Точность графического счисления пути судна

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по Разделу_______

__________________________________

Вариант _____

 

                                                              Выполнил(а) ___________________

                                                              Студент(ка) группы _____________

                                                              Преподаватель _________________ 

                                                              Оценка ________________________

                                                              Подпись преподавателя __________

                                                              Дата ___________________________

 

 

Рыбинск 2018

Содержание:

1. Классификация руководств и пособий для плавания. 3

2. Точность графического счисления пути судна. 6

Список литературы.. 11

 

Классификация руководств и пособий для плавания

Руководства и пособия классифицируются следующим образом:

А. Международные правовые руководства:

1. МППС – 72.

2. МСС – 65.

3. Система А – система плавучего ограждения навигационных опасностей (красный слева).

4. Сборники международных договоров и законодательных актов по вопросам мореплавания.

5. Пределы действия территориальной юрисдикции государств в прибрежных водах.

Б. Руководства для плавания:

1. Лоции и дополнения к ним. Лоции совместно с картами предназначены для обеспечения мореплавателей информацией о навигационных условиях плавания в прибрежных водах Мирового океана, а также о различных наставлениях и рекомендациях, которыми надлежит руководствоваться при плавании в районе, описываемом лоцией. Сведения из лоции и навигационной карты при анализе условий плавания должны использоваться совместно. При накоплении значительного по объему корректурного материала издаются дополнения к лоциям.

Каждая лоция содержит:

- Сокращения, применяемые в лоции.

- Карта, показывающая район, описываемый в лоции.

Часть I. Содержит общие положения в отношении правил плавания, о портах и бухтах, течениях и приливах, климате и погоде.

Часть II. Описательная часть. Здесь приводятся синоптические сведения, подробное описание берегов с планами портов и зарисовками характерного размещения приметных ориентиров на фоне берега, приводятся данные о глубинах и навигационных опасностях. Приводятся наставления для плавания и ограждающие изолинии при плавании в стесненных в навигационном отношении районах и для ориентировки на море, портовые правила, лоцманская проводка, зоны и линии разделения движения судов.

2. Огни и знаки. Эти руководства содержат необходимые для мореплавателей сведения о зрительных средствах навигационного оборудования побережья морей и океанов. В книгах «Огни и знаки»:

- - помещается информация о положении навигационного знака,

- - его высоте от основания и от уровня моря,

- - его вид и описание расцветки,

- - характеристика огня,

- - их название и другие сведения.

3. Радиотехнические средства навигационного оборудования (РТСНО). Руководство содержит сведения о спутниковых навигационных системах, о радионавигационных системах, о морских радиомаяках и аэромаяках и радиолокационных маяках – ответчиках. В РТСНО приводятся сведения:

· о расположении радиотехнических средств,

· зоне действия,

· режиме и времени работы,

· названия их и позывные сигналы.

4. Расписания передач навигационных предупреждений, гидрометеорологических сообщений и факсимильных передач гидрометеорологических сведений. В этих руководствах приводятся:

a) названия станций,

b) их позывные сигналы,

c) районы обслуживания,

d) режим работы,

e) время и содержание передач.

5. Правила плавания. В правилах содержатся сведения об особых правилах плавания, установленных зарубежными государствами на отдельных участках своих территориальных вод (Правила плавания каналами и др.)

6. Пособия для плавания:

Океанские пути мира. Пособие предназначено для выбора оптимальных путей следования судов между наиболее важными портами мира в зависимости от навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условий. К пособию прилагаются карты основных океанских путей. Пособие не заменяет лоций и других навигационных руководств и не освобождает мореплавателей от необходимости их использования. Океанические пути мира составлены на основе длительных наблюдений состояния гидрометеорологической обстановки по каждому маршруту перехода и большого опыта мореплавателей при плавании по наивыгоднейшим путям.

Правила корректуры судовой коллекции карт и книг для судов гражданских ведомств (ГУНиО 9030). Это основное руководство по комплектованию и поддержанию на уровне современности судовой коллекции карт и книг. Здесь приводится:

- правила комплектования и учета судовой коллекции,

- порядок присвоение номеров навигационным пособиям и их классификация,

- система передачи навигационных предупреждений НАВАРЕА для обеспечения безопасности мореплавания и корректуры навигационных карт в море,

- правила корректуры навигационных карт и книг и порядок ее оформления,

- корректура карт по иностранным источникам.

Точность графического счисления пути судна

Учет движения судна с целью определения его текущих координат или нанесения места на карту называется счислением пути судна.

Посредством несложных расчетов или графических построений счисление должно в любой момент отображать место судна относительно окружающей обстановки с точностью, обеспечивающей навигационную безопасность, т.е. оно должно быть непрерывным, наглядным и точным.

Различают два вида счисления: графическое, при котором оно выполняется в виде графических построений на морских навигационных картах, и аналитическое, или письменное, при котором координаты судна вычисляются по формулам.

Оба вида счисления могут выполняться автоматически и вручную. В навигации наибольшее распространение получило графическое счисление, как отвечающее всем предъявляемым требованиям и особенно в части наглядности.

Автоматическое графическое счисление осуществляется с помощью специальных приборов — автосчислителей.

Графическое счисление вручную выполняется штурманом судна с использованием прокладочного инструмента. При этом приходится решать прямую и обратную задачи.

Прямая задача сводится к учету уже совершившегося перемещения судна, когда рулевому задан курс и известны показания лага в исходной и данной на момент расчета точках.

В этом случае решаются формулы для расчета ИК.

Если отсутствует дрейф от ветра и снос течением, то, проложив от исходной точки линию истинного курса, будем иметь на карте направление фактического перемещения судна. Это справедливо в том случае, если поправка курсоуказателя известна безошибочно, а рыскание рулевого незначительно и симметрично относительно заданного КК.

Линия курса на карте проводится простым карандашом мягкости «ТМ», толщиной, равной толщине меридианов и параллелей. Над ней указывается значение компасного курса и поправки компаса (рис. 1).

Далее рассчитывают пройденное по лагу или частоте вращения винтов расстояние с использованием известных формул.

От исходной точки по направлению истинного курса откладывают найденное расстояние. Полученная таким образом с помощью счисления точка называется счислимой и обозначается на карте в виде перпендикулярного и симметричного к линии движения судна штриха длиной 5 мм. Точка подписывается в виде дроби: в числителе судовое время — часы и минуты, в знаменателе — соответствующее значение отсчета лага с точностью до 0,1. Черточка дроби проводится по линейке горизонтально.

Рис. 1. К оформлению курса судна на карте

Если в районе плавания действует течение и ветер, то выполняются соответствующие расчеты и построения для их учета.

Часто судоводителю приходится решать обратную задачу. Она возникает каждый раз, когда на карте намечается направление предстоящего движения судна или выполняются расчеты прибытия в заданную точку.

В этом случае от исходной точки на карте намечается линия предстоящего плавания судна и снимается ее направление. При отсутствии дрейфа от ветра и течения полученное направление является истинным курсом судна. Исходя из этого рассчитывают компасный курс для рулевого по формулам.

Далее измеряют расстояние по намеченному курсу до заданной точки и рассчитывают время и отсчет лага прибытия в нее:

где Т1, ол2 — время и отсчет лага в исходной точке;

Т2, ол2 — время и отсчет лага прибытия в заданную точку.

Рассмотрим, какова точность счислимого места при условии отсутствия внешних факторов (ветра и течения).

Предположим, что судну необходимо перейти одним и тем же курсом из точки А в удаленную от нее на расстояние S точку В.

В связи с тем что поправка компаса известна судоводителю с какой-то ошибкой ± m0Δк, то судно, пройдя расстояние S, в зависимости от знака ошибки может оказаться либо в точке В', либо в точке В".

Таким образом, ошибка места судна от ошибки в поправке компаса изобразится дугой ВВ' = ВВ", величина которой легко определяется из выражения

или для приближенных расчетов

Ошибка в учете пройденного судном расстояния ΔS из-за ошибки в поправке лага ±тΔл, выраженной в процентах, или коэффициента лага ±mкл, выраженной в долях Кл, может быть определена по формулам

 


                  а)                                                      б)

Рис. 2. а -  Площадь вероятного местонахождения судна б - Эллиптическая ошибка счислимого места судна

При положительном значении ΔS судно с учетом ошибки в его курсе окажется на дуге D'D", при отрицательном — на дуге С'С".

Отсюда можно сделать вывод, что при одновременном действии ошибок в показаниях компаса и лага место судна будет находиться в пределах так называемой фигуры погрешности C"D'D"C".

Заменяя полученную фигуру погрешности кругом с радиусом Мс, получим

Круг радиуса Мс принято называть кругом погрешности, а радиус Мс — круговой (радиальной) ошибкой счисления.

В связи с неодинаковым влиянием на точность счисления ошибок в курсе судна и в пройденном расстоянии вероятное местонахождение судна лучше характеризует эллипс с полуосями:

Значение ошибок в поправках приборов судоводителю неизвестно, так как они имеют случайный характер. Для расчетов их значения принимаются на основе опыта практического плавания.

Анализ формулы показывает, что ошибка знания места судна увеличивается пропорционально пройденному расстоянию.

По этой причине периодически возникает необходимость исключать накопившуюся ошибку счисления с помощью обсерваций (обсервованных мест), т.е. определений места судна визуальными, радиотехническими и астрономическими способами. Расхождение между счислимым и обсервованным местом на один и тот же момент называется невязкой.

Невязка выражается направлением из счислимой точки в обсервованную и расстоянием между ними в милях. Записывается в следующем виде: С = 305° — 2,8 мили. Знак невязки на карте представляет собой волнистую линию, соединяющую обе точки (см. рис. 32). Графическое изображение на морской карте пройденного судном маршрута, выполненное автоматически или вручную на основе измерений и вычислений, называется навигационной прокладкой.

Навигационная прокладка маршрута судна, выполненная предварительно исходя из намеченного маршрута судна, отвечающего требованиям безопасного плавания, поставленным задачам и экономической целесообразности, называется предварительной прокладкой.

Навигационная прокладка ведется с выходом судна непрерывно до его прибытия в порт или постановки на якорь. За исходную точку начала ведения прокладки принимается проход входных молов порта, боновых ворот, входного буя или обсервованное место судна.

На переходе задача судоводителя сводится к тому, чтобы фактическое движение судна как можно ближе совпадало с намеченным ранее маршрутом. Это даст возможность использовать расчеты, выполненные в процессе предварительной прокладки и, следовательно, облегчит работу судоводителя в море.


Список литературы

 

1. Баранов Ю.К., Гаврюк М.И., Логиновский В.А., Песков Ю.А.. Навигация - Ст-Петербург: Лань, 1997г..- 510с.

2. Гаврюк М.И. Задачник по навигации и лоции - М.: Транспорт. 1984 г.. - 312с.

3. Дмитриев В.И., Григорян В.Л., Катенин В.А.. Навигация и лоция - М.: ИКЦ Академкнига. 2004 г.. - 472с.

4. ЕрмолаевГ.Г. Морская лоция.- М.: Транспорт 1982г.. - 392с.

5. Лесков М.М., Баранов Ю.Б., Гаврилюк М.И. Навигация - М.:Транспорт 1986 г.. - с.360

6. Мореходные таблицы МТ-63 (МТ-75). - Ленинград.: ГУНиО. 1983г.

7. Ольховский В.Е. Навигация и промысловая навигация - М.: Транспорт. 1979 г.. - с.544.8. Навигационные карты и руководства для плавания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: