Характеристика поведения Конде, как центральной фигуры в гражданских войнах

Принц Конде с самого начала в мемуарах Ларошфуко как политик высокого уровня, находящийся в центре политических баталий того времени. После смерти короля многие политики и в том числе Конде вступили в непременный совет – орган для ограничения власти королевы. Таким образом, Ларошфуко показывает высокий политический статус политика, который ведет себя вполне адекватно в сложившейся ситуации в стране. В период первой гражданской войны «Принц Конде изменил, свои взгляды и действовал заодно с двором».[50] Данный факт показывает лишь то, что Принц пытался получить большую выгоду из ситуации, и не являлся ярым сторонником той или иной партии. Причину этого поступка Ларошфуко изобразил следующим комментарием в своих мемуарах: «Что касается противостоящего стана, то армия короля день ото дня укреплялась, и принц Конде, движимый личною неприязнью, сражался за Кардинала, одновременно отмщая и собственные обиды».[51] После дарования мира, Конде оказался в стане победителей. Ларошфуко показывает решительность и размах политических шагов Конде. Он замахнулся на самого Мазарини, уличив его во всех прошедших бедствиях народа. Таким образом, Ларошфуко изображает Конде смелым и уверенным в себе и в своих силах политиком. Как результат мемуарист указывает на то, что «нелады между ними вскоре были подмечены всеми».[52] Ларошфуко указывает на следующее продолжение во взаимоотношениях Конде и Мазарини: «И вот вскоре Принц, желая показать, что он искренне печется об интересах членов своей фамилии, воспользовался первым представившимся предлогом и обрушился на Кардинала за то, что вопреки данному слову тот отказывает в предоставлении герцогу Лонгвилю начальствования над Пон-де-Ларш».[53] Логика такого поступка вполне понятна, она уже описана выше. Особенно интересен следующий факт, который описал Ларошфуко в своих мемуарах, а именно то, что после такого выпада в адрес Мазарини Конде решается на мир с Мазарини: «Впрочем, то ли Принц не почел возможным на них положиться, то ли не захотел затягивать надолго размолвку с двором, но он вскоре решил, что достаточно сделал для общества, и неделю спустя восстановил мир с Кардиналом. Таким образом, он снова отдалил от себя фрондеров». [54]Таким образом само поведение Конде приобретает определённый характер. Он заключается в некой политической неопределённости, соблюдение неких сугубо личных интересов. То есть Конде вполне вольготно себя чувствует как в стане фрондеров, так и при дворе. Именно это между строк пытается донести до читателя мемуарист.

В дальнейшем по отношению к Принцу Мазарини воплотил свой коварный план. И Принц позволил собой руководить, хотя думал, что действует по своей воле. И это характеризует Принца, как политика не лучшей стороны. Так перед тем, как арестовать Принца, Мазарини смог поссорить его с фрондерами. Таким образом, Ларошфуко показывает этими фактами то, что Принц не имел политического опыта в борьбе за власть. И как результат этого его арест. Но не всегда Принц был неким бесстрашным героем в мемуарах Ларошфуко, были моменты, в которых волей случая Принцу приходилось сгибать свою волю и мнение перед обстоятельствами. Таковыми является визит Мазарини в тюрьму к Конде. Ларошфуко в данной ситуации следующим образом описывает Принца: «Принц перенес эту опалу с непоколебимой твердостью и не упустил ни малейшей возможности просечь свои злоключения».[55] Ларошфуко косвенно критикует Принца за то, что, тот позволил королеве сохранить власть, которую нетрудно было у нее отобрать. И это очередное негативное отношение к поступкам Принца. Как фрондер Ларошфуко положительно оценивает поступок Конде, когда тот окончательно перешел в их стан, начав переговоры с испанцами о возможности ведения войны. Но этот положительный отзыв мемуариста сменяется описанием нерешительности Принца: «Принц продолжал колебаться, как ему поступить, все еще не решив, чему отдать предпочтение, миру или войне».[56] И эти колебания Принца привели его к тому, что его парламентеры отправленные к Мазарини приняли его условия, и считались только со своими интересами. Ларошфуко в очередной раз изобразил результаты всей нерешительной политики Принца. Таким образом, карьера Принца Конде, которая в период гражданской войны и до нее блистала, в конце войны рухнула. Это сам мемуарист не указывает в своих мемуарах, но своим молчанием явно дает это понять. А именно то, что как политик Конде явно уступал своему главному оппоненту – Мазарини, который управлял мыслями, желаниями Конде в решающие моменты. И главные черты Конде, как политика – это нерешительность и неумение предугадывать шаги своих политических соперников.



Королева

 

В мемуарах Ларошфуко одно их центральных мест занимает персона Королевы, которая будучи регентшей, принимала активнейшее участие в политических событиях страны на тот период.

После смерти Ришелье, как указывает Ларошфуко в своих мемуарах, положение Королевы было неблагоприятным, так как Король не желал в случае своей кончины доверять своих детей и власть Королеве.[57] Таким образом, был создан Непременный совет [58]. Именно так Ларошфуко описывает политическое положение в стране, и место в нем Королевы. Но после смерти Короля Королева становится регентшей: «Она наступила 14 мая 1643 года, в тот же день недели, в какой тридцать три года назад он взошел на престол. На следующий день королева привезла своего сына в Париж. Два дня спустя с согласия Месье и Принца Парламент провозгласил ее регентшей, не посчитавшись с декларацией покойного короля. Вечером того же дня она назначила кардинала Мазарини главою Совета».[59] Таким образом, Ларошфуко изображает королеву, как политика сумевшего преодолеть все трудности и взойти на престол, пусть и в качестве регентши. Как только королева вступила в свои права, она так же назначила Мазарини главою Совета, чем очень удивила Ларошфуко, и даже расстроила его. Таким образом, как самостоятельный политик для Ларошфуко Королева перестала существовать, она была во власти Мазарини: «Он неограниченно властвовал над волею королевы»- как писал Ларошфуко.[60] В дальнейшем все действия королевы в мемуарах Ларошфуко сводились к влиянию Мазарини, и лишь он был виноват во всех проблемах государства, а о влиянии королевы мемуарист явно многое умалчивал. И при каждом удобном случае выказывал ей свое почтение, как в жизни, так и в мемуарах. Уже после Рюэльского мира королева торжественно въехала в Париж и полностью окунулась в политическую деятельность, выразив благодарность Принцу за оказанные им услуги.[61] Таким образом, Ларошфуко изображает великодушие королевы, ее политическую грамотность, умение приблизить или отдалить от себя нужных союзников, и умение отблагодарить их. Но в дальнейшем королева под влиянием Мазарини дает добро на арест принцев. Этот факт Ларошфуко изображает, указав единственного виновника в этом – Мазарини. А королеву мемуарист старается не указывать, как виновника ареста принцев и как следствие гражданской войны. После освобождения принцев, королева, как указывает Ларошфуко оказалась в очень затруднительном положении, она рисковала потерять власть.[62] Но тут. Ларошфуко указал на то, что королева смогла мобилизироваться и начать активные действия по недопущению этого. В начале она начала тайные переговоры с Принцем об возможности возвращения Кардинала. Так же договорилась с Коадъютором: «то королева заключила новый союз с Коадъютором, главнейшей основой которого была их общая ненависть к Принцу». Исходя из этого Ларошфуко показывает умение королевы подходить с разных сторон к решению проблем, она вела переговоры и с Принцем и Коадъютором, что показывает политическую мобильность регентши. Ларошфуко следующим образом оправдывает действия королевы: «Она могла ожидать, что они сослужат ей службу благодаря тому весу, который имели в народе, а сохранять его они могли только пока народ продолжал верить, что они — враги Кардинала. Обе стороны сошлись, таким образом, в том, что для их безопасности необходимо ниспровержение Принца».[63] Королева, в результате использовала в своих интересах все, что могло приблизить возвращение Кардинала. В дальнейшем действия королевы Ларошфуко никак не описывает, или лишь косвенно указывает на возможные действия, которые могли быть при участии королевы. Автор мемуаров очень доброжелательно относится к фигуре королевы. Изображая ее, как политика автор мемуаров не употребил ни одной оскорбительной фразы в ее адрес, не разу не указал на ее ошибки или промахи. Но как результат, фрондеры проиграли гражданскую войну, а как следствие королева оказалась победителем.

Рец

 

В период гражданской войны во Франции, активную роль в ней играл Поль де Гонди, потому Ларошфуко хотя и имея к нему яркое неприязненное отношение, все-таки не мог не написать о нем в своих мемуарах. Описание это было вполне сдержанным. Но после выхода мемуаров Реца, где Ларошфуко был представлен не в лучшем свете, а мемуары, Ларошфуко уже были написаны и дополнить или исправить он их не мог. Но я думаю, что если бы не этот факт описание характеристики Реца в мемуарах было бы явно иным, и выглядело бы оно так, как было написано сборнике портретов Ларошфуко, где автор очень интересно описал личностную характеристику Реца: «Поль де Гонди, кардинал де Рец, человек возвышенный, ума обширного, но более кичлив, нежели истинно смел и велик. Память необыкновенная, в речах больше силы, чем невежества, нрав легкий и покладистый, покорно сносит он жалобы и попреки друзей; веры в нем нет, набожность только наружная. Он кажется честолюбцем, хоть это не так; тщеславие и те, кто руководили им, понудили его вершить великие дела, по большей части противоречащие сану его; он вызвал великие потрясения в государстве, не имея намерения извлечь из того выгоду; объявил себя врагом кардинала Мазарини не для того, чтоб занять его место, а желая единственно казаться грозным, попусту тешить свое честолюбие тем, что противостоял ему. По натуре он склонен к праздности, но, однако, прилежно трудится над делами безотлагательными и отдыхает беспечно, покончив с ними. Он умеет сохранять присутствие духа и так споро оборачивает к выгоде своей случаи, судьбой предоставляемые, что кажется, будто он предвидел и приуготовил их. Он любит рассказывать истории, желая непременно покорить слушателей своими необычайными приключениями, и зачастую сочиняет их, а не вспоминает. Достоинства его по большей части вымышленные; пуще всего способствовало репутации его умение представить в выгодном свете свои недостатки. Он не способен ни к ненависти, ни к дружбе, как ни пытался он выказать обратное; зависть и скупость ему не свойственны, отчасти по добродетели, отчасти по равнодушию. Он занял у своих друзей больше, чем частное лицо может вернуть; ему было лестно пользоваться большим кредитом и уплачивать долги. Нет в нем ни вкуса, ни утонченности, все забавляет его, и ничто не нравится; с великой ловкостью он не дает распознать, что обо всем имеет самое общее представление.[64] Таким образом, исходя из этого изображения Реца, у мемуариста прослеживается не просто неприязненное отношение к нему, а даже приступы гнева, так, как написаны, были под впечатлением автопортрета, сделанным Рецем на Ларошфуко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: