Глава 2. Претыкание о некоторые изречения Святых Отцов

 

  Претыкание первое      

Святой Василий Великий в Беседе о смиренномудрии говорит следующее: «Со­вершенная похвала о Господе бывает тогда, когда человек не превозносится своей пра­ведностью, но знает, что он имеет нужду в праведности истинной, и оправдан одною верою во Христа».

Исправление претыкающимся      

Здесь святой учитель отвергает дела, совершаемые без веры и Божией благодати, и наставляет подвизающихся в смирении, чтобы никто не приписывал заслу­ги себе, и все, что человек имеет, считал бы Божиим даром.

Претыкание второе      

Святой Амвросий в Слове 45 говорит: «Как Иудеям было достаточно оставить Христа, чтобы впасть в беззакония, так достаточно было разбойнику веровать в Госпо­да, чтобы оправдаться».

Исправление претыкающимся     

Святой Амвросий говорит здесь не обо всех делах, а только о тех внешних, видимых делах, без которых человек может быть спасен, если вынужденно лишен возможности их совершать. Святой учитель не говорит о внутренних, невидимых делах, таких как сокруше­ние сердца, надежда, любовь, смирение и тому подобных. Вероятно, здесь имеется в виду, что разбойник, веруя во Христа и не имея возможности совершать внешние, видимые доб­рые дела, имел внутренние, невидимые добрые дела, то есть сокрушение, умиление, надеж­ду, смирение, любовь и так далее. К тому же разбойник не является образцом для всех, так же, как и заговорившая валаамова ослица не является образцом для остальных ослиц.

Претыкание третье      

Святой Златоуст в Беседе о вере и законе естества говорит: «О делающем дела правды без веры не могу сказать, что он жив. О верующем же без дел могу сказать, что он и жив, и наследует Царство Небесное. Никто без веры не получит жизни вечной, и разбойник, только лишь веруя, был оправдан».

Исправление претыкающимся      

Златоуст говорит, что одной веры, то есть без внешних дел, иногда бывает доста­точно, а внешних дел без веры никогда не достаточно, и называет причину: это потому, что вера рождает дела, а не дела веру.

Претыкание четвертое      

Златоуст также в Беседе 3 на Послание к Титу говорит: «Если веруешь, зачем добав­ляешь к вере еще что‑то, как будто недостаточно оправдаться одной верой; зачем порабо­щаешь себя и подвергаешь закону, не отдаваясь надежде? Так поступают и неверующие».

Исправление претыкающимся      

Здесь святой Златоуст учит, что достаточно одной веры, то есть без чинодействия Ветхого Завета, то есть обрезания, субботствования, новомесячия и так далее. Это мож­но видеть по сказанным им словам «зачем порабощаешь себя и подвергаешь закону», то есть закону Моисея. А доказательства того, что святой Златоуст считал необходимым приложить к вере дела, представлены в первой части этого Догмата, в главе 2.

Претыкание пятое      

Святой Василий Великий говорит в Беседе на псалом 114: «Вечный покой ожида­ет тех, кто законно подвизался в этой жизни, не за их дела, но по щедрейшей благодати Божией, на которую они уповали».

Исправление претыкающимся      

Святой учитель отвергает дела, совершаемые человеком от своего имени, и одоб­ряет дела, совершаемые по Божией благодати. Когда он говорит, что «вечный покой ожидает тех, кто законно подвизался в этой жизни», он явно имеет в виду дела. Ибо законно подвизающемуся полагаются почести и воздаяние. Когда же он добавляет: «не за их дела, но по щедрейшей благодати Божией», то тем самым показывает, что никто не может законно подвизаться только своими силами, но укрепляемый Божией благода­тью, словами Апостола: Все могу в укрепляющем меня Иисусе (Флп. 4:13). И снова: Не я (...), а благодать Божия. которая со мною (1 Кор. 15:10).      

Если же вы обнаружите, что и другие святые Отцы будто бы отвергают дела, знай­те, Православные, что они имеют в виду дела, совершаемые от своего имени, то есть без Божией благодати, или о делах иудейского чина, таких как обрезание, субботствование, новомесячие и многих других.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: