Методика обучения праву как педагогическая наука

 

Преподавание правовых знании в современной школе основывается на совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.

Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных отношений право выполняет воспитательную роль, проявляющуюся в том, что закон помимо государственного принуждения опирается и на убеждение. Право призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, гуманности. Право неотделимо от справедливости, которая, по существу, есть его сердцевина. Сущность права состоит в том, что оно есть способ установления справедливого соотношения интересов всех и каждого. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: «Право есть искусство добра и справедливости»; «Предписания права следующие: честно жить, другого не обижать, каждому воздавать должное».

Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы. Понимание данной позиции важно в силу того, что право имеет политическую природу, являясь по своей сути нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости. Принцип научности преподавания правовых знаний требует ознакомления учащихся с различными точками зрения на изучаемые правовые проблемы.

Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение находится в зоне ближайшего развития.

В преподавании права учителю важно опираться на жизненные факты, близкие ученикам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок.

Особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками правовых положений. Таково требование принципа юридической точности и определенности правовых знаний. Любые юридические конструкции, в отличие от понятийного аппарата других учебных дисциплин, предполагают строгость и четкость формулировок. Недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы.

Принцип обеспечения межпредметных связей состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку. Согласование учебных предметов, как правило, обусловлено их содержанием. В процессе реализации межпредметных связей обеспечивается последовательность в формировании научных взглядов, мировоззрения учащихся, понимания закономерностей развития.

 

Помимо межпредметных связей в методике преподавания используются внутрипредметные связи, которые служат углублению правовых знаний, их обобщению, систематизации, развивают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность и формируют самостоятельность мышления.

Помимо этого внутрипредметные связи обеспечивают преемственность в развитии системы аксиологических знаний, оценочных умений, интеллектуальных способностей учащихся. В практике правового обучения используются разнообразные приемы и способы установления межпредметных и внутрипредметных связей, например:

 

– объяснение нового материала с опорой на знания по другим предметам;

– напоминание учителем известного материала;

– припоминание изученного с помощью вопросов учителя в ходе беседы;

– организация систематического повторения на основе разработанных заданий, направленных на применение знаний, умений, актуализацию ранее усвоенных знаний.

Учитель права, реализуя межпредметные связи, может применить задания интегративного характера, например, написание реферата по одной из следующих тем:

 

– Вопросы права и законности в баснях И.А. Крылова.

– Вопросы государства и права в произведениях А.С. Пушкина.

– Юридические мотивы в творчестве В.Д. Поленова.

– Вопросы права в Библии.

– Вопросы права и законности в народном фольклоре.

Методы правового обучения, отвечающие на вопрос, как изучать правовые знания, - это приемы, способы, подходы, используемые в процессе правового обучения для достижения целей правового образования.

Существуют различные классификации методов обучения. Для правового обучения наиболее удобна классификация методов в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся.

Классификация методов обучения в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся.

Предложение М.Н.Скаткина Предложение И.Я. Лернера: Информационно-рецептивный, репродуктивный Изложение готовых знаний Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Проблемное изложение, эвристический, исследовательский Продуктивные методы, рассчитанные на самостоятельную поисковую деятельность Проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.

Название метода обучения свидетельствует о специфическом для него способе усвоения и организации усвоения учебного материала.

Так, например, объяснительно-иллюстративный метод часто используется для организации первоначального усвоения знаний. Это способ усвоения новой и готовой информации. Он состоит в устном изложении юридического материала, в демонстрации наглядных пособий: диаграмм, карикатур т.п. К приемам данного метода относят описание, то есть раскрытие внешних признаков, объяснение, повествование, демонстрацию.

Повествование - это последовательное изложение, которое может быть представлено аналитическим повествованием (объяснение, доказательство) или рассказом (образным повествованием, имеющим сюжет и фабулу).Приемы объяснительно-иллюстративного метода бывают различными, но во всех случаях педагогическая сущность этого метода одинакова: ученик осознанно воспринимает предъявленную учителем готовую информацию.

Репродуктивный метод обеспечивает усвоение способов деятельности. Учитель конструирует задания на воспроизведение (репродуцирование) действий, например, просит ученика пересказать объяснение, изложить содержание фрагмента нормативно-правового акта после его прочтения, ответить на вопрос, не требующий поиска. Во всех этих случаях ученик повторяет то, что ему известно.

Сущность исследовательского метода состоит в организованном усвоении опыта творческой деятельности, творческом применении знаний.

Существует мнение о том, что отличие творчества от других способов деятельности, становящихся умениями, состоит в том, что последние, усвоение которых формирует умения и навыки, можно показать или изложить поэлементно, после чего другой человек может их повторить. Процедуры творческой деятельности показать нельзя. Их усвоение требует особых способов. Исследовательский метод формирует навыки, умения, процедуры именно творческой деятельности, примерами которой могут служить такие, как самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение альтернативы в решении проблемной задачи и др.

Учитель, применяющий этот метод, конструирует или подбирает по теме урока проблемные задания, которые предъявляет ученику в определенной системе. Ученик выполняет эти задания самостоятельно. Например, школьник должен определить, можно ли предъявлять адвокату обвинение в «недоносительстве», может ли адвокат быть свидетелем в суде, кто может и обязан хранить личную тайну и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы, ученик должен высказать предложение и сверить его с фрагментами соответствующих статей закона. Исследовательский метод обучения создает условия для того, чтобы учащийся на доступном ему уровне смог приобретать навыки научного познания. Проблемные задачи могут конструироваться и на наглядной основе.

