Иванова Маргарита Сергеевна
Проверил:
ассистент кафедры
русской литературы XX века
Кучин В.П. _______________
Оценка: __________________
«____» ________________ 2019 г.
Мытищи
2019
Содержание:
Введение …………………………………………………………………… 3
Владимир Маяковский и Игорь Северянин. Воспоминания, отрывки………………………………………………………………………4
Поэтический вечер 1918 года………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………..8
Список литературы…………………………………………………………10
Введение.
«Дорогой друг и храбрый авиатор Вася! Приезжай скорей в Москву, чтобы ударить с новой силой. «Сарынь на кичку!». Пора. Прибыли и записались в новые борцы- Володя Маяковский и Алексей Крученых. Эти двое очень надежные. Особливо Маяковский, который учится в школе живописи вместе со мной. Этот взбалмошный юноша – большой задира, но достаточно остроумен, а иногда сверх. Дитя природы, как ты и мы все. Увидишь… Дикий самородок горит самоуверенностью… Рвется на пьедестал борьбы за футуризм. Необходимо скорей действовать. Бурно! В Питере гремит Игорь Северянин. Слыхал? Вези «Разина». Торопись. Лети курьерским. Давид Бурлюк».
|
|
Так писал осенью 1913 года один из важных и пламенных энтузиастов нового направления в живописи и литературе художник и поэт Давид Бурлюк другому энтузиасту – одному из первопроходцев русского космоса- одному из первых русских летчиков, конструктору первого в России глиссера, поэту и художнику, специалисту по сельскому хозяйству, редактору и актеру в одном лице – Василию Каменскому.
Вскоре и состоялось их «боевое крещение»: медленно и твердо ступая на Кузнецкий мост, громко читая стихи, появились трое необычно одетых молодых, воодушевленных людей с деревянными ложками в петлицах: Каменский в парижском костюме цвета какао, обшитом золотой парчой, с «горевшим во лбу» самолетом; Маяковский в кофте апельсинового цвета; Бурлюк в сюртуке, желтом жилете с серебряными пуговицами и в цилиндре, с нарисованной на щеке собачкой, которая создавала эффект шевеления хвостом, при открытии рта. Когда толпа плотно обступила дружно и резво шагающих поэтов, Бурлюк рявкнул: «Перед вами гениальные поэты- новаторы, футуристы: Маяковский, Каменский, Бурлюк. Мы открываем Америку нового искусства» Под свист, аплодисменты, сменяющиеся возмущенными возгласами все трое продолжили читать стихи с таким невозмутимым выражением лица, что толпа перестала хохотать. Они говорили о новом искусстве, отвечали на вопросы, вызывая к себе все больший и больший интерес.
Восхищаясь эффектом, который они произвели на толпу, поэты повторили поход на другой день, и на следующий. Все это переросло в ежедневные их шествия, футуристы появлялись на улицах, площадях, в трактирах, театрах- в общем везде, где были люди, толпа- интерес к ним неумолимо возрастал. 11 ноября 1913 года состоялся первый литературный вечер футуристов в Политехническом музее, куда ломилась огромная толпа, с которой не смогла справиться полиция. Этот вечер вел Маяковский, мгновенно отражая остроумными и меткими ответами нападки публики, которая так жадно ловила каждый его ответ, чтобы то ли свистом, то ли аплодисментами парировать поэту.
|
|
Вскоре после этого вечера начинается победное шествие футуристов по городам России: Харьков, Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Николаев, Казань, Самара, Тбилиси, Минск, Ростов -на-Дону, Баку, Саратов… Обо всем этом вспоминает в книге «Жизнь с Маяковским» (1940) Василий Каменский (1884- 1961).
Владимир Маяковский (1893- 1930)
«Я- поэт. Этим и интересен», - так начинает Владимир Маяковский сои воспоминания в произведении «Я сам». (приведенный отрывок относится к 1912 году): «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти подрались. В курилке. Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мертвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе. Памятнейшая ночь. Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную, от училищной – на всю классическую скуку. У Давида- гнев обогнавшего современного мастера, у меня- пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм.»
Дав Маяковскому «путевку в жизнь», Бурлюк не ошибся: ошеломляющие образы, новизна строк и рифм, смелость и поглощенность текстов, стихотворения «лесенкой», щедрые словосочетания- все это обеспечило заметное место Маяковскому в русской поэзии.
