Из наиболее распространенных средств информирования, описанных ниже, будут выбраны наиболее подходящие с тем, чтобы довести ключевые идеи до сведения целевых групп.
Личные встречи: в целевых группах необходимо выделить ключевых представителей и установить с ними личный контакт с целью распространения информации. Этим обусловлены приезды генерального диретора ОАО «МРСК Сибири» Антропенко А.В.
Семинары, тренинги: должны быть адаптированы для таких целей как, обмен опытом, получение новых знаний, развитие связей. Они разрабатываются для партнеров, представляющих различные ведомственные учреждения, и заинтересованных лиц.
Информационные встречи: эти встречи нацелены на повышение уровня осведомленности населения о проблемах и их возможных решениях.
Круглые столы: используются для многостороннего обсуждения. Обычно начинаются с официальных речей участников (экспертов, потребителей, партнеров, представляющих различные ведомственные учреждения…), которые в последствие обсуждают все участники. Председатель контролирует и ведет обсуждение в рамках вопроса, а также не допускает значительных отклонений от темы.
|
|
|
Общественные обсуждения, слушания: одна из форм общественного участия в решении вопросов. проведение общественных слушаний возможно по любому проекту, программе, затрагивающим интересы общества. В процессе слушаний инициаторы объясняют свои намерения, обосновывают предполагаемый проект (программу) деятельности и дают возможность заинтересованным участникам высказать замечания или предложить изменения по этому проекту (программе).
Брошюры, лифлеты, плакаты, печатная информация: доступное средство, которое легко распространять. Обычно содержит информацию по определенному вопросу для определенных или широких слоев населения.
Баннеры, лайтбоксы, бигборды: виды наружной городской рекламы, размещающиеся на улицах в общественных местах, и являющиеся носителем важной информации доступной практически для всех горожан.
Отчеты, доклады, руководства: обычно являются средствами технической информации для создания более доступной информационной продукции.
Веб-сайт: для имеющих доступ в Интернет веб-сайт является ценным средством получения обновленной информации по определенным вопросам, а также достижениям в данной области. Форум предоставляет возможность обмена мнениями.
|
|
Информационный центр: создается для сбора и активного распространения важной и актуальной информации по вопросам окружающей среды и устойчивого развития. Телефонная линия центра позволит населению оперативно получить необходимую информацию или оставить свои замечания.
Интервью, пресс-конференции, пресс-релизы, теледебаты: статьи в газеты (общие или специализированные издания), любая информация, предлагаемая для СМИ должна размещаться с целью систематической информированности широких слоев общества о проблемах республики и способах их преодоления, результатах проведения оценок, включая информацию об основных последствиях. Усилиями СМИ проблемы должны быть «на слуху».
|
Выезд на места: например, посещение предприятий, успешно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды, может быть более эффективным, чем часовая дискуссия.
Рекламные кампании: более активная кампания с хорошей организацией и использованием коммерческих приемов, пропагандирующая дружелюбное отношение к окружающей среде.
Запуск кампаний по повышению уровня осведомленности: проведение ряда мероприятий, описанных выше, в течение нескольких дней, с целью достижения высокого общественного резонанса.
Использование других событий или существующих схем (ярмарки, конференции, фестивали, общественные собрания…) с целью распространения информации с разрешения организаторов.
Пассивное информирование: ответы на запросы граждан в учреждения, располагающие информацией о состоянии окружающей среды.
Таким образом, повысится информированность населения о филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», о его работе, социальной ответственности и тому подобное. Примерный план по осуществлению стратегии информирования подробно рассмотрен в Таблице 2.
Таблица 2: примерный план осуществления стратегии информирования
Стратегическая цель 1: Выполнение областной политики местными администрациями и достижение основных целей. | ||||||
Задачи информирования | Целевые группы | Ключевые идеи | Каналы и средства распространения | |||
11 | Сформировать личную ответственность | Мэр, администрация | Ответственность за выполнение энергетической политики области | Анкетирование, тренинги | ||
12 | Повысить заинтересованность | Мэр и местная администрация | Устойчивое развитие-стратегия будущего |
| ||
13 | Повысить компетентность | Госслужащие, депутаты, администрация | Проинформирован – значит вооружен | Курсы повышения квалификации, семинары, тренинги | ||
14 | Улучшить взаимодействие с населением | Администрация, депутаты | Взаимодействие с населением эффективно и обязательно | Тренинг, печатный материал, спец СМИ, спец. бюджет |
Стратегическая цель 2: Сформировать активную гражданскую позицию среди жителей на основе информации о состоянии энергетической системы.