Сущность эвристического (частично-поискового) метода обучения состоит в том, что учитель, поставив проблему, трудную для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы, а затем серией взаимосвязанных вопросов подводит ученика к решению. При таком методе обучения ученик самостоятелен лишь на отдельных этапах учебного исследования.

Исследовательский и эвристический методы наряду с методом проблемного изложения, когда учитель ставит проблему и цепью рассуждений раскрывает ее решение, показывая при этом противоречивость и сложность процесса познания, составляют основу проблемного обучения. Учитель, используя метод проблемного изложения, время от времени прерывает свой рассказ и предлагает ученикам высказать предположение, сформулировать вопрос, который был бы уместен в данный момент. Таким образом, создаются условия для того, чтобы ученики следили за движением мысли учителя, участвовали в его рассуждениях.

Методы состоят из приемов обучения. Характеристика дидактических методов дает учителю возможность осмыслить конкретный прием или их сочетание в целостной методике.

Методический прием это действия, направленные на решение конкретной задачи. Например, к приемам устного изложения теоретического материала относят объяснение, рассуждение, характеристику, повествование, описание. Объяснение детально раскрывает сущность юридических понятий, явлений, событий. Рассуждение является вариантом объяснения. Обычно этот прием начинается постановкой вопроса, ответ на который дается путем сопоставления фактов и мнений.

В одних случаях учитель прибегает к конспективному повествованию, а в других - к сюжетному повествованию. Конспективное повествование - это краткое перечисление основных положений неглавного содержания. С помощью сюжетного повествования учитель эмоционально излагает по сюжетной линии содержание юридических фактов. Для того, чтобы дать оценку правовым явлениям, факта, нормативно-правовым актам, учитель обращается к приему характеристики. Сравнительная характеристика позволяет выделить существенные, сопоставительные признаки, найти общее, особенное, единичное. Итогом сравнения будет служить вывод. Пользуясь описанием, особенно аналитическим, учитель передает существенные, но, в основном, внешние признаки, черты и детали.

К приемам организации познавательной деятельности можно отнести разнообразные приемы работы с учебным текстом - составление плана текста и аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной темы, схематичной модели текста.

Особо выделяют приемы формирования учебных умений. Различают умения информационные, организационные, мыслительные.

И.Я. Лернер предлагает следующие задания, позволяющие усвоить нормы правильного мышления:

 

1. Полностью воспроизвести воспринимаемый устный или письменный текст.

2. Изложить его кратко.

3. Озаглавить текст или его части.

4. Сформулировать определение по описанию.

5. Выделить отдельные признаки явления по описанию.

6. Воспроизвести сравнение сходных объектов.

7. Обобщить признаки и свойства явлений.

8. Расчленить объект на его элементы по описанию.

9. Воспроизвести систематизацию однотипных или разнотипных явлений.

10. Воспроизвести раскрытие общего на основе конкретных явлений, конкретизировать общее.

11. Систематизировать приведенные учителем или в тексте доказательства.

Помимо общеучебных умений в каждой предметной области традиционно выделяют специальные (предметные) умения. В правовом обучении посредством определенных приемов или их системы формируются следующие специальные умения:

 

– умение объяснять значение юридических терминов, называть важнейшие признаки юридических понятий;

– умение комментировать юридические тексты;

– умение применять юридические знания для анализа конкретных жизненных ситуаций;

– умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции права;

– умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в различных сферах;

– умение составлять некоторые официальные бумаги (заявления, жалобы, расписки, доверенности);

– умение проектировать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях, давать оценку поступков людей, собственных действий с позиции права.

Соотношение специальных умений и формирующих их методических приемов.

Специальные умения, которые необходимо развивать. Возможные методические приемы.

1)Научить читать юридическую литературу, анализировать ее; ориентироваться в основных юридических источниках. Во время уроков необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно-правовые акты, источники права; объяснить, каким образом в них можно найти необходимую информацию. Во время самостоятельной работы по решению юридических задач разрешать учащимся пользоваться справочной литературой.

2)Стимулировать чтение юридической литературы. Организовывать в кабинете права (в школьной библиотеке) тематические выставки нравственно-правовой литературы по программе правоведческого курса. Организовывать выступления библиотекаря о новых поступлениях юридической литературы. Дать задания каждому учащемуся подготовить аннотацию на одну из прочитанных книг юридического содержания

3)Научить учащихся определять, является ли данная ситуация юридической; видеть в жизненных ситуациях правовые проблемы. Дать задание написать рецензию на «правовой» спектакль, кинофильм, книгу; прочитать газетную статью, проанализировать ее и дать оценку описанным в ней событиям с позиции законодательства. Регулярно использовать на уроках альтернативные упражнения, содержащие вопрос: «Какая из двух ситуаций юридическая, а какая моральная?»

Научить ориентироваться в отраслях российского права. Можно предложить учащимся решить «правовой» кроссворд; написать «правовой» диктант; определить отрасль права по специально подготовленному для этого плакату, видеосюжету, иллюстрации; ответить, нормами какой отрасли права регулируются события, описываемые в книге

5)Выработать привычку обращаться к юридической литературе, юридическим источникам. При решении задач постоянно использовать задание: «Объясните, на основании каких статей закона (подзаконного акта) вы приняли это решение».

6)Сформировать умение самостоятельно ориентироваться в законодательстве и применять знание норм права к отдельным жизненным ситуациям, имеющим юридический смысл. Учить выступать с докладами и сообщениями на юридические темы на основе нормативно-правовых актов и других источников. Систематически проводить практические занятия по решению учебных юридических задач.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: