Анализ и итоги экспериментального исследования

 

Диагностическая работа проводилась на базе Арыктахской школы          п. Арыктах Кобяйского улуса, в группе учащихся II – III классов в количестве 14 детей. Цель эксперимента: установить, как развивается творческие способности каждого отдельного ребенка в группе и коллектива в целом в процессе внеклассных занятий по изобразительному искусству. Диагностика осуществлялась в трех направлениях:

1) диагностика уровня творческого развития в данной группе детей (в три этапа);

2) диагностика результатов художественно-творческой деятельности через детский рисунок, как главный результат творческой деятельности;

3) диагностика качеств учеников в самостоятельной творческой работе.

1) Диагностика уровня творческого развития ребенка.

При наработке критериев оценки уровня развития ребенка, за основу взята концепция универсального механизма таланта психологов И.Акимова, и В.Клименко.

В том случае, когда культурная среда, в которой находится ребенок, использует принципы и методы обучения далекие от врожденных, приучает его пользоваться шаблонами, репродуцированием, воспроизводством и механическим запоминанием, процесс развития таланта останавливается. Он либо отмирает, либо сохраняется в виде слабоуправляющих потенций. Но стоит лишь создать необходимые условия для свободной самореализации и насильно остановленный процесс вновь начинает нарастать, ребенок достигает нормы в развитии, заложенного природой универсального таланта. Три уровня творческих действий (гармоничный, имитаторский и ремесленный) могут быть присущи действиям личности любого возраста и уровня мастерства.

Критерии оценки уровня творческого развития следующие:

Гармоничный уровень развития таланта.

- Ребенок в своем творчестве выражает то, что чувствует его душа, творчество для него – отражение душевной работы, источник положительных эмоций.

- Жизнь, во всех ее проявлениях (горести и радости, прекрасное и безобразное, открытия и разочарования), являются для ребенка материалом для творчества. Он работает, подчиняясь стремлению гармонизировать, уравновешивать, упорядочивать, познавать.

- Ученик умеет видеть задачу, сам выбирает цель, путь, метод, не боится рисковать.

- За внешними проявлениями жизни видит внутреннее содержание.

- Через самопознание особенностей своего визуального восприятия приходит к открытию законов, на которые опирается изобразительное творчество, поэтому использует эти законы гармонично и оптимально.

- Сумма технических приемов творчества для него не цель, а средство выражения, не стремясь к оригинальности, он обладает яркой самобытностью и оригинальностью творческого почерка, так как творчество для него материализация себя.

- Ищет оптимальные взаимосвязи между формой, содержанием и чувством, которое стремится выразить.

- Осознает, осваивает и использует в творчестве то, что является носителем чувства и смысла.

- Способен к гармоничному синтезу чужого опыта.

- Спокоен к признанию и критике, к похвалам и поощрениям.

Уровень имитации творчества.

- Взаимодействие человека с миром и искусством сводится к культуре потребления, поэтому он готов только к восприятию красивых сторон жизни и искусства, отрицает возможность изображения прочего.

- Вторичен в восприятии, не способен самостоятельно увидеть красоту первоисточника в жизни, воспринимает гармонию только тогда, когда ее увидел и показал в своем творчестве талант.

- Источник вдохновения находит не в жизни, а в искусстве, вдохновляясь произведениями, которые считает оригинальными и гармоничными.

- Имитирует внешнюю сторону творческого процесса, нуждается в постоянных заимствованиях и подсказках.

- Стремится к оригинальности в выборе тем, средств выражения, но сказать действительно новое и оригинальное ему пока не под силу; стремится к овладению разнообразными техниками и приемами изображения, видит в этом суть творчества.

- Может обладать сильным и подвижным изображением, при этом ворочает и манипулирует заимствованными образами, штампами, банальностями, стереотипами.

- Слепо использует методики изображения на плоскости, его знание основано на запоминании, поэтому он часто ошибается.

- Капризен, ревнив к чужому успеху, требует поощрения, признания, наград.

Уровень ремесленного исполнения.

3.      - Творческой деятельностью занимается из послушания, рисует то, что  предлагают, так как привык покорно следовать чужой воле и разумным доводам.

- Творческие задачи подменяет ремесленными, нарабатывает автоматизм исполнения, слепо копируя образец и натуру.

- Способен к использованию ограниченного числа заученных приемов и знаний, которые даются ему с большим трудом, но осваивает их он прочно и надежно.

- Старается быть незаметным, боится наказания.

Диагностика уровня развития проводилась в марте 1999 г., январе 2000 г. и в январе 2001 г.

Таблица 1

 

3.1. Уровни творчества 1999 2000 2001
Гармоничный 3 % 5 % 7 %
Имитаторский 9 % 9 % 7 %
Ремесленный 2 % - -

 

По ее результатам можно сделать следующие выводы:

1. За годы работы кружка изобразительного искусства ремесленный уровень развития творчества исчезает совсем, так как цели работы кружка направлены на реализацию творческих способностей детей.

2. Увеличивается гармоничный уровень развития творчества за счет побуждения глубинных творческих механизмов ребенка.

3. Имитаторский уровень развития снижается, но достаточно медленно. Это объясняется тем, что часть детей часто пропускала занятия по болезни и другим причинам.

2) Диагностика результатов художественно-творческой деятельности через детский рисунок на тему русских сказок.

 

Диагностика результатов художественно-творческой деятельности через детский рисунок на тему русских сказок проводилась в январе 2005 г, далее в январе 2006г. и в январе 2007 г. в младшей школьной группе кружка изобразительного искусства.

Суть исследования заключается в следующем. Детский рисунок – как результат художественно-творческой деятельности очень важен. В чем зачастую проявляется гораздо больше индивидуальности, чем в словесных ответах детей.

В своей практической работе ученик идет от искусства к жизненным темам, поэтому его работа – показатель того, как глубоко он усвоил содержание темы и сумел слить ее со своими внутренними переживаниями. В данном случае представлено по три детских рисунка на каждый момент проведения диагностики. Чем это обусловлено?

Для установления результативности в группу исследования вошли дети с разными уровнями творческих способностей.

Н. Саина (1) - рисует смело, свободно, обладает высоким уровнем творческих способностей. Её работы отличаются правильной компоновкой, многообразием цветовых оттенков, яркостью и сочностью сказочных героев и у неё свой оригинальный творческий почерк.

Э. Яша (2) - обладает средним уровнем способностей. Он не способен самостоятельно увидеть красоту в жизни, хотя обладает сильным и подвижным изображением. Нуждается в постоянных подсказках со стороны учителя и учащихся.

В. Костя (3) – на момент начала исследования обладал низким уровнем способностей. У него преобладает автоматизм исполнения, творческие задачи ему не под силу.

Мы уже говорили о том, что творческие работы учащихся анализируем по пятибалльной системе. По рисункам детей мы можем проследить творческий рост каждого из представленных в группу исследований детей.

                                                                                                                                      Таблица 2

 

4. Учащиеся

1

2

3

4.1.1.1.1.                      Виды работ   4.1.1.2.     Анализ работ образец натура композиция образец натура композиция образец натура композиция
1. Компоновка  4  5    5 3 4 4  2 1 3
2. Построение  3  4 5 2 3 5  1 2 3
3. Цвет  4  5 5 3 3 4  2 1 3
4. Мазок  3  4 4 3 3 4  1  2 3
5. Штрих  4  4 5 3 4 5  3 3 4
6. Перспектива  4  4 5 3 3 3  3 2 3
7. Пропорции человека  4  5 5 2 3 4  2 2 3
8. Составление композиции  4  4 5 4 3 4  3 3 3
9. Наложение красок  4  4 4 4 3 3  2 1 3
10. Степень образности  4  4 5 3 4 4  3 3 4

 

На основании вышеуказанной таблицы можно определить уровень творческих способностей детей: 

Н. Саина (1) – усовершенствование высокого уровня творческих способностей;

Э. Яша (2) – повышение уровня творческих способностей;

В. Костя (3) – повышение уровня творческих способностей.

4.1.1.2.1.1.                                         Диагностика результатов качеств ученика в самостоятельной творческой работе

1. Проявление познавательной активности ученика в самостоятельной деятельности сверх учебной программы.

Активен – сам находит тему для занятий или просит ее у учителя, т.е. проявляет инициативу в выборе работы и полную самостоятельность в ее выполнении.

Пассивен – самостоятельно тему выбрать не может и не проявляет инициативы, чтобы получить задание. Такой ученик не начинает работать до тех пор, пока ему не будет предложена тема. А качество и сложность их работы не ниже, чем у «активных».

 

2. Уровень самоорганизованности учеников, устойчивость, стремление к самостоятельной и творческой работе.

Устойчивость – работает ровно, систематически, доводит начатое до конца.

Неустойчивость – работает несистематически, от случая к случаю, но работу доводит до конца.

                              3. Характер выполнения работ.

Творческие – оригинальные работы, которые не являются копиями и могут быть выполнены по любому разделу науки, техники и искусства.

Полутворческие – работы, которые, являясь копиями каких-то образцов, содержат оригинальные элементы.

Нетворческие – копии других работ, выполненные уже усвоенным способом.

4.  Сложность работ.

Сложные – превышающие требования школьных программ для данного возраста.

Средние – отвечающие требованиям школьных программ в момент их выполнения.

Простые – ниже требования школьной программы в момент их выполнения.

5. Объем затраченного труда на выполнение каждой работы.

Большие – требуют значительных затрат времени, отмечаются большим количеством изучаемого материала, заметно превышающим установленные нормы записи в творческую книжку.

Средние – отвечают нормам записи в творческую книжку.

Малые – ниже норм для записи в творческую книжку.

6. Качество выполнения работы.

Высокое – равноценное оценке «5».

Среднее – равноценное оценке «4».

Низкое - равноценное оценке «3».

Работы, выполненные на двойку, в творческую книжку не записываются.

 

 

Результаты качеств учащихся в самостоятельной творческой работе.

                                                                                                                       Таблица 3

 

 п/н 

уч-ся

Познава тельная акт.

Самоорганизован ность

Характер работы

Слож ность работы

Объем затраченного труда

Качество работы

активен

пассивен

устойчивость  

неустойчивость

творчес кий полутворческий нетворческий

сложный

средний

простой

большой средний малый

высокое

среднее низкое
2 кл.  

 

 

 

     

 

 

 

     

 

   
1  5

 

 5

 

   4  

 5

 

 

     5

 5

   
2  4

 

 4

 

   4  

 

 4

 

   4  

 

4  
3  5

 

 

 3

 5    

 5

 

 

   4  

 5

   
4  4

 

 4

 

   4  

 

 4

 

   4  

 

4  
5  4

 

 4

 

   3  

 

 

 3

   4  

 

4  
3 кл.  

 

 

 

     

 

 

 

     

 

   
1  

 3

 4

 

   4  

 

 4

 

 3    

 

 4  
2  5

 

 5

 

   4  

 

 4

 

   4  

 

 4  
3  5

 

 5

 

 5    

 5

 

 

 3    

 5

   
4  4

 

 4

 

   4  

 

 4

 

     5

 5

   
5  4

 

 4

 

   4  

 

 4

 

   4  

 

4  
6  5

 

 4

 

 5    

 5

 

 

     5

 5

   
7  4

 

 5

 

 5    

 

 4

 

   4  

 

4  
8  5

 

 5

 

 5    

 5

 

 

   4  

 5

   
9  5

 

 5

 

 5    

 5

 

 

   4  

 5

   
                                               

 

 

Такой содержательный анализ работ по пятибалльной системе позволяет достаточно объективно определить не только нравственность интересов, но и личностные качества, проявляющие в том или ином виде деятельности, позволяет оценивать творческие возможности по трем уровням: высокий, средний, низкий.

                                                                                                         Таблица 4  

                    Уровни

          развития

Эксп                                                       Экспериментальные классы  

                II класс

              Ш класс

Начало года Конец года Начало года Конец года
Высокий - 40% 22,3% 44,4%
     Средний     40% 40% 66,6%   55,6%
     Низкий  60 % 20% 11,1% -

 

По результатам трех экспериментальных методик установлено, что у учащихся, занимавшихся в художественном кружке, в конце года уровень развития творческих способностей возрос, суммарные показатели достоверно увеличились после проведенного обучения. Специальное обучение положительно повлияло на развитие оригинальности мышления и на тщательность обработки идеи. Учащиеся художественного класса отличаются быстротой и гибкостью мышления. На основе русских народных сказок у учащихся развиваются воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Уровень художественно-творческого развития учащихся выявил, что учащиеся обладают качествами, из которых складываются творческие способности.     

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: