Таможенный контроль

                                                                             

                                                                                                                                                        Надо отметить, что среди функций, реализуемых таможенными органами России, значительное количество связано с осуществлением задач таможенного контроля. В их число входят:

- обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

- поддержание в пределах своей компетенции экономической безопасности и защита экономических интересов Российской Федерации;

- осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;

- взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей;

- поддержание разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- создание условия для эффективного исполнения таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и при ведении производственной и иной коммерческой деятельности на территории Российской Федерации.

Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России.

Контроль осуществляется в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, и является составной частью этапа таможенного оформления и таможенного контроля (ТО и ТК).

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, таможенный контроль производится в следующих формах:

-проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

-таможенное наблюдение;

-таможенный осмотр;

-таможенный досмотр (осмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля);

-учет товаров и транспортных средств;

-устный опрос физических, в том числе должностных, лиц;

-проверка системы учета и отчетности;

-осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Избрание той или иной меры контроля является прерогативой таможенных органов. Приведенный перечень может быть дополнен иными формами таможенного контроля, позволяющими эффективно и в соответствии с требованиями законодательства выполнять задачи, возложенные на таможенные органы (в том числе – мерами, позволяющими вывести контрольную функцию из непосредственного контакта с объектом и выполнять ее дистанционно);

 

Таможенный тариф

 

 

Таможенный тариф Российской Федерации – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешне-экономической деятельности (далее ТН ВЭД).

ТН ВЭД определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Целями таможенного тарифа являются:

-рационализация товарной структуры ввоза иностран­ных товаров в Российскую Федерацию;

-поддержание рационального соотношения вывоза то­варов и их ввоза, соотношения валютных доходов и рас­ходов на территории России;

-создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, для защи­ты экономики России от неблагоприятного воздействия на нее иностранной конкуренции и для обеспечения условий эффективной интеграции страны в мировую экономику.

Таможенный тариф состоит из следующих элементов:

а) таможенных пошлин, их ставок и видов;

б) таможенной стоимости товаров и методов ее определения;

в) тарифных льгот, преференций и привилегий.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос (пла­теж), взимаемый таможенными органами при ввозе това­ров на таможенную территорию страны или при их выво­зе с этой территории и являющийся неотъемлемым усло­вием такого ввоза или вывоза. Ее уплата носит обязатель­ный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Ставка таможенной пошлины - это указанный в тамо­женном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или выво­зимый с ее таможенной территории. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ, являются еди­ными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, ви­дов сделок и каких-либо других факторов.

В зависимости от способа их исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные;

- специфические;

- комбинированные.

Адвалорные ставки устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфические ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара. А ставки, сочетающие в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения, называются комбинированными (например, 25% от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг).

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

а) базовые - ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предостав­лен режим наибольшего благоприятствования;

б) преференциальные- эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ста­вок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки даровались мет­рополией своим колониям. Сейчас преференциальные став­ки используются, как правило, в торговле с развивающи­мися странами. В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 г. стала создаваться общая

система преференций, в соответствии с которой промышленно- развитыми странами в одностороннем порядке пре­доставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой торговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется в основном на беспошлин­ной основе, а из остальных развивающихся стран подле­жит, как правило, обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые). В Российской Федерации в настоящий момент преференци­альные ставки составляют 3/4 базовых ставок;

в) максимальные- по этим ставкам рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из всех ос­тальных государств, а также на те товары, страна проис­хождения которых неизвестна. Иногда эти ставки называют генеральными.

По своей правовой природе таможенные тарифы могут быть автономными, конвенционными и автономно-конвенционными.

  Автономные тарифы содержат ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом данной страны. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетен­тного государственного органа без согласования со странами - внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и конвенционные (договорные) ставки.    Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые указаны в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной таможенной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного догово­ра (соглашения).

Таможенная стоимость товара- это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации. Ее суть, назначение и методика определения рассмотрены в рамках следующей темы.

Тарифные льготы- это льготы, предоставляемые в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты пошлины, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз товаров). Порядок их предоставления определяется Правительством РФ.

В частности от пошлины освобождаются:

1) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или за­конодательства Российской Федерации;

2) валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

3) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в каче­стве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учрежде­ний; и др.

Тарифные преференции- это специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран. Устанавливаются они в отношении товаров либо происходящих из стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли (таможенный союз), либо происходящих из развивающихся стран (например, Африки и Латинской Америки).

Таможенные привилегии- это преимущества, предоставляемые определенным физическим либо должностным лицам при перемещении через таможенную границу России товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов. Проявляются они в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин или других подлежащих взысканию таможенных платежей, либо в виде упрощения процедуры пропуска через таможенную границу товаров и иных предметов, а в ряде случаев – в виде полного освобождения от определенных форм таможенного контроля.

 

Таможенные платежи

 

 

Государство обладает исключительным суверенным правом, таможенной регалией- облагать платежом товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Наиболее ярко финансово-правовой статус таможенных органов проявляется через институт таможенных платежей.

Таможенные платежи в большинстве стран являются важной статьей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих функций этих органов. В Российской Федерации Бюджетный кодекс в ст. 50 определяет, что пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются налоговыми доходами федерального бюджета.

Таможенно-тарифное регулирование, будучи одним из основных инструментов поддержания экономической безопасности, является в то же время и рычагом воздействия на хозяйственную структуру. Оно представляет собой систему мер, используемых для воздействия на международную торговлю.

Согласно ст. 318 ТК, к таможенным платежам относятся:

-ввозная таможенная пошлина;

-вывозная таможенная пошлина;

-налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

-акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

-таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии

с законодательством Российской Федерации.

В отличие от ТК РФ 1993 г. Новый ТК РФ не содержит опре­деления таможенных платежей. Законодатель лишь перечисляет виды тамо­женных платежей.

Перечисленные платежи объединяет то, что все они взи­маются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением то­варов и транспортных средств через таможенную границу.

В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономиче­скому содержанию. Среди таможенных платежей есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенные сборы).

Необходимо обратить внимание на то, что перечень таможенных платежей значительно сократился по сравнению с тем, как он выглядел в ТК РФ 1993г.

В новом ТК РФ не предусмотрены такие виды таможенных платежей, как например, плата за информирование и консультирование, принятие предварительного решения и др.

Итак, к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор. В налоговом законода­тельстве приводятся понятия налога и сбора. Понятие же пошли­ны, в нем отсутствует. Часть 1 ст. 8 ТК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяй­ственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) му­ниципальных образований. Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправле­ния, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определен­ных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Таможенным сбором признается плата за осуществление таможен­ными органами различных мероприятий. Иными словами, таможенные органы осуществляют различные юридически значимые действия, которые оплачиваются субъектами экспортно-импортных операций единовременно. В отличие от нало­гов они носят возмездный характер и взимаются в связи с оказанием каких-либо определенных услуг.

В настоящее время положениями Таможенного кодекса не опреде­лены виды таможенных сборов, а также порядок их исчисления и упла­ты. Лишь ст. 87 устанавливает, что за таможенное сопровождение (оно осуществляется должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства при внутрен­нем таможенном транзите) взимаются сборы в соответствии с законо­дательством РФ о налогах и сборах. В ТК 1993 г. к их числу, в частно­сти, были отнесены: сборы за таможенное оформление, за таможенное сопровождение, за хранение товаров.

В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и налогов, выступает, как правило, декларант или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений ТК о пользовании и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, лицами, ответственными за их уплату, могут быть владельцы таможенного склада, склада временного хране­ния, перевозчик, а также лица, на которых положена обязанность по соблюдению таможенного режима. Такие случаи прямо предусматри­ваются Таможенным кодексом.

По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины под­разделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и тран­зитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается достаточно редко. Транзитную пошлину почти повсюду ликвидируют международные договоры, однако она может использоваться и как средство экономи­ческого давления на сопредельные страны.

Сезонные колебания конъюнктуры на рынке, необходимость про­ведения протекционистской внешнеторговой политики в целях под­держания платежного баланса государства и другие обстоятельства обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин, что также происходит по решению Правительства РФ. Это решение при­нимается, как правило, на основании специального расследования, проведенного государственными органами управления.

С целью защиты экономических интересов страны в отношении ввозимых товаров могут на определенное время устанавливаться особые виды пошлин, которые взимаются сверх ординарных, - партикуляр­ные, особые пошлины. В соответствии со ст. 8-10 Закона о таможен­ном тарифе к ним относятся:

- специальные пошлины, применяемые в качестве защитной

меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих ущерб или угрожающих его нанести

отечественным производителям подобных или непосредственно кон-­

курирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные

и иные действия других государств или их союзов, ущемляющие интересы Российской Федерации;

- антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию России товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных то­варов в РФ.

- компенсационные пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию России товаров, при производстве или выво­зе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечествен­ным производителям подобных товаров, или препятствует организа­ции или расширению производства подобных товаров в РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 329 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ таможенные платежи должны быть уплачены в сроки не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенному органу в месте их прибытия на таможенную территорию РФ либо со дня завершения внут­реннего таможенного транзита товаров, если их декларирование произво­дится не в месте прибытия. Указанный срок уплаты таможенных пошлин, налогов соответствует сроку, установленному п. 1 ст. 129 ТК РФ для подачи таможенной декларации. Однако продление срока подачи таможенной дек­ларации (в соответствии с п. 2 ст. 129 ТК РФ по мотивированному обращению декларанта таможенный орган вправе продлить названный выше общий срок подачи таможенной декларации, если этот срок недостаточен для сбора декларантом необходимых документов и сведений) не влечет измене­ния срока уплаты таможенных платежей,

По общему правилу, установленному п. 2 ст.329 при вывозе товаров с таможенной территории РФ таможенные пошлины долж­ны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.

При нарушении лицом ограничений на пользование и распоряжение товарами сроком уплаты считается первый день такого нарушения, а если его установить невозможно - день принятия таможенной декларации на такие товары.

При нарушении требований и условий таможенных процедур, влеку­щих обязанность уплатить таможенные платежи, сроком их уплаты признается день совершения такого нарушения, а при невозможности его определения - день начала действия соответствующей таможен­ной процедуры.

Изменение срока уплаты таможенных платежей может предостав­ляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, нало­гов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Обязательным условием при этом является обеспечение уплаты таможенных платежей с помощью залога (в том числе денежного), банковской гарантии, поручительства. Главная цель применения та­ких мер- не допустить возможную неуплату и в конечном итоге - пе­речислить денежные средства в федеральный бюджет. На сумму задолженности начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (в письмен­ной форме) принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. Оно доводится до заинтересованного лица. В нем указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка (от одного до шести месяцев). Причины отказа указываются в решении.

Таможенный орган не допускает предоставления отсрочки или рассрочки исключительно в двух случаях; при возбуждении в отноше­нии заинтересованного лица уголовного дела по признакам преступле­ния, связанного с нарушениями таможенного законодательства, а так­же при возбуждении процедуры банкротства.

Принудительное взыскание таможенных платежей применяется в случае их неоплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. Принудительное взыскание невозможно, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истече­ния срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обя­занность уплатить таможенные платежи. К запретам относятся также ситуации, когда размер таможенных пошлин и налогов в отношении товаров указанных водной таможенной декларации либо отправленных в адрес одного получателя в одно и то же время одним и тем же лицом, составляет менее 150 руб.

Просрочка платежа влечет уплату пени, начиная со дня, следующе­го за днем истечения сроков уплаты. Процентная станка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки (ч 2 ст. 349 ТК). Пени уплачиваются помимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенною законодательства РФ.

Срок уплаты пени - одновременно с уплатой сумм таможенных платежей или после этого, но не позднее одного месяца со дня такой уплаты.

До начала принудительного взыскания, не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты, таможенный орган обязан представить плательщику требование. Оно представляет собой письменное извещение о неуплаченной в установленный срок сумме платежей и об обязанности ее уплатить в срок не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня его получения.

При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пе­ней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно произво­дить ее погашение за счет излишних денежных средств. Об этом он ин­формирует плательщика в течение трех дней со дня осуществления за­чета.

При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачива­ются (за исключением случаев нарушения сроков возврата таможен­ными органами) и суммы не индексируются.

Обеспечение уплаты таможенных платежей. Требованиями, установленными для определенных таможенных режимов, регламентируются условия, обеспечивающие уплату таможенных платежей. Таможенные органы, принимая решение о выпуске товаров, должны предпринять все меры, обязывающие субъекта ВЭД или иное заинтересованное лицо исполнить обязанности по уплате пошлин, налогов и сборок. При этом они заинтересованы в скорейшем возмещении убытков в случае неисполнения такого обязательства.

 

 

Глава 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: