Глава 1. Твердость камня веры от Священного Писания

 

ПЕРВОЕ: Во Второй Книге Маккавеев, в главе 12, написано: Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – посему принес з    a умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2 Мак. 12:41‑46).      

До этого места текст Священного Писания, против которого, как против рожна, противники не могут идти, пытаясь найти одну лазейку и говоря, что эта Книга Маккавеев неистинна, иначе говоря, не относится к Священному Писанию. Но такое их злоречие с очевидностью посрамляется Апостольским Собором, в 85 правиле которого Книги Маккавеев включены в число Книг Священного Писания. Смотри Кормчую книгу, лист 24.

ВТОРОЕ: В Книге Товита, в главе 4, написано: Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам (Тов. 4:17). Здесь по общему толкованию учителей Церкви Писание повелевает устраивать трапезу для нищих и убогих при погребении или при поминовении преставившегося, а также для священника, чтобы они помолились о душе умершего. Этот обычай существовал в Первенствующей Церкви и сохранился до нынешнего времени. Послушайте, что говорит об атом Златоуст в Беседе 31 на Евангелие от Матфея: «Созывайте нищих и умоляйте их молиться, чтобы скончавшийся отошел в упокоении и молитва была услышана Судией». Такие трапезы зa умерших для священников и убогих, называемые по‑гречески агапы, раньше устраивались в церковных притворах, но на последних Соборах это было запрещено делать в церквях, а разрешено дома, по чьему‑либо желанию.

ТРЕТЬЕ: В Книге Иисуса, сына Сирахова, в главе 7, написано: Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости (Сир. 7:36). Что скажут на это противники, которые не только сами не оказывают благодеяния умершим, но запрещают делать это другим? Только не говорите мне, что здесь Писание повелевает оказывать благодеяние телу, то есть погребать его, а не душе. Но как это возможно, если погребать тело – это не благодеяние, а необходимость, чтобы разлагающееся без погребения тело не причинило вреда живым. Погребать мертвое тело принято у всех народов, в том числе и не знающих Бога. Как же Писание завещает оказывать такое благодеяние мертвому, если это происходит везде и без завещания? Итак, ясно, что в Святом Писании идет речь не о теле, а о душе.

ЧЕТВЕРТОЕ: В 1 Книге Царств, глава 31, в самом конце написано, что мужи, жившие в Иависе Галаадском, погребли кости царя Саула и сына его Иоанафана, после чего постились семь дней (1 Цар. 31:13). И снова, во 2 Книге Царств, глаза 1, Давид и другие вместе с ним после смерти Саула и его сына постились до самого вечера. И снова, в главе 3 написано, что Давид постился после смерти славного вождя Авенира (2 Цар. 3).

СКАЖЕТЕ: эти посты совершались в ознаменование печали об умерших, а не в ознаменование оказания некоей помощи их душам.

ОТВЕЧАЮ: они были и в ознаменование печали, но гораздо в большей мере в ознаменование помощи душам умерших. Говорю это по двум причинам:

1) Поститься семь дней в ознаменование печали не кажется вероятным.

2) Давид постился в другое время ради своего больного ребенка. Когда же он услышал, что ребенок уже умер, он перестал поститься (2 Цар. 12).

Из этого ясно, что Давид обычно постился с намерением нечто получить от Бога. Поэтому он не постился, когда ребенок умер, зная, что он не оживет и что его душа не нуждается в помощи, как душа умершего невинного младенца. Иначе же должно говорить о вышеприведенных ситуациях.

ПЯТОЕ: В Книге Пророка Иеремии, глава 16. Окаянными и отверженными от лица Божия Святое Писание называет тех, кому после смерти не устраивается агиомнисия, или поминовение, и не раздается милостыня при погребении – таковых, говорится в Писанин, не будут оплакивать, и они не будут погребены, ибо так говорит Господь: не входи в дом сетующих и не ходи плакать и жалеть с ними; ибо Я отнял от этого народа, говорит Господь, мир Мой и милость и сожаление. И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их (...) И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершей: и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их. Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев (Иер. 16:5‑9) Если окаянны и отвержены от лица Божия те, кому после смерти не устраивается поминовение и ради кого после погребения не раздается хлеб алчущим, то есть милостыня нищим, то, напротив, блаженны те, для кого делается противоположное сказанному выше.

ШЕСТОЕ: Милостыня человекакак печать у Него, и благодеяние человека сохранит Он, как зеница око. Потом Он восстанет и воздаст им, и даяние их на голову их возвратит (Сир 17:18‑19).      

И снова: С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его (Сир. 38:23).      

СЕДЬМОЕ: Ноеминь говорит своей снохе: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых (Руфь 1:8).      

ВОСЬМОЕ: Варух молится: Господи Вседержителю, Боже Израиля! (...) Не вспоминай неправд отцов наших (Вар. 3:4).      

ДЕВЯТОЕ: В Книге Судей Израилевых пишется: И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году (Суд.    II, 39–40). Здесь подумай над этими словами: и вошло в обычай у Израиля. Если бы поминовение умерших было неугодно Богу, то оно бы не вошло в обычай у Израиля.      

ДЕСЯТОЕ: Умирающий Иаков настойчиво просит Иосифа, своего сына, чтобы он похоронил его не в земле Египетской, а в земле Ханаанской, вместе с отцами его (Быт. 47). И снова, умирающий Иосиф просит о том же своих братьев. И заклял (говорится в Писании) Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда (Быт. 5          O, 25). Но почему он так хотел быть погребенным вместе с Патриархами в земле Ханаанской, а не в Египетской? В толкованиях этого текста Писания сказано: ради того, чтобы стать сообщником молитв и жертв, которые там приносились. Таковы свидетельства Ветхого Завета.

Новозаветные тексты:      

1. Иоанн Богослов в 1 Послании говорит: Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (1 Ин. 5:16).      

Здесь Апостол разделяет согрешающих и одних называет согрешающими к смерти, то есть не кающихся до самой смерти и впадающих в отчаяние, и о таковых Апостол не повелевает молиться; других же он называет согрешающими не к смерти, тех, которые если и согрешили, однако не к смерти, но покаялись прежде смерти или даже будучи при смерти, отойдя из мира сего в покаянии. О таковых Апостол Иоанн повелевает молиться.

2. Во 2 Послании к Тимофею, в главе 1, послушайте, какого воздаяния желает Апостол Павел Онисифору, который оказал ему человеколюбие: Да даст Господь, – говорит, – милость дому Онисиофора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих (...) Да даст ему Господь обрести милость у Господа    в оный день (2 Тим. 1:16‑28), то есть после смерти, по толкованиям учителей Церкви. А Златоуст говорит: «в день страха и трепета».

3. Начало и конец всем доказательствам – неложное Слово Христа, в Евангелии от Матфея, глава 12: Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:32). Эти Слова Христа объясняются учителями Церкви, дающими толкование Писания, как то, что некоторые грехи будут отпущены в будущем, но каким образом, это будет известно после. Иначе Слова Христа не простится ему ни в сем веке, ни в будущем воспринимались бы как насмешка. Это все равно, если бы кто‑нибудь сказал: «не буду иметь жену ни в этом веке, ни в будущем», что выглядит, как насмешка, поскольку в будущем веке не женятся и не выходят замуж, а живут, как Ангелы Божии.

Подкрепление 1      

У святого Евангелиста Луки Христос говорит: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк.    16, 9). Святой Феофилакт, вместе с другими толкуя эти Слова Христа, говорит следующее: «Итак, будем приобретать себе друзей, чтобы, когда скончаемся и отлучимся из этой жизни, приняли бы нас, обнищавших, в вечные обители, куда бы нас, нищих во Христе, могли бы принять ради тех, кто нас любил здесь и раздавал за нас свое имущество». И ниже говорит: «Если же богатство, праведным путем доставшееся, когда им управляют нехорошо и не раздают нищим, вменяется в неправду и в мамону, то тем более богатство неправедное. Будем же сим последним приобретать себе друзей, чтобы, когда умрем и переселимся из здешней жизни или и в другом случае будем малодушествовать от осуждения, они приняли нас там в вечные обители».

Здесь я спрошу, как нищие во Христе, живые или скончавшиеся, могут принять после смерти душу милостивого человека в вечные обители? Господственно и властно они сделать этого не могут, а могут только своими молитвами зa него ко Господу, умилостивляя Его. Если же нищие во Христе своими молитвами могут помочь милостивому человеку после смерти войти в Небесные обители, ясно, что молитвы живых приносят умершим большую пользу. Польза же эта умершему не что иное, как отпущение после смерти грехов, как будет рассказано ниже. Если же скажете, что Феофилакт говорит о нищих, уже вошедших в Небесные обители, а не о живых, то это будет в полном соответствии с Догматом о призывании святых. Поскольку нищие, вселившиеся в вечные обители, могут своими молитвами помогать тем, кто подает милостыню, то как же их не призывать на помощь?

Подкрепление 2      

У святого Луки разбойник, вися на Кресте, говорит Христу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие       oе (Лк. 23:42)! Здесь явственно утверждается наш Догмат. Ибо когда этот разбойник увидел, что смерть его близка, его совесть предъявила ему его грехи. Твердо веруя в то, что Христос Господь и избавитель, он молился Ему и говорил: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое, как бы говоря: «Мы оба умираем на Кресте, Ты невинно, я же по своей вине. Но молю Тебя, когда мы оба умрем, когда Ты получишь Свое Царство, благослови вспомнить и обо мне и отпустить мои грехи». Разве не ясно из этого, что грехи неким образом отпускаются после смерти? Если бы грехи после смерти никоим образом не отпускались, разбойник не сказал бы: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое, но сказал бы: «Помяни меня прежде, чем оба мы умрем на Кресте». Теперь будьте внимательны, я расскажу, как в будущем веке могут быть отпущены грехи.

Положение первое      

После совершения всякого смертного греха в грешнике пребывают:

1. Вина, или законопреступление, которым он прогневал Бога.

2. Обязательность наказания, или вечной казни. Поскольку наказание вечно.

ПЕРВОЕ – удаляющее, то есть удаляет от видения лица Божия и от Царствия Божия, по слову Павла: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют (I Кор. 6, 9)?      

ВТОРОЕ же – доставляющее телесные мучения, то есть относится к мучению в вечном огне, по Слову Христа: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (Мф. 25:41). Такое двойное наказание бывает и на земле. Если же кто прогневает царя, совершив некий большой грех, он не только изгоняется с царского двора, но и подлежит телесному наказанию.

Положение второе      

Поскольку смертный грех есть вина и преступление заповеди Божией, он не отпускается в будущем веке, то есть после смерти, а отпускается только в земной жизни тому, кто кается и исповедает свои грехи в сокрушении сердца. Это ясно из Слов Самого Христа: Но чтобы вы знали, – говорит, – что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Мф. 9:6). По поводу этих слов: на земле прощать грехи, рассуждает учитель Церкви святой Феофилакт, в толковании на Евангелие от Луки, глава 5, и говорит: «Смотри: грехи оставляются на земле. Ибо пока мы находимся на земле, мы можем загладить наши грехи, а после того, как переселимся с земли, мы уже не можем сами загладить наших грехов исповедью: ибо дверь запертая. И снова, толкование Феофилакта на Евангелие от Матфея, глава 22, на слова Христа: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (Мф. 22:13). Феофилакт говорит: «Слова свяжите ему руки и ноги, то есть деятельные силы души, означают, что мы можем действовать только в настоящем веке, а в будущем будут связаны все деятельные силы души и нельзя уже совершить что‑либо доброе в очищение грехов». И снова в толковании Феофилакта на Евангелие от Матфея, глава 25, на притчу о десяти девах, говорится: «Дверь раскаяния была уже затворена для неразумных дев. Ибо после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания». Из этого ясно, что грех не отпускается в будущем веке, поскольку имеется вина и преступление заповеди Божией. Соборами осуждена ересь, высказанная Оригеном не в здравом уме, о том, что все, кто осужден на вечное мучение, и сам диавол, после длительного времени мучений получат от Бога прощение и освободятся от вечных мук.

Положение третье      

Когда в земной жизни кающемуся отпускается смертный грех, вместе с тем снимается обязательность вечной казни. Поскольку отпущение грехов происходит наитием благодати Божией, подобно тому, как изгнание тьмы происходит от наития света, ясно, что тому, кому отпускается смертный грех, вместе с тем отпускается и вечная казнь. Иначе, если бы при отпущении греха не отпускалась бы вечная казнь, то человек был бы сыном света и Царствия Небесного, и одновременно сыном тьмы и вечных мук. Он был бы сыном света, поскольку властью Божией освобождался бы от греха, и был бы сыном вечной тьмы, подлежа вечному наказанию. Но невозможно быть одновременно рабом и Христа, и диавола. Ибо Апостол говорит: Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе (Рим. 8:1).      

Положение четвертое      

Когда кому‑либо отпускается смертный грех и вместе с этим необходимость вечного наказания, иногда остается необходимость временного наказания. Это же видим и в мирской жизни, когда царь часто отпускает вину кающемуся и вместе с тем отпускает казнь через отсечение головы. Чтобы не поколебать закон, на котором держится царство, согрешившего наказывают менее строго, или тюрьмой, или побоями, или изгнанием, после некоего рассмотрения. Так поступает с нами и Бог, что мы ясно видим в Священном Писании.

ПЕРВОЕ: отпускается грех праотцов святым крещением, остается же временное наказание, то есть различные скорби и печали в этой жизни, а также и сама смерть. Это наказание – следствие первородного греха, как говорится в Писании: одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть (Рим. 5:12). И снова: Бог говорит Адаму: ел от дерева, о котором я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя (Быт. 3:17). И там же: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3:19), И там же: в болезни будешь рождать детей (Быт. 3:16). Ныне люди подвержены всем этим наказаниям, хотя им и отпускается праотеческий грех в крещении. Из этого ясно, что при отпущении смертного греха остается наказание временное.

ВТОРОЕ: Это же читаем о Моисее и Аароне, согрешивших неверием в истечение воды из камня. Хотя им и был отпущен этот грех неверия, однако они были наказаны телесной смертью и тем, что не вошли в землю обетования, как написано: И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою перед очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему (Чис. 20:12). И снова: И говорил Господь Моисею; (...) взойди на сию гору (...) и умри на горе (...), как умер Аарон, брат твой (...) за то, что вы согрешили против Меня (Втор. 32:48‑51).      

ТРЕТЬЕ: Это же читаем об идолопоклонниках, о которых кратко скажем здесь:

А. Как Бог хотел всех их погубить и потому сказал Моисею: Итак, оставь меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их (Ис. 32:10). Б. Как Его умолил Моисей не истреблять их всех. Он бы истребил их, если бы Моисей, избранный Его, не стал в сокрушении просить за них, чтобы Он не гневался и не губил их (там же). В. Как хоть и не все, но три тысячи из них тогда погибли. Г. Как Моисей молился об оставшихся, чтобы им отпустился этот грех: о, (Господи) народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Ис    x. 32, 31–32). Д. Хотя Бог и отпустил им этот грех, однако добавил следующее: Я посещу, – сказал, – их за грех их (Исх. 32:34). Отсюда ясно, что после отпущения этого смертного греха осталось временное наказание.

ЧЕТВЕРТОЕ. Читаем это и о Давиде, совершившем прелюбодеяние и убийство. Хотя ему и был отпущен этот двойной грех, однако он перенес различные временные наказания, как говорится в Писании: И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: Господь снял с тебя грех твой (то есть «отпустил грех твой»); ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын (2 Цар. 12, 13–14). И немного выше: итак не отступит меч от дома твоего вовеки (...) Так говорит Господь: Вот, я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему (...); ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем (2 Цар. 12:10‑12). Здесь ясно дается понять, что после отпущения смертного греха остается наказание временное.

ПЯТОЕ. Тот же Давид, когда от тщеславия и гордости повелел исчислить людей своего царства и этим сильно разгневал Бога, после этого обратился к Господу с покаянием: тяжко согрешил я, поступив    maк и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я (2 Цар. 24:10). Хотя тогда Давид и покаялся, и отпустился ему этот грех, однако к нему было обращено Слово Господа: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них (...) быть ли голоду в твоей стране семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих (...) или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в твоей стране (2 Цар. 24:12‑13)? И когда Давид избрал третье, то есть язву смертную, тотчас от утра до часа обеденного пали смертью семьдесят тысяч мужей.

ШЕСТОЕ. Мариам, сестра Аарона, за роптание на Бога была наказана проказой. Молитвами Моисея, хотя и был отпущен ей этот грех, однако вместо епитимии Господь Бог повелел отлучить ее вне стана на семь дней (Чис. 12).

СЕДЬМОЕ. Пророк Господень за непослушание гласу Господню подвергся нападению льва и умер, как предсказал ему другой Пророк. Однако ясно, что вина ему была отпущена до смерти, и смерть его была праведна, что видно по тому, как напавший на него лев не стал есть ни его труп, ни его осла и стоял рядом, пока не пришли погребать его (3 Цар. 13).

ВОСЬМОЕ. О недостойно причащающихся Телу и Крови Христовых Апостол говорит: От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:30). Эти Слова святой Амвросий, как и другие толкователи, объясняет тем, что в Первенствующей Церкви многие недостойно причащающиеся были наказаны Богом смертью, что видно по этим словам Апостола: немало умирает. Однако грех им отпускался, что видно там же иp последующих слов: наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:32).      

Из этих и других, подобных им, текстов Писания да будет каждому известно, что после отпущения смертного греха и отмены необходимости вечного наказания часто остается неизбежность временного наказания.

Положение пятое      

Грех смертный ныне, в Новой Благодати, отпускается при раскаянии и сердечном сокрушении на святой исповеди, властью, данной от Бога священнику, как сказано: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:22‑23). Итак, одновременно отменяется неизбежность вечного наказания и остается неизбежность временного наказания. И поэтому священники налагают исповедующимся епитимии, в зависимости от количества и качества греха. Иначе говоря, искупление, и временное наказание за грех. Но что скажем о тех, кто не исполняет епитимии или по небрежности, или из‑за приближения смертного часа, или из‑за внезапной смерти?

Положение шестое      

Исходящие из этой жизни без исполнения епитимии, или искупления, или временного наказания, которое должно понести за грех, и после смерти не освобождаются от нее. И душа таковых после разлучения со своим телом не может сама по себе искупить этот долг, (ибо там затворяется дверь покаянию и благотворению, как говорилось выше), если только не освобождается помощью Святой Церкви, то есть приношением бескровных жертв, молитвами, подаянием милостыни и прочим благотворением для душ. Послушаем, что говорит об этом святой Феофилакт в толковании на главу 12 Евангелия от Луки на эти Слова Христа: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну (Лк. 12:5); «Смотри, Господь не сказал: бойтесь того, «кто» по убиении «ввергает» в геенну, но кто может ввергнуть. Ибо умирающие грешники не непременно ввергаются в геенну, но во власти Божией состоит то, чтобы и прощать, например, ради тех приношений и подаяний, которые бывают по умершим и которые приносят немалую пользу даже тем, кои умирают в тяжких грехах. Итак, Бог не безусловно по убиении ввергает в геенну, но имеет власть ввергнуть. Будем же и мы непрестанно прилежать к милостыням и молитвам и умилостивлять ими Того, Кто имеет власть ввергнуть, но не пользуется этой властью непременно, а может и прощать». Смотри толкование Феофилакта на Евангелие от Луки, лист 95. Этому учит и «Точное изложение Православной веры» в вопросе 65.

Из всего этого сделаем краткие выводы и подведем итоги о содержании Догмата.

Во всяком смертном грехе есть два момента, вина и вечная казнь, подобающая за смертный грех. Смотри положение первое.

Вина греховная, или смертный грех, поскольку является виной, не отпускается в будущем веке, а лишь в земной жизни. Смотри положение второе.

И когда отпускается вина, отпускается вместе с ней и вечная казнь, которую должно нести в соответствии с виной. Смотри положение третье.

Тем же, кому отпущены смертный грех и вечная казнь, остается неизбежность временного наказания. Смотри положение четвертое.

Вина же смертная и вечная казнь, следующая за ней, отпускается в святом таинстве покаяния, а временное наказание осуществляется через епитимии. Смотри положение пятое.

Если же кто умирает, не исполнив епитимии, его душа, разлучившаяся с телом, после смерти несет долг временного наказания. Смотри положение шестое.

И поскольку душа сама по себе после разлучения с телом не может никому благотворить и уплатить свой долг, ибо смертью затворилась дверь к благодеянию, смотри ведение второе, Святая Церковь, как любящая мать, не перестает благотворить своим усопшим чадам, и бескровными жертвами, и молитвами, а также милостыней убогим, умилостивляя тем самым Бога за них. Смотри положение шестое.

Завершаю эту главу и на Слова Христа о том, что в будущем веке одни грехи будут отпущены, а другие нет, скажу одно, что никакой смертный грех, поскольку он таковым является, в будущем веке не будет отпущен, кроме временного наказания, соответствующего греху, не искуплением души, но благотворением Святой Церкви.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: