Вопросы к этой части рейтингового контроля знаний составлены с учетом оценки умений и навыков студентов пользоваться научной литературой и текущим законодательством, применяя к теории юридическую практику.
1. Что общего между понятиями «норма» и «норматив»? Чем они отличаются друг от друга. Укажите на сферы человеческой деятельности, где применяются нормативы.
2. Могут ли возникать противоречия между правом и моралью при регулировании одних и тех же отношений? Приведите примеры.
3. Какую роль сыграло развитие экономики в процессе генезиса права? Приведите конкретные примеры.
4. Английский философ Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ примерами из истории человеческого общества.
5. Подберите конкретные примеры, иллюстрирующие взаимосвязь права и государства.
6. Чем нормативно-правовой акт отличается от индивидуальных правовых предписаний? Приведите примеры.
|
|
7. Из каких структурных элементов состоит закон?
8. Какие виды законов существуют в Российской Федерации?
9. Перечислите наиболее известные в истории человечества законы.
10. Согласны ли вы с утверждением: «Принятие конституции референдумом – это самый демократический способ»? Ответ обоснуйте.
11. Можно ли считать международный договор Российской Федерации источником права? Дайте юридически обоснованный ответ.
12. Что такое фактическая утрата силы закона? Как вы относитесь к юридической максиме: «Законы отменяются не только голосованием законодателей, но и молчаливым согласием всех об их неприменении»?
13. Определите виды правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации. Найдите в тексте нормы-правила поведения, нормы-принципы, нормы-дефиниции.
14. В чем заключается признак диспозитивности юридических норм. Найдите диспозитивные нормы в Российском законодательстве.
15. Какие виды отсылочных правовых норм вы знаете? Приведите примеры отсылочных норм из Конституции РФ и других законодательных актов.
16. Как соотносится статья и норма права в тексте закона? Попытайтесь определить это соотношение, используя тексты федеральных конституционных законов и федеральных законов.
17. Найдите в текущем законодательстве нормы права, содержащие: 1) гипотезу, диспозицию и санкцию; 2) гипотезу и диспозицию; 3) диспозицию и санкцию.
18. Французский философ К.А.Гельвеций писал: «Законы обязаны своей силой нравам». Объясните его высказывание. Приведите примеры.
19. Какие способы правотворчества существую в Российской Федерации? Как они связаны с источниками российского права?
|
|
20. Почему кодификация считается наиболее совершенной формой систематизации нормативно-правовых актов? Приведите примеры.
21. Какие формы систематизации законодательства существуют? Чем учет и инкорпорация нормативных актов отличается от их консолидации и кодификации?
22. Какое содержание следует вкладывать в такие распространяющиеся в политической и правовой жизни России понятия, как «исключительное законодательство», «рамочное законодательство», «базовое законодательство»?
23. Чем процедуры подготовки подзаконных актов, и в частности, ведомственных нормативных актов, отличаются от процедур законодательного процесса?
24. Что такое предмет закона? По каким правилам и с учетом каких факторов законодатель определяет предмет закона? Дайте оценку отдельным законодательным актам с точки зрения точности определения предмета соответствующего закона.
25. Как соотносится между собой система права и система законодательства? Приведите конкретные примеры.
26. Назовите ряд государственных органов, которые вправе осуществлять официальную инкорпорацию нормативно-правовых актов.
27. В каком соотношении находятся понятия «субъект публичного права» и «субъект частного права»? Определите эти понятия по содержанию и кругу субъектов. Приведите примеры.
28. Изобразите иерархию действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов в виде пирамиды в порядке убывания их юридической силы.
29. Подберите примеры действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов различных видов.
30. Чем отличаются друг от друга следующие индивидуальные правовые акты:
- решения и распоряжения;
- приказ и указание;
- инструкция и разъяснение.
ЗАДАНИЯ КО ВТОРОМУ РУБЕЖНОМУ РЕЙТИНГУ.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
(сценарий)