Темы научных работ для участия в конкурсе курсанты, как правило, выбирают, ориентируясь на собственный научный интерес и направления научной работы кафедр и преподавателей, из тематики курсовых работ, разработанной на кафедрах, а также выходят с инициативными темами по актуальным проблемам гуманитарных, социальных, правовых, филологических и других наук. Научные руководители обычно назначаются из числа преподавателей кафедры.
Общее и научное руководство, контроль за своевременной подготовкой курсантом научных работ осуществляют конкурсные комиссии кафедр через научных руководителей из числа преподавателей кафедр и предметно-методические комиссии.
Часто курсовая работа перерастает в научную (конкурсную) работу, а та, в свою очередь, в дипломную. Венцом всей работы над проблемой могут стать в перспективе подготовка кандидатской диссертации и её защита.
Научное руководство при подготовке конкурсной работы включает:
- выяснение руководителем степени подготовленности к разработке выбранной темы;
|
|
- помощь в определении направления разработки темы, в выборе понятийного и методологического аппарата работы, в формулировании целей и задач научной работы, в разработке её структуры, плана экспериментального или социологического исследования (если оно предполагается);
- рекомендации по использованию обязательной и дополнительной литературы, получению информации из других источников;
- консультации по вопросу выбора метода и методик использования и обобщения статистических данных, взятых из литературных источников;
- консультации и помощь по содержанию, стилю написания и оформлению работы;
- регулярные проверки выполнения работы в целом;
- анализ подготовленной научной работы, указания и рекомендации для устранения недостатков и неточностей;
- написание отзыва с выводом о возможности допуска на кафедральный тур конкурса;
- своевременное информирование председателя конкурсной комиссии кафедры и заведующего кафедрой в случае значительного отклонения от сроков подготовки научной работы, при возникновении проблем, способных поставить под вопрос завершение работы в установленный срок.
ОБСУЖДЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
Поступившая на кафедру научная работа с письменным отзывом научного руководителя, рекомендующего её для участия в кафедральном туре конкурса, рецензируется преподавателем. После этого она представляется конкурсной комиссии кафедры. На заседании конкурсной комиссии заслушиваются сообщения научного руководителя и рецензента (при отсутствии кого-то из них зачитывается письменный отзыв научного руководителя или рецензия).
|
|
Конкурсная комиссия допускает работу на институтский (вузовский) тур конкурса в том случае, если она соответствует предъявляемым требованиям по структуре, содержанию, языку и стилю изложения материала, правильному библиографическому оформлению ссылок, списка литературы (списка источников и литературы) и приложений.
Затем конкурсной комиссией института принимается решение выдвигать работу на заключительный тур конкурса или не выдвигать. Работа, выдвинутая на заключительный тур конкурса» должна быть сброшюрована, а направляемая в другой вуз — организатор конкурса, ещё и переплетена типографским способом.
Решение конкурсной комиссии доводится до сведения курсанта.
Раздел второй
СТРУКТУРА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
КУРСОВЫХ, НАУЧНЫХ (КОНКУРСНЫХ) РАБОТ
СТРУКТУРА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исходя из объёма курсовой работы, может быть предложена следующая структура: введение (1-2 с); основная часть, состоящая из 2-3 вопросов (15-20 с); заключение (2-3 с); затекстовые библиографические ссылки и примечания, вынесенные в конец работы (1 с), если они есть; список литературы (список источников и литературы) - 1-2 с; приложения (до б с). Если есть список сокращений, используемых в работе, то он располагается перед введением (не нумеруется).
Титульный лист курсовой работы оформляется по единому образцу (см. приложение
На 2-й странице помещают оглавление (содержание)1. Здесь в порядке очередности располагаются: введение, названия вопросов (глав, разделов) и, если они есть, подвопросов (параграфов, подразделов), заключение, список литературы (список источников и литературы) и приложения (если они есть) с указанием номеров страниц, на которых они начинаются. (См. приложения).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении курсант обязан обосновать выбор избранной темы и показать её актуальность, сформулировать предмет исследования, то есть поставить научную проблему, кратко проанализировать степень её разработанности, раскрыть конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе исследования.
