно-ориентированное образование, где воспитание чувства уважения к культурным традициям, ответственности за сохранение классического искусства, обогащение духовного опыта школьников, является ведущей идеей (Школяр Л.В.).

Выявлены возможности включения кинообразования в школе полного дня: в форме развивающих занятий  во время досуговой деятельности учащихся, через введение элементов кинообразования в урок при изучении предметов гуманитарного цикла (литературы, изобразительного искусства, музыки, истории, обществознания и др.), при помощи активного использования искусства кино в проектной деятельности учащихся и организации дискуссионного киноклуба для старшеклассников. Экспериментальная работа по данной проблематике показала ее перспективность, поскольку в школе существует потребность включения кино- и медиаобразования в работу с учащимися. При этом одним из актуальных направлений является подготовка педагогов к использованию возможностей киноискусства в классных и внеклассных занятиях с детьми, а также использования кино как самостоятельного средства художественно-эстетического и творческого развития учащихся (Баженова Л.М.).

Разработаны оптимальные модели системной работы по взаимодействию базового и дополнительного образования, рассматриваемые как продуктивные: традиционная (базовое и дополнительное образование в структуре кружковой и внешкольной работы); соединение базового и начального профессионального образования (в структуре общеобразовательной школы соединены базовые предметы среднего образования и начального профессионального образования); соединение базового образования и предметов художественного цикла в структуре общего расписания (Савенкова Л.Г.).

Разработаны модели художественно-эстетического воспитания детей в условиях взаимодействия начальной и средней школы. В основе создания разноуровневых моделей лежат педагогические подходы, базирующиеся на интеграции предметов гуманитарного и художественного циклов. Установлено, что разнообразие разработанных моделей определяется спецификой педагогического состава школы; направленностью образовательного процесса на развитие художественного мышления и творческой инициативы, формирование эстетического, художественного и духовного потенциала личности; уровнем социализации результатов творческой деятельности учащихся; преемственностью в обучении, реализуемой на основе усложнения учебно-образовательных задач (Ермолинская Е.А.).

Апробирована программа 1-го года обучения по актерскому мастерству. Исследование показало, что важнейшим условием работы студентов в группе является обязательное освоение навыков коллективной работы на начальном этапе обучения. При этом в качестве материала актерского искусства выступает образ-чувство, которое обнаруживается через сценическое действие; этюды «я в предлагаемых обстоятельствах» представляют собой основной этап присвоения студентами игровой ситуации и порождения образа-чувства; детская игра является «ключом» мастерства актера при наличии правил, выигрыша, ролевых позиций и др. (Гребенкин А.В.).

Выявлены возможности применения принципов искусства клоунады в создании спектакля уличного театра. Установлено, специфика поэтико-романтического мировосприятия в искусстве клоунады, выраженная через творчество клоуна, дает возможность актерам уличного театра и зрителям создавать и воспринимать визуальные поэтико-романтические парадоксальные образы как синтез возвышенного, трагического, комического и прекрасного. Маска как способ создания парадоксального образа в искусстве клоунады, перенесенная в пространство уличного спектакля из пространства сценографических объектов, дает возможность зрителю активно включаться в процесс ассоциирования и осмысления, получая карнавальные, невероятные образы бытия. Показано, что парадоксальность искусства клоунады, используемого в уличном спектакле, близка детскому карнавальному мировосприятию (Некрасова Л.М., Семенова Е.А.).

Апробирована педагогическая технология воспитания педагогов по театру в системе дополнительного художественного образования. Обучение педагогов основам актерской грамоты непосредственно в процессе работы над спектаклем является эффективной технологией, которая позволяет использовать ее в постановке спектаклей со школьниками. Базисные блоки репетиции (вводно-разминочный, основной, рефлексии и завершающий), структурно совпадающие с этапами классического урока, функционально коррелируют с процессом органичного освоения и закрепления новых элементов актерского мастерства. Апробация показала действенность предлагаемой технологии и ее эффективность в плане понимания значимости театрального искусства в системе образования, постижения и воплощения идеи самого спектакля, творческой самореализации педагогов по театру (Некрасова Л.М.).

Экспериментально проверены методические приемы работы с литературными произведениями в подготовительных классах школы. Специфика работы по изучению произведений литературы с дошкольниками заключается в создании определенных условий для детского самовыражения, своеобразном «вызове», востребовании непосредственного эмоционального отклика на конкретное сочинение. В ряду эффективных методических приемов особо выделена театрализация как процесс «вхождения» ребенка в жизнь литературного персонажа. В результате исследования выстроена методика использования приёмов театральной деятельности дошкольников по освоению литературного произведения, основанная на  активизации детского мировосприятия через знакомство с текстом и спонтанное выражение ребенком мыслей и чувств (Поль Д.В.).

Разработаны и апробированы образовательные программы по изучению визуального языка мировой культуры на основе междисциплинарного методологического подхода. Определены предмет, методы, сформулированы цели и задачи программы «Искусство времени в формах пространства» («Кино - художественная метафора познания»)  как самостоятельного интегрированного направления медиаобразования. Практическая работа (отбор, утверждение тематики, проблемных областей) велась по трем направлениям: познавательно-мотивационному, коммуникационному и эмоционально-оценочному (акцент сделан на первой составляющей), и определялась понятиями когнитивного стиля и эстетической установки. Апробация показала, что структура и содержание программ отвечает поставленным  задачам и способствует развитию у молодежи осознанной творческой активности и познавательных мотивов, повышению эффективности коммуникации, углублению представлений о культурных архетипах, расширению области интересов, стимулированию  к общению с искусством и самостоятельному визуальному творчеству (Баженова Л.М.).

Выявлены особенности музыкально-творческого развития учащихся общеобразовательных школ в процессе приобщения к электронному музыкальному творчеству в условиях групповых занятий. В процессе наблюдения установлено: если на начальных занятиях ученики могут повторять за учителем или импровизировать ритмический рисунок, воспроизводить или создавать небольшие одноголосные мелодии, то к концу экспериментального обучения они осваивают принципы музицирования на основе гомофонно-гармонического склада. Отмечены также случаи целенаправленного обращения учеников к звукорежиссерским эффектам и ориентировки их в стереофоническом звуковом пространстве. Это позволяет считать, что фундамент электронного музыкального творчества в условиях групповых занятий заложить удается и данная деятельность может быть широко внедрена в учебный процесс общеобразовательных школ России (Красильников И.М.).

Определена эффективность применения инновационных технологий в художественном образовании и эстетическом воспитании детей и молодежи. В процессе исследования установлена прямая зависимость между художественно-эстетической (а шире, гуманитарной) составляющей образования на всех уровнях системы и формированием духовного мира растущего человека, успешным включением его в систему общественных отношений. При этом выявлено, что интеллектуально-творческий потенциал и разнообразные художественные проявления детей дошкольного возраста (в рисунке, движении, звучании инструмента или голоса), лишь на 48% востребованы в младшем школьном возрасте, и в большинстве случаев (76%) не находят применения к началу подросткового периода. В старшей школе и при получении среднего специального образования наблюдается та же негативная тенденция в отношении развития культуротворческого потенциала юношей и девушек.

Экспериментальная работа доказала высокую результативность инновационных технологий, базирующихся на исследовании механизмов возникновения и развития основных закономерностей, форм, функций, средств искусства. При этом исследуются не застывшие «выкристаллизовавшиеся» явления, к примеру, музыки во взаимосвязи с другими искусствами, а прослеживается путь рождения явлений во всей полноте внутренних противоречий, происходит погружение в проблемное поле культуры, изучается процесс происхождения художественного творчества. Именно проблематизация определяет важнейшую особенность подхода к эстетическому воспитанию подрастающего поколения и художественному образованию, которое представляет собой культуросообразное и развивающее (Школяр Л.В.).

Апробировано содержание учебно-методических комплектов нового поколения по мировой художественной культуре, нацеленных на формирование эмоционально-чувственного восприятия в процессе приобщения учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям прошлого и настоящего. В качестве методологической базы выступают дидактические принципы историзма, как наиболее близкого и доступного обучающимся, и интеграции, формирующей единство и целостность восприятия закономерностей мира искусства и создающей широкие возможности мобилизации разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов. Внедрение материала в практику художественного образования позволило выявить компоненты, составляющие содержательно-образовательный минимум инновационной комплексной разработки: художественный – ведущий среди компонентов: развивает духовно-нравственный и интеллектуальный кругозор читателя, зрителя, слушателя; решает важную задачу предмета, связанную с организацией живого общения учащихся с произведениями мировой художественной культуры и воспитанием интереса и любви к искусству как нравственной опоре; аналитически-познавательный, формирует активный деятельно-творческий подход к образовательному уровню учащихся, воспитывает способность к логическому осмыслению художественной информации; эстетико-культурологический, реализует направленность программы на художественную форму целостного восприятия окружающего мира (Мун Л.Н.).

Разработана педагогическая система оптимизации творческого воображения в учреждениях высшего профессионального образования. На основе анализа теоретических работ было определено, что творческое воображение неразрывно связано с одаренностью. Наиболее значимыми педагогическими аспектами развития творческого воображения выступают: самостоятельное создание нового творческого продукта; активное использование в процессе художественной деятельности накопленного эстетического и культурного опыта; имманентное развитие творческой активности учащихся. Показано, что система оптимизации творческого воображения представляет собой взаимопроникающее объединение нескольких направлений педагогической работы, а именно: организация педагогом творческих заданий, обеспечивающих активизацию сенсорного мышления в обучении; развитие фантазии и обогащение эстетического опыта; поддержка творческой самостоятельности учащихся и развитие творческой интуиции; использование в образовательном процессе интегративных программ, позволяющих создавать на занятиях творческий созидательный процесс, когда воображение действительно становится образотворчеством, а «мыслеобразы» облекаются в те или иные художественные формы (Стукалова О.В.).

Апробированы технологии творческого моделирования ситуации межличностного взаимодействия, способствующие активной ассимиляции жизненного опыта личности учащихся. В ходе апробации как особо эффективные выделены игровые художественно-образные технологии драматического искусства, направленные на работу с ролевыми позициями личности с учетом ее базовых потребностей. Раскрыты широкие возможности исследования художественно-творческих ресурсов учащихся при работе с рисунком. Проведенные исследования доказали: технологии творческого самовыражения способствуют активному усвоению жизненного опыта, успешному поиску альтернативных вариантов поведения с опорой на внутренние ресурсы личности, творческой самореализации учащихся в современном социуме (Бережная М.С.).

По итогам  экспериментальных исследований 2007 года сделаны следующие выводы:

1. Подтверждена концептуальная обоснованность идей в отношении оптимальных механизмов формирования культуры личности в динамично развивающемся российском обществе, а также структуры, содержания и методического обеспечения художественного образования и эстетического воспитания в системе детский сад-школа-колледж-вуз; 

2. Доказана эффективность педагогической системы развития творческого воображения и художественного восприятия подрастающего поколения, правомерность разработанных подходов в плане приобщения школьников и студентов к искусству и мировой художественной культуре;

3. В ходе апробации установлена высокая результативность учебно-методических комплектов нового поколения по музыкальному и изобразительному искусству, мировой художественной культуре с развернутым мультимедийным сопровождением для средней и старшей общеобразовательной школы.

Все экспериментальные исследования, выполненные в рамках Комплексной программы «Интеграция образования и культуры», подтвердили свою актуальность и соответствие текущим и перспективным задачам научно-исследовательской работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: