Экономическая и социальная роль профсоюзов

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ……...6

1.1 Понятие профсоюзов, их задачи и функции…………………………….6

1.2 Правовое регулирование профсоюзов…………………………………..8

 

2. ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……….13

2.1 Роль общественных объединений в политической системе РБ………..13

2.2 Федерация профсоюзов Беларуси……………………………………….15

2.3 Факторы, ослабляющие институциональный статус профсоюзов……19

2.4 Рекомендации по активизации профсоюзного движения в РБ и закреплению их роли в общественной жизни……………………………….21

2.5 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РБ до 2020 г. и роль профсоюзов…………………………………23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….31

 

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...33

Приложение А………………………………………………………………….34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          В последнее десятилетие наша страна переживает период сложных и противоречивых преобразований, которые радикально затронули все стороны общественной жизни. В политической сфере произошел переход от однопартийной государственной системы социалистического типа к президентской республике с парламентом, избранном на многопартийной основе. В социально- экономической области централизованная плановая экономика преобразуется во многоукладное, рыночное хозяйство.

          Теоретическая интерпретация процессов такой глубины и масштабности является одной из наиболее сложных и дискуссионных областей современной политической науки. Существует целый ряд подходов и моделей научного анализа указанных процессов.

          Один из этих подходов состоит в анализе определенных субъектов политического процесса. Через исследования внутренней эволюции статуса, политических и идеологических ориентаций, форм и способов политического участия и т.д. этих субъектов, которые неизбежно происходят в ходе радикальных общественных перемен, можно лучше и точнее определить механизм и тенденции развития общества на данном этапе его истории.

          К числу таких важнейших субъектов современной политической истории РБ следует, безусловно, отнести профессиональные союзы. Выбор именно этого субъекта политического процесса представляется особенно актуальным и научно значимым в силу ряда обстоятельств.

          Во-первых, профсоюзы среди других субъектов политического процесса (политические партии, общественные движения и т.д.) были и остаются наиболее массовыми организациями. Пo своим общественным функциям и задачам профсоюзы находят опору во всех слоях населения, во всех регионах, а в своих организационных структурах доходят до самых низовых ячеек общества, хозяйственной системы.

          Во-вторых, политико-идеологическая база профсоюзов обуславливается прежде всего повседневными нуждами и интересами людей, совокупностью требований по обеспечению и улучшению условий труда, быта и отдыха работников, т.е. совокупностью таких социально-бытовых условий, которые определяют повседневную жизнь максимального большинства людей.

          В-третьих, профсоюзы в настоящее время стали общественным инструментом, наиболее чувствительно реагирующим на частые и резкие повороты политического процесса. Изучение этих реакций может пролить свет на скрытые пружины политических изменений, тенденции политического развития.

          В-четвертых, в деятельности современных профсоюзов обнаруживается серьезное противоречие, заключающееся в реализации по преимуществу традиционной функции защиты экономических и социально-трудовых интересов работников, с одной стороны, и необходимостью активного политического участия в общественной жизни переходного общества в качестве непосредственных защитников наиболее насущных интересов трудящихся, с другой.

          Объектом исследования данной работы являются профсоюзы. Предметом исследования работы является роль профсоюзов в социально-экономической жизни РБ.

          Изучение выбранной темы предполагает достижение цели – рассмотреть само понятие профсоюзов, их функций и задач в современной экономической системе. В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть роль профсоюзов в современной экономической системе, их функции;

- изучить правовое регулирование профсоюзов;

- выяснить роль общественных объединений в политической системе РБ;

- ознакомится с деятельностью Федерации профсоюзов Беларуси;

- выявить факторы, ослабляющие институциональный статус профсоюзов;

- дать рекомендации по активизации профсоюзного движения в РБ;

- изучить перспективы развития профсоюзного движения в РБ.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

    Источниками информации для написания работы по теме "Роль профсоюзов в решении экономических и социальных проблем" послужили базовая учебная литература,  результаты практических исследований  отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Роль профсоюзов в решении экономических и социальных проблем", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ

 

1.1 ПОНЯТИЕ ПРОФСОЮЗОВ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

 

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профсоюз - это добровольная общественная организация, объединяющая работников, связанных общими интересами по роду их деятельности, как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов [6, с. 214].

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

 Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

 Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РБ. Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Функции профсоюза – это основные направления их деятельности.

 

Современные ученые, занимающиеся проблемами профсоюзов, выделяют две их основные функции – защитную (взаимоотношения «профсоюз – предприниматели») и представительскую (взаимоотношения «профсоюз – государство»). Некоторые экономисты добавляют к этим двум еще и третью функцию, экономическую – заботу о повышении эффективности производства.

 Защитная функция наиболее традиционна, она напрямую связана с социально-трудовыми правами работников. Речь идет не только о предупреждении нарушений предпринимателями трудовых прав работников, но и о восстановлении уже нарушенных прав. Уравнивая позиции рабочих и работодателя, профсоюз защищает наемного работника от произвола нанимателя.

 В последние десятилетия понимание защитной функции профсоюзов несколько изменилось. Если ранее основной задачей профсоюзы считали повышение оплаты и условий труда, то сегодня их основная практическая задача состоит в том, чтобы не допустить увеличения уровня безработицы и повысить занятость. Это означает сдвиг приоритетов от защиты уже работающих к защите интересов всех лиц наемного труда.

Функция представительства связана с отстаиванием интересов работников не на уровне фирмы, а в государственных и общественных органах. Целью представительства является создание дополнительных (по сравнению с уже существующими) льгот и услуг (по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию и т.д.) [12, с. 14]. Профсоюзы могут представлять интересы работников, участвуя в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, выступая с предложениями о принятии законов, касающихся социально-трудовой сферы, участвуя в разработке государственной политики и государственных программ в области содействия занятости населения, принимая участие в разработке государственных программ охраны труда и т.д.

 Однако вся деятельность профсоюзов должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная правовая деятельность. Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические противоречия.

 Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.

 

1.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

 

 Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами [16, с. 144] Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

 а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;

 б) с помощью права;

 в) во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов.

 Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами [21, с. 157]. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.

 Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутри профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.

Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти.

 Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны[9, с. 98].

Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается так же: прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность; запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип - самоуправление предусмотрен законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как законодательством о профсоюзах, так и законом «Об общественных объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.

Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен законом «Об общественных объединениях».

Правовую основу формирования и деятельности профсоюзов в Беларуси составляют: Конституция Республики Беларусь, Закон РБ "О профессиональных союзах", Трудовой кодекс РБ, нормы международного права о профсоюзах, международные договоры РБ, Конвенции и Рекомендации Международной организации труда.

Помимо закона о профсоюзах их деятельность регулируется Декретом Президента №2 от 26 января 1999 года "О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов иных общественных объединений". Декрет предусматривает ряд пунктов, нарушающих конвенции МОТ № 87 и 98.

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

 1) с работодателями, их объединениями и представителями;

 2) с органами государства, органами местного самоуправления;

 3) с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых).

 Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.

 Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных экономических отношений - от отношений собственности, социально-политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости).

 Таким образом, основные тенденции развития и совершенствования законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:

-  во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими общественными отношениями;

-  во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной организации полномочий;

-  в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы работников.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: