Интернет – особый вид электронной коммуникации. Одни авторы считают, что его сущность вытекает из функций, присущих Сети, а именно:
- Интернет - глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений (коммуникационно-пространственная функция);
- Интернет - общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство (коммуникационно-временная функция);
- Интернет - вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальной группы путем общения с заинтересованными партнерами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров.
С учетом этих особенностей А.В. Соколов предлагает следующее определение: Интернет - глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий. [12]
Среду Интернет рассматривают и как совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, функционирование и деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет (рис.1.3). Некоторые ученые говорят о значимости лингвистического аспекта Интернет[13] и даже о возникновении виртуальной языковой личности [14].
|
|
Во многих публикациях говорится, что в отличие от радио и телевещания, основной функцией которых является производство и распространение массовой информации, Интернет оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную формы общения. В частности, социальная функция Интернет приводит к образованию новых форм коммуникативного поведения в среде, где господствуют горизонтальные связи и отсутствуют территориальные, иерархические и временные границы, информационная функция - обеспечивает хранение, механизмы поиска и доступа к имеющейся информации, экономическая - направлена на получение коммерческой прибыли и на дальнейшее стимулирование развития глобальной информационной инфраструктуры[15].
Рис. 1.3. Уровни среды Интернет
Анализ Сети как многофункциональной системы позволяет ученым выделять в ней следующие важнейшие элементы:
- информационные ресурсы в виде: 1) web-страниц, представляющих собой адресованные (имеющие однозначный адрес) машиночитаемые документы, содержащие текст, графическую информацию, в том числе - многоцветные изображения, и ссылки на другие документы, как-то связанные с данным; система ссылок образует гипертекст, облегчающий информационный поиск; 2) сайтов - совокупность страниц, принадлежащих частному лицу или организации и размещенных на каком-либо сервере; сайты (от англ. site - участок) имеют свои адреса; на одном сервере может размещаться несколько сайтов; 3) каталогов и файлов - средств организации информационных ресурсов;
|
|
- информационно-поисковые языки словарного и классификационного типа, служащие для поиска информации по ключевым словам и индексам иерархических классификаций (русскоязычные поисковые системы Рамблер, Апорт, Яндекс, Ау; англоязычные - Altavista, Infoseek и др.);
- логические операции, используемые при поиске с помощью операторов И, ИЛИ, НЕ; а также расширение поисковой зоны путем отбрасывания окончаний и суффиксов слов;
- технические средства реализации в виде серверов с размещенными на них сайтами и страницами и средствами проводной и радиосвязи, образующими узлы и глобальную структуру сети;
- программное обеспечение, включающее протоколы, регламентирующие обмен информацией между компьютерами (интерфейс), систему адресов компьютеров, сайтов, документов, страниц, гипертекстовые языки для описания содержания документов, специальные программы для движения в Сети (браузеры, или навигаторы) и др.[16]
Применительно к Сети электронная коммуникация представляется некоторым авторам сложной комбинацией дискурсов: передача личной почты (бытовой дискурс), официальный обмен и запрос информации (деловой дискурс), обсуждение научных вопросов в группах новостей или конференций (научный дискурс), рекламные баннеры и сайты (рекламный дискурс) и т. д.[17]
А.Н. Гребнев[18] рассматривает электронную коммуникацию (ЭК) как социальную информационную коммуникацию, где каналом коммуникации выступает электронная (цифровая) среда. ЭК исследуются этим автором в рамках направления компьютерно-опосредованная коммуникация (CMC, Computer-mediated communication).
Примеры:
_асинхронная конференц-связь (conferencing):
- электронная почта (e-mail),
- Интернет форумы (Internet forum или message board) или электронная доска (BB, bulletin board),
- группы новостей (newsgroups),
- списки рассылки (mailing-lists);
_синхронная конференц-связь:
- быстрые сообщения (IM, Instant Messaging),
- чаты (chat rooms),
- видео конференции (video conferencing),
- голосовые конференции (voice conferencing),
- разделение данных (data conferencing или whiteboard),
- разделение приложений (application sharing),
- разделение рабочего стола (desktop sharing).
Письменная коммуникация теряет часть смыслоразличительных средств, присущих устной коммуникации - в первую очередь, интонацию, мимику и жесты (то есть именно те средства выражения, которые передают эмоциональный компонент par excellence). При этом сжатый, экономящий усилия и время отправителя виртуальный жанр не способствует детализации описания, присущей традиционной письменной речи - что могло бы хотя бы отчасти компенсировать отсутствие паравербальных средств. Поэтому роль компенсаторных механизмов (способствующих пониманию и экономии усилий получателя) выполняют «смайлики» - графические символы, получающиеся в текстовом режиме и кириллицы, и латиницы на обычной клавиатуре:
(2). 1.:-) - знак улыбки;
:-(- выражение неодобрения или печали;
;-) - означает подмигивание;
8-(- изумление в сочетании с печалью;
:*) - означает поцелуй
:-0 - означает крик.
Обобщая взгляды на электронную коммуникацию, некоторые исследователи составляют её «типологическую» модель, описывая этот феномен, исходя из следующих параметров:
- по признаку масштабности (массовая, групповая и внутриличностная);
- по признаку времени (краткая и неограниченная во времени, синхронная и асинхронная);
- по форме (письменная (текстовая и графическая) и устная (при наличии звукового модема));
- по каналу передачи (актуальная, виртуальная);
|
|
- по способу контакта (всегда опосредованная)[19].
Электронная коммуникация оказывает влияние все более возрастающее воздействие на политику и экономику. К настоящему уже сложился целый ряд структурно-функциональных составляющих электронного бизнеса (см. рис. 1.4)[20]:
Рис. 1.4. Функциональная структура электронного бизнеса
- электронная коммерция (e-commerce);
- электронные закупки (e-procurement);
- электронное обслуживание заказчиков (e-care for customers);
- электронное обслуживание деловых партнеров (e-care for Business Partners);
- электронное обслуживание служащих (e-care for employees);
- электронное обслуживание влиятельных лиц (e-care for influencers).[21]
Существуют различные классификации электронного бизнеса, но общепринятым стал подход, в рамках которого основу классификации составляет критерий установления электронных взаимоотношений (транзакций) между основными экономическими субъектами (агентами). Он включает в себя следующие виды:
«Предприятие - Предприятие» (B2B),
«Предприятие - Потребитель» (В2С),
«Потребитель - Потребитель» (С2С),
«Потребитель - Предприятие» (С2В),
«Предприятие - Правительство» (B2G) и др.
Принципиальное значение для развития мировой информационной коммуникационной сферы имело подписание 8 июля 2002 г. представителями стран «восьмерки» (G8) на о. Окинава Хартии Глобального информационного общества. Хартия наметила правовые, политические и технологические меры, которые призваны активизировать деятельность международного сообщества по формированию глобального информационного общества. На Всемирном Саммите по информационному обществу, проходившем в Женеве (2003 год) и в Тунисе (2005 год) было отмечено, что предоставляемая информация должна быть высококачественной, многообразной и надежной[22]. Как следует из документов ЮНЕСКО, «ни одно общество не может претендовать на то, что оно является подлинным обществом знаний, если хотя бы одна часть населения лишена доступа к знаниям и информации.[23]
В России принят ряд законодательных актов, регулирующих сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Так, принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010».[24] Среди нормативных актов, способствующих развитию сферы ИКТ, важную роль играют: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[25], Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»[26], Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»[27], Постановление Правительства РФ от 12 января 1995 г. N 22 «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами»[28] и другие.
|
|
Сегодня Россия входит в первую двадцатку стран с самым высоким показателем по числу Интернет-пользователей (табл. 1.1, рис. 1.5[29]).
Таблица 1.1.
20 стран с самым высоким числом пользователей Интернет
№/№ | Country or Region | Internet Users, Latest Data | Population (2006 Est.) | Internet Penetration | Source and Date of Latest Data | % Users of World |
1 | United States | 205,326,680 | 299,093,237 | 68.6 % | Nielsen//NR Jan/06 | 20.1 % |
2 | China | 111,000,000 | 1,306,724,067 | 8.5 % | CNNIC Dec/05 | 10.9 % |
3 | Japan | 86,300,000 | 128,389,000 | 67.2 % | eTForecasts Dec/05 | 8.4 % |
4 | India | 50,600,000 | 1,112,225,812 | 4.5 % | C.I.Almanac Mar/05 | 5.0 % |
5 | Germany | 48,721,997 | 82,515,988 | 59.0 % | Nielsen//NR Jan/06 | 4.8 % |
6 | United Kingdom | 37,800,000 | 60,139,274 | 62.9 % | ITU Oct/05 | 3.7 % |
7 | Korea (South) | 33,900,000 | 50,633,265 | 67.0 % | eTForecast Dec/05 | 3.3 % |
8 | Italy | 28,870,000 | 59,115,261 | 48.8 % | ITU Sept./05 | 2.8 % |
9 | France | 26,214,173 | 61,004,840 | 43.0 % | Nielsen//NR Jan/06 | 2.6 % |
10 | Brazil | 25,900,000 | 184,284,898 | 14.1 % | eTForcasts Dec/05 | 2.5 % |
11 | Russia | 23,700,000 | 143,682,757 | 16.5 % | eTForcasts Dec/05 | 2.3 % |
12 | Canada | 21,900,000 | 32,251,238 | 67.9 % | eTForcasts Dec/05 | 2.2 % |
13 | Indonesia | 18,000,000 | 221,900,701 | 8.1 % | eTForcasts Dec/05 | 1.8 % |
14 | Spain | 17,142,198 | 44,351,186 | 38.7 % | Nielsen//NR Jan/06 | 1.7 % |
15 | Mexico | 16,995,400 | 105,149,952 | 16.2 % | AMIPCI Nov/05 | 1.7 % |
16 | Australia | 14,189,557 | 20,750,052 | 68.4 % | Nielsen//NR Jan/06 | 1.4 % |
17 | Taiwan | 13,800,000 | 22,896,488 | 60.3 % | C.I.Almanac Mar/05 | 1.4 % |
18 | Netherlands | 10,806,328 | 16,386,216 | 65.9 % | Nielsen//NR June/04 | 1.1 % |
19 | Poland | 10,600,000 | 38,115,814 | 27.8 % | C.I.Almanac Mar./05 | 1.0 % |
20 | Turkey | 10,220,000 | 74,709,412 | 13.7 % | ITU Sept./05 | 1.0 % |
Рис. 1.5. Двадцатка стран-лидеров по числу пользователей Интернет
При соотношении числа пользователей с общим количеством населения в стране рейтинг различных государств распределяется следующим образом (табл. 1.2[30]). Россия здесь не присутствует.
Таблица 1.2
Рейтинг стран-лидеров по соотношению числа пользователей Интернет
и населения
№/№ | Country or Region | Penetration (%, Population) | Internet Users Latest Data | Population (2006 Est.) |
1 | New Zealand | 76.3 | 3,200,000 | 4,195,729 |
2 | Iceland | 75.9 | 225,6 | 297,072 |
3 | Sweden | 74.9 | 6,800,000 | 9,076,757 |
4 | Falkland Islands | 70.4 | 1,9 | 2,699 |
5 | Denmark | 69.4 | 3,762,500 | 5,425,373 |
6 | Hong Kong | 69.2 | 4,878,713 | 7,054,867 |
7 | United States | 68.6 | 205,326,680 | 299,093,237 |
8 | Australia | 68.4 | 14,189,557 | 20,750,052 |
9 | Canada | 67.9 | 21,900,000 | 32,251,238 |
10 | Norway | 67.8 | 3,140,000 | 4,632,911 |
11 | Singapore | 67.2 | 2,421,800 | 3,601,745 |
12 | Japan | 67.2 | 86,300,000 | 128,389,000 |
13 | Korea, (South) | 67.0 | 33,900,000 | 50,633,265 |
14 | Greenland | 66.5 | 38 | 57,185 |
15 | Switzerland | 66.0 | 4,944,438 | 7,488,533 |
16 | Netherlands | 65.9 | 10,806,328 | 16,386,216 |
17 | Faroe Islands | 64.5 | 32 | 49,598 |
18 | United Kingdom | 62.9 | 37,800,000 | 60,139,274 |
19 | Finland | 62.5 | 3,286,000 | 5,260,970 |
20 | Bermuda | 60.7 | 39 | 64,211 |
Если посмотреть на общемировую «расстановку сил» по количеству населения и пользователей Интернет, то несомненным лидером выступает Северная Америка, на другом «полюсе» аутсайдер Африка. (рис. 1.6[31])
Рис. 1.6. Соотношение населения к числу пользователей Интернет
в различных регионах мира (млн. чел.)
Таким образом, неравномерность доступа населения разных стран и континентов к Глобальной сети очевидна.
Более подробные данные о российской Интернет-аудитории представлены на сайтах:
ðGallup (http://www.gallup.ru),
ðКОМКОН-Вектор (http://www.comcon-2.com),
ðMonitoring.Ru (http://www.monitoring.ru),
ðNua (http://www.nua.ie),
ðIDC Research (http://www.idc.com),
ðРегиональный Общественный Центр Интернет-технологий (http://www.rocit.ru),
ðForeign Broadcast Information Service (http://www.rferl.org).
В России сделаны только первые шаги по освоению обществом виртуального пространства. Уровень информационных взаимодействий российских пользователей в Сети еще значительного уступает американским и европейским, так как развивается в основном стихийно, государство практически не стимулирует онлайновые проекты, если они не касаются государственных институтов. Поэтому по сравнению с США и странами ЕС, информатизация общества в России находится лишь на начальной стадии. Она сдерживается неразвитостью правовой среды, уровнем ИКТ (за исключением крупных городов).
Современные средства коммуникации развиваются в направлении обеспечения возможности для полноценного общения людей, находящихся физически в удаленных друг от друга точках. Однако использование в коммуникации электронных средств передачи информации не только предоставляет возможность осуществления коммуникации как таковой, визуализации образа собеседника и получения вербальных ответов в режиме реального времени. С использованием современных электронных средств передачи информации возникают новые социальные и психологические феномены и, соответственно, новые возможности в области развития коммуникации.