Текст, расположенный между введением и заключением, является основной частью, которая, правда, никогда так не озаглавливается. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одного вопроса (главы, раздела), она включает несколько (как минимум два) вопросов (глав, разделов). В основной части подробно раскрывается содержание темы, вопросы нумеруются римскими или арабскими цифрами. Каждый вопрос (глава, раздел) основной части работы должен заканчиваться краткими (2-3 абзаца) выводами.
Если курсовую работу в перспективе предполагается использовать как научную (конкурсную), то структура избирается в соответствии с рекомендацией комиссии вуза - организатора конкурса.
Вопросы (разделы, главы) могут быть (но не обязательно) разделены на подвопросы (подразделы, параграфы). Деление осуществляется таким образом, чтобы части работы были пропорциональными по объёму и научному содержанию.
1 Различие между терминами «оглавление» и «содержание». Оглавление и содержание - понятия очень близкие: оба обозначают указатели рубрик в труде. Их следует различать по характеру рубрик, составляющих основу указателя, и по структуре. Оглавление - указатель рубрик труда (курсовая работа, дипломная работа, научная работа, учебное пособие, монография, учебник, диссертация), посвященного исследованию одной проблемы й написанного главами (с параграфами или без). Содержание - указатель рубрик труда, написанного по разделам (с подразделами или без), или заглавий отдельных трудов (сборник научных статей одного автора на различные темы» сборник научных статей разных авторов, сборник законов или директив и т. д.).
|
|
При написании текста надо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, то есть так называемая "красная нить". Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы (раздела, вопроса) или параграфа (подраздела, подвопроса) их заголовкам.
Если при написании текста мысль отклонилась от темы, её следует вернуть в нужное русло либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения материала. Нужно постоянно проверять, имеет ли аргументация логически стройный вид. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждая глава (раздел, вопрос), параграф (подраздел, под-вопрос) и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами. Конец каждой главы (раздела, вопроса), параграфа (подраздела, подвопроса) или абзаца должен иметь логический переход к следующему. В этой связи необходимо заканчивать каждый параграф (подраздел, подвопрос) и главу (раздел, вопрос) подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы. То есть надо"перекинуть мостик"к дальнейшему исследованию проблемы.
Курсовая работа должна быть написана хорошим научным языком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учёт особенностей научной речи: её точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи.
В отношении стиля научной речи следует запомнить, что личная манера изложения в современной научной литературе уступила место безличной. Иными словами, местоимение "я" не употребляется, а местоимение "мы" постепенно выходит из употребления. Используются словосочетания "можно считать", "допустим, что..." и др. Далее при обсуждении научных положений того или иного мыслителя применяется форма настоящего времени. Заметим, что есть слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте: "общеизвестно", "само собой разумеется", "естественно". Не следует также употреблять местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" из-за их неопределенности.
|
|
В целом же практика показывает, что в курсовой работе бывает вполне достаточно разделить основную часть на 2—3 вопроса (главы, раздела), не выделяя подвопросов (параграфов, подразделов).
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных при исследовании, выводы, практические рекомендации и предложения, в том числе и по перспективам дальнейшего изучения проблемы.
Заключение и введение в курсовой работе никогда не делятся на части.
При делении всего текста работы на части следует руководствоваться таким эмпирическим правилом: введение в курсовой работе должно быть не менее одной страницы. Из опыта следует, что оптимальный размер введения - до 10% текста. Например, в 20-страничной работе 5 страниц для введения и 5 для заключения - это слишком много, но и полстраницы для введения слишком мало. То же самое относится к заключению, но все отклонения по объёму должны быть в меньшую сторону. Остальной объём работы приходится на основную часть.
Если курсант выносит сноски (библиографические ссылки, примечания и переводы иноязычного текста), связанные с основным текстом, в конец работы, то в тексте дается их сквозная нумерация, а описывать их надо так, как указывается в приложениях 17, 18.
В список литературы (список источников и литературы) курсант включает все использованные документы, цитированные источники и прочитанную литературу, которые относятся к теме и оказали существенное влияние на содержание работы. Список литературы (список источников и литературы) не должен быть как можно больше. Он увеличивается в результате работы над темой, но в него включаются лишь те произведения, на которые автор опирался. Не следует составлять список литературы (список источников и литературы) лишь заглядывая в библиотечный каталог.
При составлении списка использованной литературы рекомендуется разделить её на несколько групп (названия групп не указываются, расположение документов делается сквозным).
Список литературы имеет порядковую нумерацию. Это необходимо для формальной оценки объёма изученного материала, Цифра может указывать также, какой источник из списка литературы использован при цитировании.
НАУЧНАЯ РАБОТА
Структура научной работы, представляемой на конкурс, во многом аналогична структуре курсовой работы. Разница с курсовой работой только в объёме структурных элементов: введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений, а также в оформлении титульного листа, оглавления - 2-й страницы и приложений.
Исходя из объёма научной работы, студентам может быть предложена следующая структура: введение (1-2 с); основная часть, состоящая из 2-3 вопросов (18-22 с); заключение (2-3 с); затекстовые ссылки и примечания, вынесенные в конец работы (1 с), если они есть; список литературы (список источников и литературы) - 1-2 с; приложения (до 6с).
На титульном листе указываются: девиз, состоящий не более чем из трёх слов, отражающих содержание научной работы; название и год проведения конкурса (см. приложение 33).
На 2-й странице помещается оглавление (содержание). В нём в порядке очередности располагаются: введение, названия 2—3 вопросов, как правило, без разбивки на подвопросы, заключение, список литературы (источников и литературы) и приложения (если они есть). Образец оглавления (содержания) научной работы представлен в приложениях 34, 35. Названия разделов должны соответствовать их названиям в тексте работы.
Если есть список сокращений, используемых в работе, то он располагается перед введением (не нумеруется).
В список литературы (список источников и литературы) главы и параграфы, из которых наиболее подходящими для курсовой работы являются две. Одна из них называется десятичной системой. В десятичной системе применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфов образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа. Разделены они точкой. Таким образом, цифры "2.1." и "2.2." обозначают номера параграфов главы 2. Если бы параграф 2.2. делился на части, то для их обозначения использовалась бы следующая нумерация: 2.1.1., 2.1.2. и т. д. Тем самым по номеру раздела легко определить его место в структуре всего текста. Не менее распространена и другая система, в которой главы обозначаются словом "глава" с номером, а параграфы - знаком "§" и порядковым номером данного параграфа в главе. Например, указанный параграф имел бы обозначение "§ 2" или "§ 2.1.".
Существуют и иные системы обозначения частей текста. Выбор той или иной системы - дело вкуса, обязательно лишь последовательно придерживаться выбранной системы на протяжении всего изложения, следить, чтобы обозначение выделяемых частей текста соответствовало их месту в иерархии частей текста.
При этом необходимо руководствоваться следующим: глава (раздел, вопрос) - это часть текста, в которой содержится большой смысловой объём, а параграф (подраздел, подвопрос) - это подраздел текста внутри главы (раздела, вопроса), содержащий логически важную часть главы (раздела, вопроса). Заголовки глав (разделов, вопросов) и параграфов (подразделов, подвопросов) основной части должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце сщроки слово должно быть обязательно полным.
Параграфы (подразделы, подвопросы) делятся на абзацы. Деление текста на абзацы осуществляется автором произвольно. Поначалу кажется, что это трудная работа. Однако это не так. Абзац - часть текста, начинающаяся с новой строки, состоящая из нескольких включает только те документы, которые он использовал при написании работы (см. приложение 19).
В приложение (приложения) к научной работе могут выноситься архивные документы, таблицы, графики, схемы, образцы Документов, опросных листов и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения создаются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования.
Особые требования Курсовая работа по финансам (и по другим экономическим дисциплинам) должна выполняться на основе использования практического экономического материала. В том случае, если тема посвящена анализу макроэкономических процессов, практический материал должен базироваться как на изучении стаей из современных экономических журналов или на материале соответсвующих интернет-сайтов. Рекомендуется использовать возможности таких программ как КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС и ГАРАНТ.
При выполнении работ по микроэкономическим темам практический материал базируется на материалах финансовой отчетности предприятия. Проведенный финансовый анализ должен проводиться за несколько лет (два-три) что позволяет проследить динамику изменения экономических процессов.