«Футурист и демократ»
Владимир Маяковский пришел в русскую поэзию в образе страдальца и одиночки. А его с первых дней видели только в амплуа литературного хулигана, которое он поддерживал. Критика издевалась над его желтой кофтой, которая была не только вызовом благонамеренной публике, а появилась от бедности. Так критики не заметили, что в желтую кофту «душа от осмотров укутана». Максим Горький, впервые увидев Маяковского в начале 1915 года в кафе «Бродячая собака», проницательно заметил: «Такой талантливый! Грубоват? Это от застенчивости. Знаю по себе». В двадцать два года этот скандалист и автор небольшого числа стихотворений предъявил публике поэму «Облако в штанах» — подлинный лирический шедевр новой поэзии. Но затем он стал «глашатаем революции», и долгое время мало кто мог разглядеть в этом «забронзовевшем» образе что-то кроме «пролетарского поэта». Тем не менее посмертная слава Маяковского не померкла: его то и дело «достают из широких штанин» любители поэзии и предъявляют обществу его строки в дни социальных потрясений, которые он столь мощно отразил в своем творчестве.
В своем предсмертном обращении к потомкам («Во весь голос»), предвидя возможные манипуляции вокруг своего имени и творчества, он предупредил: «Профессор, снимите очки-велосипед! Я сам расскажу о времени и о себе». Этот призыв был и остается актуален: судить писателя «по законам, им самим над собою признанным», предлагал еще Пушкин.
Игорь Северянин (1887-19410).
Если стихотворения Маяковского можно уподобить грохоту камней или звуку воды в пустыне, то стихи Северянина- это «фиалковый ликер», «праздничные брызги шампанского» и «шелест муарового платья». Популярность Северянина была настолько велика, его «поэзоконцерты» произвели такой ажиотаж, что это позволяло ему хвалебно провозглашать:
|
|
«Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен: я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!»
Вот как вспоминает о «поэзоконцертах» Северянина поэт Всеволод Рождественский:
«Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая на лоб черными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражения Маяковского, вытянутое «ликерной рюмкой»(«Облако в штанах»). Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, в особой, только одному ему присущей каденции с замираниями, повышениями, и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по- своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающий в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдоцыганского, салонно- мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно- пьянящая мелодия получтения- полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей».
Толпа с неразвитым вкусом, вовсе невзыскательная к литературе, всерьез воспринимала пошловатые стихи, горевала и разделяла судьбы этих произведений. Поэт на эстраде как бы надевал маски, подыгрывал мещанским пристрастиям. И даже многие критики которые обрушились на Северянина, упрекая его в пошлости и безвкусице, не догадывались, что таким образом поэт иронизирует, слегка издевается над этой салонно- будуарной поэзией. Недаром он сказал о себе: «Я- лирик, но я- и ироник».
В 1914 году, пред Первой мировой войной, эгофутуристы совместно с кубофутуристами (В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк) провели в Крыму «Олимпиаду» футуризма. Воспоминаниям о гастрольных поездках посвящен автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1923 год).
|
|
Поэма насквозь пронизана иронией, наполнена любовными приключениями, волнующими эпизодами. «…И пир, как жизнь! И жизнь, как пир!...» «…И все мои былые жены Толпою заполняют храм. И молвят речью голубою, Приемля плоть, теряя прах: «Обожествленные тобою, Мы обессмертены в веках… За это нет в нас зла и мести: Пей всепрощение с наших уст…» И вторят им, сливаясь вместе, Колокола собора чувств…»
Северянин с уважением относился к Маяковскому, несмотря на то, что они любили одну даму- Сонечку Шамордину… В 1926 году Северянин в сборнике своих стихов «Медальоны» скажет о Маяковском – «… В нем слишком много удали и мощи, Каким полны издревле наши рощи, Уж слишком он весь русский, слишком наш!"
Северянин в начале знакомства лестно отзывался о Маяковском: «Я на днях познакомился с Владимиром Владимировичем Маяковским, и он — гений. Если он выступит на наших вечерах, это будет нечто грандиозное».
Да и позже в своих ответных стихотворениях главному песеннику революции эгофутурист останется предельно деликатен, не изменяя себе. Маяковский и Северянин, как мы уже сказали, выступали вместе, и организатор южного турне, крымский поэт и меценат Вадим Баян, так опишет свои впечатления от этого «союза»: «Северянин сделал колоссальную ошибку, пригласив Маяковского в свою группу. Выступать с таким гигантом — это значило <…> всегда терпеть провал.
Тот лирический невод и мастерство в области стиха, которыми Северянин захватывал толпу, были затоптаны титанической гремучестью Маяковского». Первая мировая война, революция — всё это только усилит напряжение в отношениях двух поэтов, и Северянин покинет Россию, перебравшись в Эстонию, но уже через месяц снова вернётся на родину, чтобы принять участие в поэтической дуэли, на кону которой — титул «Короля поэтов».
Поэтический вечер 1918 года.
Игорь Северянин приехал в Москву в феврале 1918 года из эстонского поселка Тойла, чтобы участвовать в вечере избрания «короля поэтов».
Громкое событие проходило в Большой аудитории Политехнического музея. Принять в нем участие мог любой желающий. Больше всего набралось поэтов-футуристов. Главным и сильнейшим из них был Владимир Маяковский.
По словам поэта-футуриста Василия Каменского, начальные строки поэмы Маяковского «Облако в штанах» зародились, когда ее автор рассеянно смотрел в окно поезда и повторял начало северянинского стихотворения: «Это было у моря…». Вскоре Маяковский начал мрачно декламировать: «Это было, / Было в Одессе…».
Северянина Маяковский в «Облаке» вспомнил еще раз. Весьма нелицеприятно прошелся он по своему коллеге:
А из сигарного дыма
ликерною рюмкой
вытягивалось пропитое лицо Северянина.
Как вы смеете называться поэтом
и, серенький, чирикать, как перепел!
Сегодня
надо
кастетом
кроиться миру в черепе!
Колкие фразы больно ударили по Северянину, но поэты поссорились еще до написания этих строк, во время футуристического турне.
Маяковского стала раздражать самовлюбленность Северянина, его загадочное молчание и аристократические манеры. В свою очередь Северянин приходил в бешенство от хамского поведения Маяковского и его издевок.
После 1914 года каждый из них пошел своим путем — о совместных турне не было и речи. Разрыв между двумя поэтами увеличила начавшаяся Первая мировая война, а затем и Октябрьская революция. Между ними началась заочная перепалка.
Маяковский в стихотворении «Вам»:
Если б он, приведенный на убой,
Вдруг увидел, израненный,
Как вы, измазанной в котлете губой,
Похотливо напеваете Северянина!
Северянин принял вызов и написал стихотворение «Мой ответ», где менее грубо и более тонко намекает на Маяковского:
Ещё не значит быть сатириком —
Давать озлобленный совет
Прославленным поэтам-лирикам
Искать и воинских побед…
И вот, наконец, вечер 1918 года снова свел Маяковского и Северянина на одной сцене. Из некоторых воспоминаний современника: «На эстраде было так тесно, как в трамвае. Теснились выступающие, стояла не поместившаяся в проходе молодежь. Читающим смотрели прямо в рот!».
Маяковский читал «Облако в штанах», стихотворение «Наш Марш». По воспоминаниям младшей сестры Лили Брик Эльзы Триоле, он был в абсолютном исступлении, едва не потерявши голос в своей перебранке с публикой». На таких вечерах, обычно, Маяковский хотел и пытался объяснить публике функции и задачи поэзии после 1917 года. «Истинная поэзия обязана служить делу пролетарской революции, - говорил он. – Есенинские «березки» хоть и хороши, но с ними на белых бандитов не пойдешь. С изящными изделиями Северянина тоже в бой не сунешься.»
Публика тогда, в Политехническом музее выражала явные восторг и протест, криками выносила одобрение или протест, взрывалась аплодисментами. А вот Северянин ничего и никому не объяснял. В споры не лез, с толпой не взаимодействовал, да и вообще- весь вечер вел себя спокойно. Высокий, отрешенный, бледный и одетый в черный плащ, он выглядел очень таинственным. Свои стихи из сборника «Громокипящий кубок» он читал, раскачиваясь и держа перед собой красную розу. В это время зал резко замер. Толпа Политехнического умолкла. А когда же поэт закончил, послышались долго неутихающие овации.
Сразу после выступления Северянина начался подсчет голосов. Маяковский был встревожен, он получал удовольствие и одновременно тоску от азарта. Многие были уверены, что именно он, великолепный эстрадный поэт, со своим громом голоса, пламенный и острый, идущий в ногу со временем- победит.