| ||||||||
Задачи информирования | Целевые группы | Ключевые идеи | Каналы и средства распространения | |||||
21 | Повысить общее информирование о проблемах | Население республики | Только информированный человек может быть активным | СМИ, кампании, вебсайт, печатные информационные материалы, доклады, информационный центр | ||||
22 | Сформировать культуру поведения | Население области, СМИ | Осознанное выполнение правил и требований | Информационные кампании, городская реклама, плакаты, листовки, СМИ | ||||
23 | Создать эффективный способ получения информации | СМИ | Кто владеет информацией, тот владеет миром | Информационный центр, вэб-сайт | ||||
24 | Побудить к активным действиям | Жители республики, СМИ | Кто, если не я | СМИ, кампании, общественные слушания | ||||
25 | Консолидировать потенциал | Население | Вместе мы сила | СМИ, информационные кампании, общественные слушания, заседания общественного совета | ||||
26 | Повысить доступ к информации | Население области | Оперативность и доступность снижают риск искажения информации |
| ||||
27 | Заинтересовать СМИ | СМИ | Это касается каждого | Материал для прессы, пресс конференции, обучающие семинары для журналистов |
Стратегическая цель 3: Создание оптимальных условий для перехода к устойчивому развитию энергетической системы в регионе.
| ||||
Задачи информирования | Целевые группы | Ключевые идеи | Каналы и средства распространения | |
31 | Повысить компетентность обучающих | Сотрудники научных и культурных учреждений, учителя, преподаватели | Методология передачи знаний в контексте устойчивого развития | Курсы обучения, инструкции, методические пособия |
32 | Повысить уровень знаний учащихся | Учащиеся | Знания об энергетических проблемах и путях их решения | Лекции, учебники, экскурсионные мероприятия, встречи с сотрудниками |
33 | Вовлечь учащихся в проекты, направленные на изменение поведения | Преподаватели, учителя, учащиеся | Нести ответственность за последствия своих действий | Проекты, программы, конкурсы |
34 | Разработать программы | Учителя, учащиеся | От энерго образования к образованию для устойчивого развития | Тренинги, методические пособия |
При реализации любой стратегии существуют определенные риски. Чтобы минимизировать затраты, получить результат и улучшить имеющийся имидж предприятия мы составили таблицу рисков. При помощью структурной логической матрицы можно дать оценку реализации стратегии:
|
Таблица 3 – Мониторинг и риски, связанные с реализацией стратегии.
|
|
Система целей | Объективно проверяемые показатели | Способы проверки | Принятие рисков | ||
Цель 1: Выполнение областной политики местными администрациями и достижение основных целей | |||||
Задача 1.1 | Количество людей, принявших участие в коллегиях, семинарах, тренингах, ответивших на вопросы анкет | Списки регистрации участников мероприятий | Личностный фактор и большая текучесть кадров могут негативно сказаться на реализации принятых решений. | ||
Задача 1.2 | Количество городов и населенных пунктов, имеющих свои Стратегии информирования населения и вовлечения общественности в процесс принятия важных решений | Наличие решений сессий городских и районных советов об утверждении Местных Стратегий | Второстепенное внимание, уделяемое городскими и районными администрациями проблемам информирования населения | ||
Задача 1.3 | Количество людей, прослушавших курс лекций в период повышения квалификации Количество людей, знакомых с областной стратегией | Списки тех, кто участвовал в курсах повышения квалификации Посредством анкетирования на совещаниях, семинарах, коллегиях | Пессимизм руководящих лиц городов, проявляемый в отношении участия общественности в процессе принятия решений | ||
Задача 1.4 | Работает веб-сайт Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» Создан информационный центр Прямые эфиры на телевидении Количество жалоб и предложений, поступивших в газеты от населения Количество людей и организаций, получивших отчет «Энергетика» Количество людей, принявших участие в общественных слушаниях | Проверить статистику сайта Посетить информационный центр Мониторинг ТВ и радиопрограмм Методом опроса представителей редакций Списки рассылки и распространения Регистрационные листы | Отсутствие необходимого финансирования на администрирование сайта, выпуск печатных изданий, содержание информационного центра
| ||
Цель 2: Сформировать активную гражданскую позицию среди жителей на основе информации о состоянии энергетической системы
| |||||
Задача 2.1 | Количество посетителей веб-сайта Количество людей, подписавшихся на газету «Энергетика Бурятии» Количество жителей, получивших различные информационные лифлеты Количество людей, пользующихся услугами информационного Центра | Обратиться к счетчику учета посетителей сайта Тираж газеты Отчеты об акциях распространения лифлетов Журнал регистрации, ежемесячные отчеты о работе Центра | Органы местного самоуправления, осуществляющие посреднические функции в диалоге с общественностью, часто не имеют достаточных навыков и опыта для оказания содействия данному процессу.
Второстепенное внимание, уделяемое областным и городскими бюджетами мероприятиям по работе с общественностью.
| ||
Задача 2.2 | Процент людей изменивших свое поведение | Результаты социологических опросов Добровольное участие в энерго-акциях | Неверие в собственные силы и в возможность повлиять на состояние энергетической среды. | ||
Задача 2.3 | Активная работа информационного Центра | Отчеты о работе Центра | Нет достаточного интереса к проблеме со стороны местных властей Недооценка возможностей информационного центра | ||
Задача 2.4 | Количество проведенных информационных кампаний Количество общественных слушаний Количество писем, поступающих в редакцию газеты | Текстовые отчеты и фотоотчеты о проведении кампании, общественных слушаний Мониторинг писем, поступающих в редакцию | Нет необходимого количества сотрудников, обладающим достаточным опытом проведения кампаний, общественных слушаний | ||
Задача 2.5 | Регулярное проведение заседаний областного общественного совета Совместные мероприятия | Протоколы заседаний Текстовые отчеты и фотоотчеты | Отсутствие понимания общих задач
Отсутствие финансирования для проведения общих мероприятий
| ||
Цель 3: Создание оптимальных условий для перехода к устойчивому развитию энергетической системы в регионе.
| |||||
Задача 3.1 | Количество проведенных семинаров для преподавателей ВУЗов Количество тренингов, проведенных для учителей | Регистрационные листы участников семинаров Регистрационные листы участников тренингов, фотоотчеты | Недостаточное проявление интереса к проблеме со стороны администраций ВУЗов Отсутствие встречных интересов со стороны Главного управления образования и науки | ||
Задача 3.2 | Количество лекций, прочитанных для школьников Количество детей, принявших участие в экскурсиях Количество школ, подписавшихся на газету | Фотоотчеты, устные беседы с лекторами Фотоотчеты Наличие газет в школьных библиотеках | Отсутствие поддержки со стороны Главного управления образования | ||
Задача 3.3 | Количество детей, принявших участие в образовательных экологических программах Количество студентов, принявших участие в акциях | Отчеты об итогах проведения программ и акций | Нет достаточного количества пособий и тетрадей
| ||
Задача 3.4 | Разработана программа «От энергетического образования к образованию для устойчивого развития» | Тираж пособий для учителей | Отсутствие финансирования |
Таким образом, население будет проинформировано о деятельности филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», а предприятие в свою очередь осознает недочеты работы с конечными потребителями. Стратегия информирования в сложившейся ситуации как нельзя кстати подходит для создания благоприятно информационного поля. Разработанный мониторинг рисков поможет не только снизить затраты, но и получить необходимую реакцию населения. Разработанная в соответствие с рекомендациями, сформулированными в дипломной работе, стратегия информирования будет практически использоваться в филиале ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго». Стратегия позволит повысить эффективность работы предприятия на основе информирования населения.
|
Заключение.
Коммуникационная стратегия должна быть частью стратегии реализации и не противоречить последней. Стратегии маркетинговых коммуникаций можно классифицировать по инструментам коммуникаций (элементам): рекламная стратегия, PR-стратегия, стратегия стимулирования сбыта, стратегия личных продаж, стратегия прямого маркетинга. Также можно использовать комплексный подход: интегрированные маркетинговые коммуникации. Стратегия может классифицироваться в зависимости от средств передачи информации: медиа-стратегии, интерактивная стратегия (через Интернет).
Коммуникационная стратегия должна разрабатываться каждой организацией, использующей элементы маркетинговых коммуникаций, особенно, если специфика деятельности напрямую связана с коммуникационной сферой.
|
Проанализировав примеры из истории мы пришли к выводу, что для начальной стадии разработки коммуникационной стратегии, а именно создания плана проведения информационной кампании, необходимо провести эволюционный анализ предприятия, сегментирование аудитории, выявить уровни осведомленности и лояльности потребителей.
В связи чем, была проанализирована работа филиал ОАО «МРСК - Сибири» и был предложен примерный план осуществления стратегии информирования, как часть коммуникационной стратегии ОАО «МРСК Сибири»», что и явилось практической частью данной работы.
В рамках проведения стратегии информирования были предложены следующие рекомендации:
- проводить освещение в СМИ и на сайте компании для напоминания о программе, а также можно публиковать успешные итоги;
- установить тесные взаимоотношения с органами местной власти;
- создать доверительные отношения с учащимися, как для поиска новых кадров так и для формирования лояльности со стороны населения.
- акцентировать внимание на том, что предприятие делает для отребителя и что ему дает.
Подводя итоги, можно отметить, что коммуникационная стратегия занимает центральное место в маркетинговой стратегии, так как определяет восприятие организации внешней средой, как она будет выглядеть в глазах потребителей и партнеров, а также гарантию того, что все преимущества комплекса маркетинга будут грамотно раскрыты для всех заинтересованных лиц.
|
Список литературы
1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров/ И.В. Алешина М.; 2004.
2. Арланцев А.В., Матрица «эффективность-издержки» продвижения товаров// А.В. Арланцев, Е.В. Попов/ Маркетинг в России и за рубежом. — 2004г. — № 6.
3. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход/ Дж. Бернет, С. Мориарти - СПб., 2001.
4. Блайд Дж. Маркетинговые коммуникации: Что? Как? И почему? Пер. с англ./ Дж. Блайд - Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2004г.
5. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Теория и практика в эпоху информации/ Р. Бландер - М., 2000.
6. Василик М.В.Основы теории коммуникации/М.В. Василик - М..2003.
7. Грэм Даулинг. Репутация фирмы/ Грэм Даулинг - М., 2003.
8. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. — М.: Финпресс, 2004г.
9. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита/ Е.Л. Доценко - М., 1996.
10. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера/ А.Б. Зверинцев - Спб.,1997.
11. Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров/Е.Б. Комлев //Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 3.
12. Конецкая В. П. Социология коммуникации/ В.П. Конецкая - М., 1997.
13. Коршиков Т. Внутрифирменное издание как показатель корпоративного IQ компании /Т. Коршиков// PR-диалог. - 2006 - №4.
14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер – Спб.: Питер, 2005г.
15. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений / Б.Г. Литвак - М., 1996.
16.
|
17. Ляпоров В. стратегия маркетинговых коммуникаций: российская практика. – Бизнес-Журнал, №1, 2004г.
18. Ляпоров В. Стратегия маркетинговых коммуникаций: российская практика. – Бизнес-Журнал, №6, 2006.
19. Медведева Е.В, Рекламная коммуникация/ Е.В. Медведева - М., 2003.
20. Никулин Л.Ф. под ред. Коммуникации стратегического маркетинга: учебное пособие, пер. с англ./ Л.Ф. Никулин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г.
21. Полковникова В.А. "Управление коммуникациями проекта" из книги "Управление инвестициями"/ В.А.Полковникова - М.: Высшая школа, 1998
22. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг/ Е.В. Попов — М.: Финансы и статистика, 2003г.
23. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации/ Г.Г. Почепцов - М..1998.
24. Почепцов Г.Г. Коммуникационные технологии двадцатого века/ Г.Г. Почепцов - М., 2002
25. Пригожин А.И. Методы развития организаций/А.И. Пригожин - М,,2003.
26. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М., 2004г.
27. Росситер Дж.Р. Реклама и продвижение товаров/Дж.Р. Росситер, Перси Л — СПб.: Питер, 2005г. Смит П.Р. Маркетинговые коммуникации: комплексный подход, пер. со 2-го англ. издания. – К.: Знання-Прес, 2003г.
28. Смит П.Р. Маркетинговые коммуникации: комплексный подход, пер. со 2-го англ. Издания/ П.Р. Смит – К.: Знання-Прес, 2003г.
29. Соколов А.И, Общая теория социальной коммуникации/ А.И. Соколов - СПб., 2002.
30. Соломанидина Т.О., Мотивация трудовой деятельности персонала/ Т.О. Соломанидина – М.: Журнал управления персоналом, 2005г.
31.
|
32. Шарков Ф.И. Социология массовой коммуникации/Ф.И.Шарков - М., 2002
33. Шарков Ф.И. Основы теории массовой коммуникации/Ф.И.Шарков - М., 2002
34. Шарков Ф.И., Ткачев В.А. Брендинг и культура организации/Ф.И.Шарков - М., 2003
35. Шарков Ф.И. Политический консалтинг/Ф.И.Шарков - М., 2004
36. Шарков Ф.И. Интегрированные бренд-коммуникации/Ф.И.Шарков - М.,2004
37. Шепеля В.М. Коммуникационный менеджмент/ В.М. Шепель М.,2004Юдина Е. Креативное мышление в ПР. М., 2005
38. Стратегические коммуникации//http://www.communicare.com.ua/ru/communicare
39. «Benchmarking: the Search for Innovation Relay Centres’ Effective marketing Practices» // European Communities, 2004
|