Определение исходных принципов ППР (ценности развития города как социального организма)

 

Частные случаи игнорирования градостроительной традиции, имевшие место в 50-70-х гг. XX столетия, переросли в серьезную проблему в годах 80-х, подготовившую, в свою очередь, "пространственный хаос" последнего десятилетия прошлого века. Незнание нынешними градостроителями, включая главных архитекторов Краснодара двух последних десятилетий, истории Екатеринодара-Краснодара, особенностей его пространственного развития и, как следствие - непонимание его пространственной среды, игнорирование отличительных черт, отношение к городу как к экспериментальной площадке - одна из главных причин нынешнего кризиса архитектурно-исторической среды столицы Кубани.

Еще одна проблема - отсутствие надежного законодательного поля в области градостроительства. Современная "коммерциализация пространства", утилитарный подход к решению градостроительных проблем, стремление разместить деловой центр города в его историческом центре стали возможными в отсутствии имеющих статус закона правил застройки исторического центра, базирующихся на официально утвержденном историко-архитектурном опорном плане Краснодара.

Глобальной причиной разрушения пространственного облика исторической части Краснодара, как и многих крупных городов России, является, на наш взгляд, смещение акцентов в характере современного российского градостроительства и утилитарное понимание роли архитектора. "Центр тяжести" градостроительства сместился из сферы искусства, в сферу банального ремесла, превратив "градостроителя" в просто "строителя". Как тут не вспомнить слова Виолле ле Дюка: "Архитектура так же соотносится со строительством, как поэзия с прозой"?

В своей работе, нам очень важно достичь известной упорядоченности представлений о предмете и целях профессиональной деятельности, достигаемой не силой внушения, не обаянием авторитета, как это было в свое время с авторскими доктринами Ле Корбюзье, российских конструктивистов или Ф.Л. Райта, а согласием относительно содержания опыта, наработанного новыми профессионалами в существенно разнящихся экономических и культурных условиях.

Тема бедности в городе, являющейся определяющей для российских городов постперестроечного времени, но отнюдь не устраненной и в наиболее богатых странах, где, напротив, в течение последнего десятилетия повсеместно наблюдается сгущение проблем бедных жилищ, кварталов, районов, прежде всего из-за быстрого нарастания иммиграции и неэффективности политики, государственных и муниципальных бюрократий, стала основополагающей для создания исходных принципов в пространственном развитии:

1) мобилизация людского потенциала;

2) генеральные программы;

3) принцип целостного подхода;

4) восстановление локальной экономической силы;

5) формирование сетей связей;

6) расширение и углубление роли "планировщиков";

7) способность соседского сообщества к самоподдержанию;

1)"мобилизация людского потенциала" происходит путем большой просветительской работы и, главное, через вовлечение жителей, того самого активного меньшинства, которому мы уделяли всегда столько внимания, в процесс аналитической и конструктивной работы по формированию локальных программ развития. Естественно, что подобные программы обретают шанс на дееспособность только в том случае, когда они прорабатываются до деталей организационно-экономических механизмов и правовых рамок их функционирования. Очевидно, что без участия экспертов инициативные группы не в состоянии самостоятельно разработать и воплотить эффективные программы, но столь, же очевидно, что без опоры на самосознающие группы из числа активных горожан эксперты остаются один на один с частным инвестором и городской властью, лишаясь возможности на реализацию своего потенциала в полном объеме;

2)"генеральные программы" при снижении уровня принятия решений до самого основания городского сообщества. И профессиональные, и социально-экономические основания деятельности таковы, что разработка и реализация решений на местном уровне (квартал, "соседство") практически чрезвычайно затруднены, если они не вписаны в контекст общегородских программ развития, признающих право принятия решений за низовым, опорным местным сообществом. Однако столь же ясно доказано опытом, что без передачи такого права на низовой опорный уровень обобщенные программы городского уровня или остаются на бумаге, или, чаще, искажаются в поле частных интересов до неузнаваемости, превращаясь в программы получения сверхприбылей теми, кто имеет в руках средства практического планирования;

3)"принцип целостного подхода", который нами определен как средовый, не оставляет в стороне от аналитического рассмотрения ни один из социальных, культурных, экологических и управленческих факторов потенциального развития территории. Соединение первоначально разобщенных профессиональных подходов постфактум недостижимо, и поэтому для обеспечения целостности представлений о городской территории жизненно необходимо осуществление особой функции "хранителя целостности", оказывающейся специальной задачей эксперта - координатора и всеобщего посредника;

4)"восстановление локальной экономической силы". Эта позиция принципиально важна, так как экономическая теория в течение полувека была сосредоточена на макропроцессах, практически игнорируя ключевую роль опорных низовых территорий для обеспечения занятости и создания рабочих мест, повышения квалификации и переобучения, производства продукции и услуг. В российских условиях переход к микроэкономическому мышлению особенно затруднен, так как до настоящего времени важность этого компонента развития не осознана ни городской администрацией, ни - что еще опаснее - начинающими предпринимателями и самими жителями, воспитанными десятилетиями пассивного существования в единственном и едином поле огосударствления всякой деятельности. Однако и весь мировой опыт продемонстрировал со всей определенностью, что недопонимается как важность локальной экономики, так и ключевой вопрос обязательного реинвестирования части прибыли в территорию, и жизненной необходимости обеспечить несколько кругооборотов денежной массы в пределах локальной территории, прежде чем влиться в общегородские, региональные и национальные сети обращения;

5) "формирование сетей связей". Речь идет о жизненной необходимости обмена опытом и эффективными организационными формами между самими опорными низовыми территориями городов. Речь идет не о "сетевых связях внутри бедности", но о включении, интегрировании информационного обмена между развивающимися локальными территориями в существующие информационные сети. Современные технические средства позволяют строить такого рода сети в глобальном масштабе (подключение к сетям Internet через электронную почту и спутниковую телекоммуникацию), однако наиболее бедные городские территории лишены этой возможности, что особенно характерно для российской ситуации, где не только все еще мало достаточно мощных персональных компьютеров, но и технические средства связи остаются примитивными, ненадежными и чрезвычайно дорогими относительно средних доходов жителей. И все же необходимо хотя бы видеть проблему в категориях цели - впервые, благодаря персональному компьютеру и модему, возникла ситуация, когда разрушена монополия на передачу информации и горизонтальная связь индивидов и групп стала реальностью;

6) "расширение и углубление роли "планировщиков". Речь идет о том, что функции посредника-медиатора между различными групповыми интересами, взаимодействующими на опорной городской территории, явственно выходят на первый план относительно традиционных технико-технологических умений работы с предметным окружением. "Планировщик" волей-неволей выступает в роли социального работника, что в свою очередь предъявляет к его знаниям и умениям принципиально новые квалификационные требования, а это, со своей стороны, требует огромной работы по переучиванию действующих специалистов;

7) "способность соседского сообщества к самоподдержанию" зависит от степени, в которой экологические проблемы переосмыслены в категориях социальных проблем и социальных действий. Поскольку речь идет о городе, о городских территориях, где интенсивность контактов и столкновения групповых интересов чрезвычайно высока, этот принцип означает необходимость коренного переосмысления представлений об экологии. Экологические принципы, выросшие из биологической трактовки жизни, требуют корректировки и дополнения принципами, опирающимися на социальное содержание городской жизни. Так, скажем, общая проблема снижения уровня загрязнений в городе должна решаться одновременно на нескольких уровнях: макроуровень - развитие общественного транспорта и укрощение автомобильной стихии, равно как ужесточение требований к двигателям, горючему, водителям; средний уровень - грамотное регулирование потоков по уличной сети; микроуровень - грамотное решение проблемы автостоянок, защиты от шумов и выбросов, разделение путей автомобилей и пешеходов в микромасштабе квартала, переулка, двора. На каждом из этих уровней свои социальные и экономические факторы возможности, допустимости, реалистичности тех или иных решений, и достичь относительного оптимума возможно не только отсчитывая его от требований, но и от интересов и понимания людей.

Территория является комплексной системой, заключающей в себе не только урбанизированное пространство, но и природу в целом, а также среду, окружающую человечество.

Непоследовательная политика развития порождает процессы, являющиеся проблемными для нашего общего будущего.

Проблемы, в частности, следующие:

неравенство в экономическом и социальном развитии;

усиление социального неравенства, рост бедности и неравного доступа к основным товарам и услугам, порождение маргинальности и отверженности;

ухудшение окружающей среды, деградация мест поселения, несрабатывание физической и социальной инфраструктур и сервисов из-за экономического упадка, вызывающих нежелательные миграции;

интенсификация транспортных потоков, перегрузка дорог и связанное с этим изнашивание окружающей среды;

учащающиеся случаи естественных и вызванных человеком инцидентов, частично вызванных климатическими изменениями, подвергающих опасности человеческие жизни;

утрата жизненности в многочисленных районах, включая сокращение численности населения, вырождение и потерю традиционных ландшафтов и образа жизни, естественных ресурсов и традиций;

необходимость в оживлении города и сдерживании урбанизации, в уменьшении угрозы культурному своеобразию и коллективным традициям города, сохранению наследства.



Создание института городской планировки (Изменения в структурах управления пространственным развитием)

 

В настоящее время в современной литературе нет однозначного подхода к определению пространственного развития городских систем. Для эффективного управления пространственным развитием крупнейших городов необходимо иметь должную методическую базу. Отсутствие единой методологии городского развития вызывает необходимость уточнения теоретических компонент методических основ. В данном научном положении к ним относятся: понятия, сущность, критерии.

Существующие подходы к управлению развитием города не учитывают в полной мере одного из важнейших факторов повышения эффективности управления пространственным развитием - сбалансированности городских пропорций, поскольку все сферы города функционируют в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

Одним из важнейших недостатков в управлении органов власти, приводящим к дисбалансу пространственного развития, является непопадание дополнительных доходов бюджета и межбюджетных трансфертов в процедуру планирования и контроля бюджета, что искусственно сдерживает динамику пространственного развития города.

Поэтому важнейшей задачей является разработка методов и моделей достижения баланса культурных, социальных и экологических критериев, которые по-нашему мнению должны одновременно учитывать:

сбалансированность культуры и социума, в интересах населения;

сбалансированность социума и экологии, обеспечивающую минимальное разрушение экосистемы города в результате производственной или иной деятельности;

перспективы будущего развития социально-культурной сферы города и сохранения окружающей среды.

Таким образом, уточненные методические основы учитывают сбалансированность всех сфер крупнейших городов и позволяют разрабатывать обоснованные меры по достижению и повышению эффективности пространственного развития города.

В практике российских городов широко распространено управление их пространственным развитием при помощи зонирования территорий и районной планировки.

Основной целью зонирования территорий является определение вида использования территории и установление ограничений на их использования. Зонирование территорий, во-первых, связано с осуществлением градостроительной деятельности, во-вторых, служит предпосылкой определения правового режима земель, в-третьих, позволяет осуществлять правовое регулирование сооружения и использования объектов недвижимости.

Цель районной планировки состоит в наиболее рациональном решении территориально-хозяйственного устройства проектируемого района для развития производства, сохранения и улучшения природной среды, памятников истории и культуры при условии эффективного и комплексного использования естественных и трудовых ресурсов.

Однако эти механизмы носят объектный характер и не учитывают в полной мере интересы и потребности населения. Следовательно, для более эффективного управления пространством города необходимо использовать инновационные институты пространственного планирования, которыми являются механизмы общественно-частного партнерства и маркетинг территории.

