Прежде всего, необходимо разобраться с понятием «факт». В истории факт рассматривается как некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. Инструменты познания истории – это обобщение и систематизация фактов.
Название приема | Исторические факты, излагаемые приемом | Действия, входящие в состав приема | Средства обучения, используемые в сочетании с приемом | Роль приема в организации познавательной деятельности и формировании исторических знаний | ||||
Приемы повествования 1. Сюжетное повествование | Главные факты. Неповторимые события политической жизни общества; военные сражения, события военных действий | Все приемы повествования передают развитие единичных событий или типичных явлений во времени и пространстве. Воссоздают живой, динамично развивающийся образ событий. Изложение ведется по сюжетной линии | Учебные событийные картины, аппликации, схемы | Создает историческое представление о событии, активизирует внимание, вызывает интерес, эмоциональное сопереживание, развивает воображение | ||||
2. Образное повествование | Главные факты урока. Типичные явления и процессы экономической жизни общества; культурные явления | В образной форме воссоздает развитие типичного исторического явления в условиях определенного времени. Привлекаются характерные эпизоды, яркие детали | Типологические картины, аппликации, пиктограммы, например | Создает историческое представление об изучаемом явлении, которое служит основой для выявления его существенных черт. Развивает воссоздающее воображение и мышление | ||||
3. Конспективное повествование | Неглавные факты урока. События политической жизни; военные сражения | Краткая, лишенная образности информация о развитии исторического | Исторические карты, схемы, графики | Помогает понять процесс развития. Развивает логическую память | ||||
4. Простое информативное сообщение | Неглавные факты урока, например, перечисление мест и дат событий | Перечисление фактов, дат, имен, географических мест, взаимосвязанных друг с другом и с главным фактом урока | Исторические карты, календари событий | В соответствии с главными фактами содействует созданию целостных картин изучаемых явлений и событий общественной жизни. Развивает память | ||||
Приемы описания 5. Картинное описание | Главные факты урока: типичные явления экономической, социально-политической и культурной жизни общества. Природные условия стран и мест, где происходили события, излагаемые как главные факты урока | Описания, образно воссоздавая факт, не показывают его развитие. Воссоздание образа относительно статичного исторического факта с соблюдением единства времени, места и действия | Документальные фотографии местности. Монументальные памятники и памятные места Реконструкции исторических памятников. Изображения исторических объектов. Локальные схемы. Документы, беллетристика | Создает относительно статичные исторические представления (основа формирования понятий и знания теоретических выводов). Активизирует внимание и мышление. Вызывает эмоциональное сопереживание. Развивает воссоздающее воображение | ||||
6. Аналитическое описание | Главные факты урока. Объекты материальной культуры: орудия труда, оружие, памятники архитектуры. Устройство аппарата гос. власти | Описание составных частей, деталей исторического объекта, их взаимодействия и назначения | Документальные изображения объектов материальной культуры (фото, рисунки). Макеты, модели, муляжи. Схемы, чертежи, изображающие устройство предметов | Создает детализированные исторические представления. Активизирует внимание, вызывает интерес к теме. Содействует осмыслению изучаемого, развитию исторического воображения | ||||
7. Портретное описание | Главные факты урока. Выдающиеся исторические личности | С помощью фактов о действиях личности, ее высказываний, портретного изображения, биографических сведений создается образ исторического деятеля | Портреты, фотографии исторических деятелей. Документы. Описания исторических деятелей из художественной и научно-популярной литературы. Карикатуры. Учебные памятки | Создает живые представления о исторических деятелях | ||||
Типологические планы в обучении истории: виды, методическое построение, приемы применения.
Составление плана - неотъемлемая часть создания устного или письменного текста, его понимания. Умение составлять план – это качество человека, владеющего речью, это актуальное и необходимое умение.
А) Простой
Начинать работу в данном направлении рекомендуем с простого плана. Порядок работы над простым планом известен обучающимся еще из начальной школы. Умения составлять простой план мы развиваем в основной школе, работая с историческими текстами, различных типов: описательным, повествовательным, объяснительным. При этом, сначала используем более простой вариант плана - в виде вопросительных предложений, а затем переходим к предложениям повествовательным. Работая над составлением простого плана, мы совершенствуем умения школьников выделять в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.
Б) Развернутый
Уже в 6-7 классах переходим к обучению школьников составлять сложный план. Он отличается более сложной структурой и несет дополнительную функцию- научить школьников не только выделять и кратко формулировать основные идеи источника, но и находить в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли. Работа над развернутым планом тоже начинается с чтения, (прослушивания) и осмысления текста целиком, расчленения его на законченные по смыслу части и их оглавление. При повторном чтении школьники анализируют содержание каждой части, выделяют и в виде подпунктов выписывают необходимые сведения. Проверяя работу, важно убедиться, что названия пунктов и подпунктов не дублируют друг друга, последних достаточно для аргументации основных положений, а в целом содержание плана не искажает и не сужает информацию и логику источника. Порядок действий при выполнении нового приема закрепляется в памятке, «Учись составлять развернутый план», которую учитель отрабатывает с обучающимися:
1.Прочти текст, вдумайся в него, разбей его на законченные части (выделение микротем).
2. Каждую часть озаглавь по ведущей мысли. Это основные пункты плана. Пронумеруй их римскими цифрами.
3. В каждой части выдели несколько положений, уточняющих главное. Озаглавь их и обозначь подпункты арабскими цифрами.
4. Проверь правильность своей работы.
В) Типовой
Еще одним видом планов, которые могут эффективно использоваться в процессе изучения истории и обществознания является стереотипный план. Стереотипный план - это рассмотрение однородных исторических, обществоведческих фактов с целью выявления их единичных, особенных и общих признаков. Этот прием вводится в средних классах, когда у школьников накапливается достаточный для обобщения запас фактографических знаний об аналогичных исторических событиях, явлениях и процессах (народных восстаниях, завоевательных и освободительных войнах, образовании государств, развитии ремесла и т.п.) и практический опыт составления простых и развернутых планов. Используя стереотипный план, школьники получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, сформировать целостное представление о прошлом, выявить закономерности исторического развития общества и оценить уникальность каждого отдельного факта истории. Работа над стереотипным планом проходит в два этапа. На первом учитель сначала предлагает учащимся план в готовом виде, а потом вместе с учениками составляют простой информативный план, определяющий порядок изучения однородных фактов. На втором этапе в тексте ученики находят конкретные факты, поясняющие каждый пункт стереотипного плана и раскрывающие особенности уже конкретных, единичных исторических событий. Они заносятся в план в виде подпунктов, придавая ему форму развернутого плана.
Г) Картинный
Интересным видом плана является картинный план. Он представляет собой воспроизведение внешних деталей/эпизодов главного исторического или какого-либо факта в кратких, но образных формулировках с целью сохранения его уникального эмоционально окрашенного образа. По форме картинный план может быть простым и сложным, но работа над ним возможна по яркому, красочному с множеством художественных деталей тексту.
Работа с планом весьма разнообразна. При проверке знаний учащихся, например, учитель записывает на доске пункты плана параграфа, а ученики находят соответствующие части текста. Сначала каждый составляет свой план, потом все вместе — общий план параграфа. По плану учителя ученики готовят сообщение на основе одного или нескольких параграфов.
В старших классах ученики получают задание составить сложный план нескольких параграфов, темы или раздела. В план вносят основные понятия, идеи, факты и события. Такая работа позволяет осмыслить логическую структуру учебника, увидеть перспективы изучения материала.
При изучении нового материала ученики, например, сами дают заголовок параграфу (отдельным пунктам плана), анализируя текст учебника.Или же ученикам предлагается проанализировать заголовок и, выделив ключевые слова, определить порядок изучения темы урока. Также план можно составлять под руководством учителя. В начале обучения составлению плана возможно использование первых двух форм. Вопросительные и повествовательные формы пунктов плана помогают сосредоточить внимание учеников на главном в тексте, но они не обобщают главного.
Поэтому в дальнейшем целесообразно требовать от учеников составлять план из назывных, обобщающих и конкретизирующих содержание предложений.