Но однако, толпа неожиданно выбрала гипнотизирующую лирику Северянина. За него проголосовало больше. Маяковский был назван «вице- королем», Бальмонт занят третье место. Вечер был окончен шутливой коронацией победителя- Северянина. Ему вручили мантию и королевский венок. Он принял их так, будто его действительно возводили в ранг светоча русской поэзии. В том же 1918 году он написал стихотворение «Рескрипт короля», заканчивающегося строчками:
Я избран королем поэтов-
Да будет подданным светло!
По воспоминаниям Северянина, Маяковский после оглашения результатов поднял в зале большой шум. Он вышел на эстраду и прокричал «Долой королей — теперь они не в моде». Поклонники Северянина протестовали, назревал скандал. «Раздраженный, я оттолкнул всех, — писал «король поэтов». — Маяковский сказал мне: «Не сердись, я их одернул — не тебя обидел. Не такое время, чтобы игрушками заниматься…».
Заключение
В начале марта Северянин вернулся в Тойла. После заключения Брестского мира и получения Эстонией независимости поэт оказался в эмиграции. С поэтического небосклона его имя вскоре исчезнет. Он умрет в Таллине в 1941 году. Маяковского ждала великая слава, разочарование и куда более неистовая, трагичная и надломленная судьба. С «точкой пули в своем конце».
«Весь боль и ушиб»
Революция 1917 года, которую поэт принял как воплощение своих и общественных ожиданий, являет нам в полную силу Маяковского-оптимиста. Пафос поэта становится более жестким и публицистическим, усиливаются жизнеутверждающие мотивы. Например, рассказ о трагедии животного в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» завершается оптимистически, чего не могло быть, если бы Маяковский написал его до революции. Однако хрестоматийный облик Маяковского, «агитатора, горлана-главаря» противоречиво являет нам человека, который от стихотворения к стихотворению буквально выворачивает душу наизнанку: «Грядущие люди! / Кто вы? / Вот — я / Весь / Боль и ушиб».
Самоубийство Маяковского вызвало шок у людей, близко знавших поэта. Хлынула волна откликов и догадок. Стали искать предопределенность трагического исхода в характере поэта. Маяковский был человеком чрезвычайно чувствительным, готовым отдать все «за одно только слово ласковое, человечье». Еще юношей он заявил, что может быть «от мяса бешеный» и может быть «безукоризненно нежный, не мужчина, а облако в штанах». Таким он и остался до конца: быстро возгорающимся, способным совершить роковой поступок и одновременно деликатным и предупредительным, и в то же время уверенным в себе жизнестроителем. «Маяковский все переживал с гиперболической силой — любовь, ревность, дружбу», — писала о нем Лилия Брик.
Из воспоминаний Северянина:
«... Я теперь жалею, что в свое время недооценил его глубинности и хорошести: мы совместно, очевидно, могли бы сделать больше, чем каждый врозь. Мешали мне моя строптивость и заносчивость юношеская, самовлюбленность глуповатая и какое-то общее скольженье по окружающему. В значительной степени это относится и к женщинам. В последнем случае последствия иногда бывали непоправимыми и коверкали жизнь, болезненно и отрицательно отражаясь на творчестве.
-
... Гаснет, слабеет память — констатирую со скорбью. Даже моя память, такая надежная. В воспоминаниях хочу быть точным, писать только то, что действительно помню, что действительно было. Потому так мало могу начертать.
... Володя нарисовал меня углем. Размер около аршина. Портрет висел всегда у меня в кабинете (Спб.). Уезжая в Тойлу (28 января 1918 г.), дал на хранение (предполагая к осени вернуться), как все книги с автографами, и фото, и альбомы с письмами и стихами современников Б. Верину-Башкирову, спустя несколько месяцев убежавшему в Финляндию и все бросившему на произвол судьбы. Его адрес: Калашниковская набер., 52, собственный дом. Где все эти реликвии?»
Список литературы:
1. https://diletant.media/articles/37083859/
2. https://zen.yandex.ru/media/factroom/poeticheskii-battl-maiakovskogo-i-severianina-5c0ba99c46ef5c00aaa7e6b8
3. http://writervall.ru/poeticheskiy-battl-mayakovskiy-vs-severyanin/
4. http://mayakovskiy.lit-info.ru/mayakovskiy/vospominaniya/severyanin-zametki-o-mayakovskom.htm