Общественно-частное партнерство подразумевает вовлечение широких кругов общественности в процесс партнерских отношений и проводится в форме углубленного консультирования и интервьюирования. Результатом консультаций в масштабе крупнейшего города являются разработка первоначального варианта стратегии с определением приоритетов развития, а также выявление представлений о важнейших целях развития города; формирование представлений о приоритетных секторах экономики, генеральных направлениях пространственного развития, необходимых институциональных преобразованиях; пополнение и уточнение ранжирования списков приоритетных проблем, существующих проектов, целей развития города. Пространство города, на оптимальном использовании которого концентрируют свои усилия местные органы власти, становится объектом инвестирования. Следовательно, важным инструментом становится маркетинг города как часть пространственной политики, содержание которой сводится, во-первых, к укреплению и приумножению потенциала города как основы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности городского сообщества, а во-вторых, к разработке основных механизмов реализации этого потенциала. Цели, область применения, достоинства и недостатки инструментов пространственного развития крупнейшего города представлены в таблице 9.

 

Таблица 9 - Содержание инструментов пространственного развития

Инстру-менты Общественно-частное партнерство Маркетинг территории Зонирование территории Районная планировка
Цель применения Консолидация усилий и ресурсов городского сообщества направляемых на пространственное развитие города Формирование и продвижение имиджа города, ассоциаций, связанных именно с этим местом и выступающих как притягательная сила для потенциальных инвесторов Определение вида использование территории и установление ограничений на их использование Наиболее рациональное решение территориально-хозяйственного устройства проектируемого района
Область применения Планирование, программирование, введение в действие, координация стратегии и комплексных проектов модернизации и развития территории города Развитие информационных, коммуникационных, мультимедийных технологических инноваций Регулирование земельных отношений Научно-проектные работы, в основе которых взаимосвязанное размещение на территории предприятий, городов и поселков, коммуникаций
Достоинства  - активизация разделения труда и ввода новых технологий концентрация функций регулирования и контроля в столичных центрах развитие крупных проектов по эффективному и комплексному благоустройству в соответствии с позиционированием и имиджем городов мобилизация профессиональных навыков и умения, для проектов по модернизации и развитию города  - учет изменения и тенденции развития в окружающем мире улучшение координации процесса принятия и реализации решений между гражданами и администрацией города обеспечение лучшего согласования предлагаемых услуг с потребностями целевых групп обеспечение эффективного использования ресурсов способствование самоидентификации граждан, предприятий с городом  - создание условий для благоприятной среды жизнедеятельности защита территории от воздействия чрезвычайных ситуаций предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства и загрязнения экологии обеспечение охраны и использования особо охраняемых природных территорий  - оптимизация отраслевой и территориальной улучшение размещения производства при комплексном учете всех факторов развитие высокоэффективных форм территориальной организации производства оптимальный выбор и отвод в установленном порядке земельных участков рациональная организация различных общерайонных систем
Недостатки  - потребуется затратить много времени при переговорах, прежде чем представители всех групп делового сообщества примут эту идею и реалистично оценят ее возможности несовпадение интересов субъектов ОЧП приведет к реализации только частного интереса  - Достаточно сложное восприятие системы маркетинга территории органами местного самоуправления ограниченные полномочия субъектов маркетинга, что не позволяет им быть ответственными за достижение целей территории  - негибкость системы зонирования при сегодняшней частой смене требований и условий функционирования всего городского пространства при несовместимости зон возможно возникновение противоречий  - для составления схем районной планировки требуется привлечение большого числа специалистов материалы РП недостаточно комплексны, статичны, гибки недостаточно активное использование при решении вопросов в сфере экономики и т.д.

 

Необходимость использования концепции маркетинга обусловлена стремлением сочетать потребности городского сообщества с интересами внутренних и внешних инвесторов; расширением функций, ростом самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления.

Ключевой особенностью общественно-частного партнерства и маркетинга территории является активное присутствие городского сообщества в процессах формирования городского пространства, что способствует повышению качества жизни населения и более рациональному использованию бюджета города.

Таким образом, наиболее эффективными инструментами управления пространственным развитием крупнейшего города являются общественно-частное партнерство и маркетинг территории. Совместное применение рассмотренных инструментов при управлении пространственным развитием позволит городским властям достичь цели и задачи, поставленных городским сообществом, и повысить качество жизни населения.


Таблица 10 - Направления совершенствования управления пространственным развитием города Краснодар

 Функция управления

Субъекты процесса управления

Администрация

Городское сообщества

Глава города Управление по архитектуре и градостроительству Управление экономики
Планирование Принятие стратегии пространственного развития города, содержащей его основные приоритеты и возможные варианты развития, и оформленной в виде концепции Разработка стратегии развития города, гарантирующей жителям соблюдения их гражданских прав на комфортную, экологически безопасную среду обитания Участие в разработке стратегии пространственного развития города посредством выделения приоритетных отраслей (подотраслей), совокупность которых определяет "ядро" экономики города Участие в разработке стратегии развития города в форме высказываний представлений о важ-ных целях развития города, при-ных секторах экономики, генеральных направлениях пространственного развития, необходимых преобразованиях
Организация Определение совокупности действующих хозяйствующих субъектов, которых необходимо задействовать для реализации концепции развития города Пакет градорегулиру-ющей и градостроительной документации, необходимый для современного управления территорией. Обеспечение проведения оценки пространственного развития города Участие а партнерских отношениях с властью для совместного решения проблем пространственного развития
Мотивация Обеспечение приемлемого сочетания интересов субъектов управления развитием города, что позволит объединить их усилия по решению проблем развития социально-экономического пространства, которые не под силу отдельным субъектам Формулирование четких и определенных гарантий застройщикам и инвесторам в обеспечении информацией о потенциале и возможности строительных изменений каждого объекта недвижимости Определение экономических стимулов для объединений-участников программ, содержание которых должно реагировать на: специфику возлагаемых на участников задач, степень их сложности, необходимость реструктурирования производства для их решения в приемлемые сроки финансовое и производственное состояние предприятий, степень их адаптированности к решению поставленных задач Готовность мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы, для проектов по модернизации и развитию города
Контроль Осуществляет контроль за ходом разработки и реализацией концепции пространственного развития города Производить контроль за соблюдением градостроительной и проектной документации на любых объектах строительства и реконструкции Осуществление управленческого контроля за деятельностью группы предприятий-участников партнерских соглашений Контроль за выполнением партнерских обязательств, в случае их не соблюдения возможность возврата вложенного капитала

 

Необходимо так же указать, что во всех планировочных районах города присутствует дисбаланс в развитии. Для устранения этого явления мною предлагается перечень рекомендаций, направленных на совершенствование управления пространственным развитием города.

Система мер, направленных на преодоление кризиса историко-архитектурного облика Краснодара, должна основываться на мировом опыте предупреждения и российском опыте преодоления подобных кризисных явлений.

Необходимым условием предупреждения дальнейшего развития пространственного хаоса в г. Краснодаре является создание городского общественного градостроительного совета, основной функцией которого является утверждение всех проектов строительства, реконструкции, благоустройства отдельных зданий, кварталов, площадей и улиц в историческом центре города, а также проектов застройки и благоустройства других районов города. Такой совет должен состоять не только и даже не столько из профессиональных архитекторов, сколько из краеведов, историков, экологов, искусствоведов, работников музеев, органов охраны историко-культурного наследия.

В целях упорядочения процессов застройки города необходимы выработка и принятие в качестве документа, имеющего непререкаемый правовой статус, "Правил застройки города Краснодара", определяющих архитектурно-градостроительные нормы развития городских территорий и предусматривающих юридическую и материальную ответственность за несоблюдение этих норм. Первоочередными мерами фиксации сложившейся к настоящему времени архитектурно-исторической среды Краснодара должны стать: разработка историко-архитектурного опорного плана г. Краснодара; "мораторий" на строительство многоэтажных зданий в историческом центре; приостановление реализации генерального плана города до принятия историко-архитектурного опорного плана, утвержденного Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Комитетом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края; возложение обязанностей контроля соблюдения норм сохранения объектов архитектурного наследия на архитектурные службы города.

Любой город - сложнейший хозяйственный и социо-культурный организм. И он не может быть однажды построенным и вечно застывшим, он должен развиваться. Но пространственное развитие современного города должно логически и эмоционально продолжать те архитектурные и градостроительные традиции, что были заложены предшествующими поколениями зодчих. Главным принципом творчества современного градостроителя, как и врача, должен быть девиз "не навреди!".





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: