Практические задания для оценки приобретенных студентами компетенций

 

Вопросы к этой части рейтингового контроля знаний составлены с учетом оценки умений и навыков студентов пользоваться научной литературой и текущим законодательством, применяя к теории юридическую практику.

 

1. Что общего между понятиями «норма» и «норматив»? Чем они отличаются друг от друга. Укажите на сферы человеческой деятельности, где применяются нормативы.

2. Могут ли возникать противоречия между правом и моралью при регулировании одних и тех же отношений? Приведите примеры.

3. Какую роль сыграло развитие экономики в процессе генезиса права? Приведите конкретные примеры.

4. Английский философ Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ примерами из истории человеческого общества.

5. Подберите конкретные примеры, иллюстрирующие взаимосвязь права и государства.

6. Чем нормативно-правовой акт отличается от индивидуальных правовых предписаний? Приведите примеры.

7. Из каких структурных элементов состоит закон?

8. Какие виды законов существуют в Российской Федерации?

9. Перечислите наиболее известные в истории человечества законы.

10. Согласны ли вы с утверждением: «Принятие конституции референдумом – это самый демократический способ»? Ответ обоснуйте.

11. Можно ли считать международный договор Российской Федерации источником права? Дайте юридически обоснованный ответ.

12. Что такое фактическая утрата силы закона? Как вы относитесь к юридической максиме: «Законы отменяются не только голосованием законодателей, но и молчаливым согласием всех об их неприменении»?

13. Определите виды правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации. Найдите в тексте нормы-правила поведения, нормы-принципы, нормы-дефиниции.

14. В чем заключается признак диспозитивности юридических норм. Найдите диспозитивные нормы в Российском законодательстве.

15. Какие виды отсылочных правовых норм вы знаете? Приведите примеры отсылочных норм из Конституции РФ и других законодательных актов.

16. Как соотносится статья и норма права в тексте закона? Попытайтесь определить это соотношение, используя тексты федеральных конституционных законов и федеральных законов.

17. Найдите в текущем законодательстве нормы права, содержащие: 1) гипотезу, диспозицию и санкцию; 2) гипотезу и диспозицию; 3) диспозицию и санкцию.

18. Французский философ К.А.Гельвеций писал: «Законы обязаны своей силой нравам». Объясните его высказывание. Приведите примеры.

19. Какие способы правотворчества существую в Российской Федерации? Как они связаны с источниками российского права?

20. Почему кодификация считается наиболее совершенной формой систематизации нормативно-правовых актов? Приведите примеры.

21. Какие формы систематизации законодательства существуют? Чем учет и инкорпорация нормативных актов отличается от их консолидации и кодификации?

22. Какое содержание следует вкладывать в такие распространяющиеся в политической и правовой жизни России понятия, как «исключительное законодательство», «рамочное законодательство», «базовое законодательство»?

23. Чем процедуры подготовки подзаконных актов, и в частности, ведомственных нормативных актов, отличаются от процедур законодательного процесса?

24. Что такое предмет закона? По каким правилам и с учетом каких факторов законодатель определяет предмет закона? Дайте оценку отдельным законодательным актам с точки зрения точности определения предмета соответствующего закона.

25. Как соотносится между собой система права и система законодательства? Приведите конкретные примеры.

26. Назовите ряд государственных органов, которые вправе осуществлять официальную инкорпорацию нормативно-правовых актов.

27. В каком соотношении находятся понятия «субъект публичного права» и «субъект частного права»? Определите эти понятия по содержанию и кругу субъектов. Приведите примеры.

28. Изобразите иерархию действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов в виде пирамиды в порядке убывания их юридической силы.

29. Подберите примеры действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов различных видов.

30. Чем отличаются друг от друга следующие индивидуальные правовые акты:

- решения и распоряжения;

- приказ и указание;

- инструкция и разъяснение.

ЗАДАНИЯ КО ВТОРОМУ РУБЕЖНОМУ РЕЙТИНГУ.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

(сценарий)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: