Электроннокартографические навигационные информационные системы (ЭКНИС) - одно из наиболее эффективных навигационных средств, автоматизирующих процесс судовождения, обеспечивая штурмана полной информацией от всех подключенных навигационных датчиков на электронной карте. Совмещение всей информации на одном дисплее позволяет оценить обстановку и принять решение в кратчайшее время. Большое количество функциональных возможностей ЭКНИС позволяет существенно экономить ходовое время и эксплуатационные расходы.
Интеграция и сопряжение ЭКНИС с АИС – транспондером обеспечивает:
1. отображение целей АИС на экране;
2. полную информацию о целях;
3. отправление и прием сообщений, а также информации о целях;
4. быструю идентификацию целей по названию, MMSI и позывному;
5. выделение выбранных целей на карте.
Устройством отображения информации АИС, кроме минимального дисплея с клавиатурой (МКД), могут быть:
индикаторное устройство САРП;
индикаторное устройство ЭКС;
собственное устройство отображения информации (впоследствии, возможно, интегровованный дисплей).
|
|
Одним из примеров отображения информации является электронная картографическая система NAVI-SAILOR 3000 фирмы «Транзас».
В данной системе информация от судовой станции АИС, как с одного из датчиков, отображается на дисплее электронной карты в виде стандартных символов. ЭКС является устройством сбора и отображения информации АИС, а также выполняет некоторые функции МКД.
Выбор режима работы ЭКС с информацией АИС производится после того как сделаны все необходимые установки и подключения. Выбор строки АИС из панели Tasks List (Список задач) приведет к появлению в нижней части экрана электронной части панели управления функциями АИС и отображению целей АИС на карте в виде символов.
Эта панель позволяет производить управление режимами работы АИС с ЭКС:
вводить статические и рейсовые данные (Voyage and Static Data);
производить обмен сообщениями (Messaging);
производить запросы на определенные типы данных (Interrogation);
управлять обменом сообщениями в режиме дальней связи (Long Range);
управлять каналами ОВЧ радиосвязи (Channel Management) и др.
В окне ввода статических и динамических данных возможно:
ввести навигационный статус (Navigational status);
ввести тип судна (Type of ship);
ввести тип груза (Cargo);
ввести порт назначения (Destination);
ввести ожидаемое время прибытия в порт назначения (ETA) в едином скоординированном времени;
проконтролировать правильность введенных статических данных собственного судна (Static Data):
название судна (Name);
позывной судна (Call Sign);
опознаватель морской подвижной службы (MMSI);
|
|
номер ИМО (IMO Number);
проконтролировать среднюю осадку (Mean draught);
проконтролировать количество людей на борту (Persons on board);
изменить уровень мощности на излучение (1W Mode).
При изменении параметров используются клавиши подтверждения (Apply) введенных значений или отмены (Cancel).
при изменении навигационного статуса собственного судна
В данном случае имеется выбор из значений:
неопределенный (underfined);
на ходу с использованием двигателя (under way using engine);
на якоре (at anchor);
не управляется (not under command);
ограниченное маневрирование (restricted maneuverability);
стесненное осадкой (constrained by draught);
отшвартовано (moored);
на мели (aground);
занятое ловом рыбы (engaged in fishing);
на ходу под парусом (under way sailing);
высокоскоростное судно (high speed craft (HSC));
судно на подводных крыльях (wing in-ground (WIG)).
В данном окне представлена возможность:
создать новое текстовое сообщение (Create Message);
имеется список переданных сообщений;
имеется список принятых сообщений с указанием отправителя, получателя и типа сообщения, а также возможность ответа на принятое сообщение (Reply), возможность указания местоположения отправителя сообщения на карте (Show Sender).
В данном окне отображается информация о выбранных каналах связи, рабочих зонах, в которых используются региональные каналы.
Для отображения целей АИС в графической форме и в виде формуляров (таблицы) необходимо в панели задач открыть функцию Targets. В области Show Target открывшейся панели Targets необходимо нажать кнопку AIS. На экране (на картографической панели) появятся цели АИС, а параметры их движения отобразятся в таблице целей.
Экран, на котором цели могут располагаться по названию (By Name), по позывному (By Call Sign), по номеру (By MMSI number), по мере поступления (None).
В формуляре содержатся данные о цели АИС:
названии (Name);
другом опознавателе судна (Alias);
дистанции кратчайшего сближения (CPA);
времени до кратчайшего сближения (TCPA);
курсе (COG) и скорости (SOG) цели относительно грунта;
расстоянии (range) и пеленге (bearing) на цель;
расстоянии (Bow X) и времени (Tbow X) до точки пересечения курсов.
В указанном окне устанавливается режим траектории прошлого движения (Tracks), допустимая дистанция и время кратчайшего сближения (TCPA).
Приведено окно, в котором указываются сработавшие виды сигнализации. Сработавшие виды сигнализаций располагаются в виде таблицы, в которой указываются причина срабатывания (Alarm name), время срабатывания (Received UTC), наличие подтверждения (Acknowledge UTC), время, прошедшее с момента срабатывания (Age of alarm).
При отображении АИС информации на ЭКС цели выдаются в виде графических символов, при необходимости может быть выведен формуляр. Пример вывода формуляра АИС.
Практическая работа со станциями АИС
Станции АИС различных фирм-производителей имеют некоторые особенности в управлении и представлении информации. Для примера далее приводится АИС Т-100 фирмы «SeaTex».