Глобальная система Интернет как вид электронной коммуникации

 

Интернет – особый вид электронной коммуникации. Одни авторы считают, что его сущность вытекает из функций, присущих Сети, а именно:

- Интернет - глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений (коммуникационно-пространственная функция);

- Интернет - общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство (коммуникационно-временная функция);

- Интернет - вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальной группы путем общения с заинтересованными партнерами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров.

С учетом этих особенностей А.В. Соколов предлагает следующее определение: Интернет - глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий. [12]

Среду Интернет рассматривают и как совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, функционирование и деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет (рис.1.3). Некоторые ученые говорят о значимости лингвистического аспекта Интернет[13] и даже о возникновении виртуальной языковой личности [14].

Во многих публикациях говорится, что в отличие от радио и телевещания, основной функцией которых является производство и распространение массовой информации, Интернет оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную формы общения. В частности, социальная функция Интернет приводит к образованию новых форм коммуникативного поведения в среде, где господствуют горизонтальные связи и отсутствуют территориальные, иерархические и временные границы, информационная функция - обеспечивает хранение, механизмы поиска и доступа к имеющейся информации, экономическая - направлена на получение коммерческой прибыли и на дальнейшее стимулирование развития глобальной информационной инфраструктуры[15].

 

Рис. 1.3. Уровни среды Интернет

 

Анализ Сети как многофункциональной системы позволяет ученым выделять в ней следующие важнейшие элементы:

- информационные ресурсы в виде: 1) web-страниц, представляющих собой адресованные (имеющие однозначный адрес) машиночитаемые документы, содержащие текст, графическую информацию, в том числе - многоцветные изображения, и ссылки на другие документы, как-то связанные с данным; система ссылок образует гипертекст, облегчающий информационный поиск; 2) сайтов - совокупность страниц, принадлежащих частному лицу или организации и размещенных на каком-либо сервере; сайты (от англ. site - участок) имеют свои адреса; на одном сервере может размещаться несколько сайтов; 3) каталогов и файлов - средств организации информационных ресурсов;

- информационно-поисковые языки словарного и классификационного типа, служащие для поиска информации по ключевым словам и индексам иерархических классификаций (русскоязычные поисковые системы Рамблер, Апорт, Яндекс, Ау; англоязычные - Altavista, Infoseek и др.);

- логические операции, используемые при поиске с помощью операторов И, ИЛИ, НЕ; а также расширение поисковой зоны путем отбрасывания окончаний и суффиксов слов;

- технические средства реализации в виде серверов с размещенными на них сайтами и страницами и средствами проводной и радиосвязи, образующими узлы и глобальную структуру сети;

- программное обеспечение, включающее протоколы, регламентирующие обмен информацией между компьютерами (интерфейс), систему адресов компьютеров, сайтов, документов, страниц, гипертекстовые языки для описания содержания документов, специальные программы для движения в Сети (браузеры, или навигаторы) и др.[16]

Применительно к Сети электронная коммуникация представляется некоторым авторам сложной комбинацией дискурсов: передача личной почты (бытовой дискурс), официальный обмен и запрос информации (деловой дискурс), обсуждение научных вопросов в группах новостей или конференций (научный дискурс), рекламные баннеры и сайты (рекламный дискурс) и т. д.[17]

А.Н. Гребнев[18] рассматривает электронную коммуникацию (ЭК) как социальную информационную коммуникацию, где каналом коммуникации выступает электронная (цифровая) среда. ЭК исследуются этим автором в рамках направления компьютерно-опосредованная коммуникация (CMC, Computer-mediated communication).

Примеры:

_асинхронная конференц-связь (conferencing):

- электронная почта (e-mail),

- Интернет форумы (Internet forum или message board) или электронная доска (BB, bulletin board),

- группы новостей (newsgroups),

- списки рассылки (mailing-lists);

_синхронная конференц-связь:

- быстрые сообщения (IM, Instant Messaging),

- чаты (chat rooms),

- видео конференции (video conferencing),

- голосовые конференции (voice conferencing),

- разделение данных (data conferencing или whiteboard),

- разделение приложений (application sharing),

- разделение рабочего стола (desktop sharing).

Письменная коммуникация теряет часть смыслоразличительных средств, присущих устной коммуникации - в первую очередь, интонацию, мимику и жесты (то есть именно те средства выражения, которые передают эмоциональный компонент par excellence). При этом сжатый, экономящий усилия и время отправителя виртуальный жанр не способствует детализации описания, присущей традиционной письменной речи - что могло бы хотя бы отчасти компенсировать отсутствие паравербальных средств. Поэтому роль компенсаторных механизмов (способствующих пониманию и экономии усилий получателя) выполняют «смайлики» - графические символы, получающиеся в текстовом режиме и кириллицы, и латиницы на обычной клавиатуре: 

(2). 1.:-) - знак улыбки;

:-(- выражение неодобрения или печали;

;-) - означает подмигивание;

8-(- изумление в сочетании с печалью;

:*) - означает поцелуй

:-0 - означает крик.

Обобщая взгляды на электронную коммуникацию, некоторые исследователи составляют её «типологическую» модель, описывая этот феномен, исходя из следующих параметров:

- по признаку масштабности (массовая, групповая и внутриличностная);

- по признаку времени (краткая и неограниченная во времени, синхронная и асинхронная);

- по форме (письменная (текстовая и графическая) и устная (при наличии звукового модема));

- по каналу передачи (актуальная, виртуальная);

- по способу контакта (всегда опосредованная)[19].

Электронная коммуникация оказывает влияние все более возрастающее воздействие на политику и экономику. К настоящему уже сложился целый ряд структурно-функциональных составляющих электронного бизнеса (см. рис. 1.4)[20]:

 

Рис. 1.4. Функциональная структура электронного бизнеса

 

- электронная коммерция (e-commerce);

- электронные закупки (e-procurement);

- электронное обслуживание заказчиков (e-care for customers);

- электронное обслуживание деловых партнеров (e-care for Business Partners);

- электронное обслуживание служащих (e-care for employees);

- электронное обслуживание влиятельных лиц (e-care for influencers).[21]

Существуют различные классификации электронного бизнеса, но общепринятым стал подход, в рамках которого основу классификации составляет критерий установления электронных взаимоотношений (транзакций) между основными экономическими субъектами (агентами). Он включает в себя следующие виды:

«Предприятие - Предприятие» (B2B),

«Предприятие - Потребитель» (В2С),

«Потребитель - Потребитель» (С2С),

«Потребитель - Предприятие» (С2В),

«Предприятие - Правительство» (B2G) и др.

Принципиальное значение для развития мировой информационной коммуникационной сферы имело подписание 8 июля 2002 г. представителями стран «восьмерки» (G8) на о. Окинава Хартии Глобального информационного общества. Хартия наметила правовые, политические и технологические меры, которые призваны активизировать деятельность международного сообщества по формированию глобального информационного общества. На Всемирном Саммите по информационному обществу, проходившем в Женеве (2003 год) и в Тунисе (2005 год) было отмечено, что предоставляемая информация должна быть высококачественной, многообразной и надежной[22]. Как следует из документов ЮНЕСКО, «ни одно общество не может претендовать на то, что оно является подлинным обществом знаний, если хотя бы одна часть населения лишена доступа к знаниям и информации.[23]

В России принят ряд законодательных актов, регулирующих сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Так, принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010».[24] Среди нормативных актов, способствующих развитию сферы ИКТ, важную роль играют: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[25], Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»[26], Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»[27], Постановление Правительства РФ от 12 января 1995 г. N 22 «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами»[28] и другие.

Сегодня Россия входит в первую двадцатку стран с самым высоким показателем по числу Интернет-пользователей (табл. 1.1, рис. 1.5[29]).

Таблица 1.1.

20 стран с самым высоким числом пользователей Интернет

№/№

Country or Region

Internet Users,

Latest Data

Population

(2006 Est.)

Internet

Penetration

Source and Date

of Latest Data

% Users of World

1

United States

205,326,680

299,093,237

68.6 %

Nielsen//NR Jan/06

20.1 %

2

China

111,000,000

1,306,724,067

8.5 %

CNNIC Dec/05

10.9 %

3

Japan

86,300,000

128,389,000

67.2 %

eTForecasts Dec/05

8.4 %

4

India

50,600,000

1,112,225,812

4.5 %

C.I.Almanac Mar/05

5.0 %

5

Germany

48,721,997

82,515,988

59.0 %

Nielsen//NR Jan/06

4.8 %

6

United Kingdom

37,800,000

60,139,274

62.9 %

ITU Oct/05

3.7 %

7

Korea (South)

33,900,000

50,633,265

67.0 %

eTForecast Dec/05

3.3 %

8

Italy

28,870,000

59,115,261

48.8 %

ITU Sept./05

2.8 %

9

France

26,214,173

61,004,840

43.0 %

Nielsen//NR Jan/06

2.6 %

10

Brazil

25,900,000

184,284,898

14.1 %

eTForcasts Dec/05

2.5 %

11

Russia

23,700,000

143,682,757

16.5 %

eTForcasts Dec/05

2.3 %

12

Canada

21,900,000

32,251,238

67.9 %

eTForcasts Dec/05

2.2 %

13

Indonesia

18,000,000

221,900,701

8.1 %

eTForcasts Dec/05

1.8 %

14

Spain

17,142,198

44,351,186

38.7 %

Nielsen//NR Jan/06

1.7 %

15

Mexico

16,995,400

105,149,952

16.2 %

AMIPCI Nov/05

1.7 %

16

Australia

14,189,557

20,750,052

68.4 %

Nielsen//NR Jan/06

1.4 %

17

Taiwan

13,800,000

22,896,488

60.3 %

C.I.Almanac Mar/05

1.4 %

18

Netherlands

10,806,328

16,386,216

65.9 %

Nielsen//NR June/04

1.1 %

19

Poland

10,600,000

38,115,814

27.8 %

C.I.Almanac Mar./05

1.0 %

20

Turkey

10,220,000

74,709,412

13.7 %

ITU Sept./05

1.0 %

 

 

Рис. 1.5. Двадцатка стран-лидеров по числу пользователей Интернет

 

При соотношении числа пользователей с общим количеством населения в стране рейтинг различных государств распределяется следующим образом (табл. 1.2[30]). Россия здесь не присутствует.

Таблица 1.2

Рейтинг стран-лидеров по соотношению числа пользователей Интернет
и населения

 

№/№

Country or Region

Penetration

(%, Population)

Internet Users Latest Data

Population (2006 Est.)

1

New Zealand

76.3

3,200,000

4,195,729

2

Iceland

75.9

225,6

297,072

3

Sweden

74.9

6,800,000

9,076,757

4

Falkland Islands

70.4

1,9

2,699

5

Denmark

69.4

3,762,500

5,425,373

6

Hong Kong

69.2

4,878,713

7,054,867

7

United States

68.6

205,326,680

299,093,237

8

Australia

68.4

14,189,557

20,750,052

9

Canada

67.9

21,900,000

32,251,238

10

Norway

67.8

3,140,000

4,632,911

11

Singapore

67.2

2,421,800

3,601,745

12

Japan

67.2

86,300,000

128,389,000

13

Korea, (South)

67.0

33,900,000

50,633,265

14

Greenland

66.5

38

57,185

15

Switzerland

66.0

4,944,438

7,488,533

16

Netherlands

65.9

10,806,328

16,386,216

17

Faroe Islands

64.5

32

49,598

18

United Kingdom

62.9

37,800,000

60,139,274

19

Finland

62.5

3,286,000

5,260,970

20

Bermuda

60.7

39

64,211

 

Если посмотреть на общемировую «расстановку сил» по количеству населения и пользователей Интернет, то несомненным лидером выступает Северная Америка, на другом «полюсе» аутсайдер Африка. (рис. 1.6[31])

 

Рис. 1.6. Соотношение населения к числу пользователей Интернет

в различных регионах мира (млн. чел.)

 

Таким образом, неравномерность доступа населения разных стран и континентов к Глобальной сети очевидна.

Более подробные данные о российской Интернет-аудитории представлены на сайтах:

ðGallup (http://www.gallup.ru),

ðКОМКОН-Вектор (http://www.comcon-2.com),

ðMonitoring.Ru (http://www.monitoring.ru),

ðNua (http://www.nua.ie),

ðIDC Research (http://www.idc.com),

ðРегиональный Общественный Центр Интернет-технологий (http://www.rocit.ru),

ðForeign Broadcast Information Service (http://www.rferl.org).

В России сделаны только первые шаги по освоению обществом виртуального пространства. Уровень информационных взаимодействий российских пользователей в Сети еще значительного уступает американским и европейским, так как развивается в основном стихийно, государство практически не стимулирует онлайновые проекты, если они не касаются государственных институтов. Поэтому по сравнению с США и странами ЕС, информатизация общества в России находится лишь на начальной стадии. Она сдерживается неразвитостью правовой среды, уровнем ИКТ (за исключением крупных городов).

Современные средства коммуникации развиваются в направлении обеспечения возможности для полноценного общения людей, находящихся физически в удаленных друг от друга точках. Однако использование в коммуникации электронных средств передачи информации не только предоставляет возможность осуществления коммуникации как таковой, визуализации образа собеседника и получения вербальных ответов в режиме реального времени. С использованием современных электронных средств передачи информации возникают новые социальные и психологические феномены и, соответственно, новые возможности в области развития коммуникации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: