Особенности общения детей в группе дошкольников

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес общения с которым постепенно увеличивается.

Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок-взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок-сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства. [7; С. 214]

В детском саду дети все больше расширяют свой опыт взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнерами по играм и другим видам совместной деятельности детей, но и партнерами по личностно значимому для них общению друг с другом [6; С. 76].

В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает, ― если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

Развивается и групповая дифференциация, в группах выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе симпатии. Выделение звезд, предпочитаемых и отверженных детей, также как и постоянство статуса групповой иерархии, является важными показателями при диагностике [3; С. 76].

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится более важным их отношение к нему.

Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становятся одним из действенных мотивов поведения. Особенно дети стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе [13; С.15].

Хотя дошкольная группа еще не коллектив в полном смысле этого слова, так как в ней нет «органов коллектива» - организует группу в основном воспитатель, и она не выполняет социально полезной деятельности, но вместе с тем имеет и определенные «преимущества» по сравнению с группой школьников. В различных видах совместной деятельности здесь в гораздо большей степени, чем в школе, возможно объединение детей по собственному желанию и установление избирательного длительного и интимного общения.

Группа детского сада является малой, или контактной группой, к ней приложимы и определение малой группы в социальной психологии, и общие социально-психологические закономерности. Специфика дошкольной группы в том, что ее члены находятся под значительно большим воспитательным влиянием педагога, чем дети школьного возраста. Группа детского сада - целостное образование, «развивающийся социальный организм», она представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой.

Как показывают исследования советских психологов в любой малой группе, в том числе и в дошкольной, существует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся. Длительность существования и стабильность состава, частота контактов, общность важной для всех деятельности, единство ценностных ориентаций – основные общие характеристики малой группы.

В социометрической структуре наиболее полно отражаются групповые межличностные отношения. Изучением формирования отношений в детском коллективе занимались многие учёные: Божович Л. И., Коломинский Я. Л., Мясищев В. Н., Новикова Л. И., Страхов И. В., Уманский Я. И., Шнирман А. Д., Якобсон П. М. и др.

Воспитатель не может в полной мере судить по поведению и общению детей в группе об их предпочтениях, по тому что желание ребенка играть и дружить с симпатичными ему сверстниками не всегда моет реализоваться, то есть желаемое и реальное общение совпадают лишь частично.

Репина Т. А. [10; С. 94] считает возможным использование социометрии в дошкольных группах. Она говорит о том, что это один из распространенных методов, вскрывающих межличностные отношения. Структура группы, выявляющаяся с помощью этого метода, получила название социометрической структуры.

А.В. Петровский, констатируя широкое распространенные метода социометрии в исследованиях советских психологов, справедливо отмечает, что «обращение к социометрии не есть дань моде. На сегодняшний день это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе».

Хотя социометрический метод имеет свои преимущества, заключающиеся в быстроте и простоте диагностической процедуры, возможности количественного подхода в изучении трудно выявляемых простым наблюдением избирательного отношения членов малой группы и получении достаточно надежных и объективных результатов, но его данные, как указывает ряд исследователей (Коломенский Е.Л., Петровский А.В., Уманский Л.И. и др.), должны быть дополнены результатами изучения взаимоотношений, проявляющихся в деятельности членов группы и их взаимооценках.

При разработке социометрических методик применительно к детям дошкольного возраста встает немало трудностей, обусловленных с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой - условиями жизни в детском саду.

Первые трудности связаны с тем, что дошкольникам иногда сложно понять словесную инструкцию взрослого, осознать свои избирательные отношения, принять экспериментальную задачу и обосновать свои выборы. (Правда есть и преимущества при экспериментировании с дошкольниками: их большая непосредственность по сравнению с детьми старшего возраста, неумение говорить неправду при обосновании социометрических выборов).

Трудности второго вида вызвана тем, что в группе детского сада практически никогда не присутствуют 100% детей. В осеннее – весенний сезон учащаются простудные заболевания, в летний – многие дети не посещают детский сад в связи с отпусками родителей. Поэтому при проведении социометрического эксперимента с дошкольниками чрезвычайно трудно уловить момент, когда присутствует максимальное количество детей, и, естественно, приходится отказываться от требования, чтобы в наличии были все члены группы. А в связи с этим усложняется обработка полученных данных, т. к. выборы, которые делают присутствующие, распространяются на всех членов группы (включая отсутствующих) [10; С.95].

С точки зрения Терещук Р. К. [11; С.74], социометрическая методика неадекватна для решения проблемы определения взаимоотношений, особенно применительно к детям дошкольного возраста. Лисина М. И. указывает на необходимость относиться с большой осторожностью к социометрическому измерению взаимоотношений у маленьких детей и характеристике дошкольной группы как «малой группы». Применение социометрической методики у дошкольников основано на молчаливом предположении о том, что взаимоотношения в группе дошкольников подобны аналогичным явлениям у старших детей и у взрослых, и потому их можно изучать одними и теми же приемами. Социометрия, по-видимому не может учесть всех особенностей дошкольников: эта методика вынуждает дошкольника к выбору, даже если у него отсутствуют те психологические основания, которые управляют выбором у старших детей. Поэтому акт выбора у ребенка дошкольного возраста может в действительности быть артефактом.

В социометрии выбор товарища для какой-то активности не раскрывает и саму природу той связи между детьми, которая с ее помощью обнаруживается. Ведь выбор партнера полностью отсечен от реального взаимодействия с ним.

По мнению Терещук Р. К. [11; С. 75], основной путь установления взаимоотношений в дошкольной группе и определение причины тяготения между детьми заключается в том, чтобы акт выбора, отсекаемый в социометрии от последующего реального взаимодействия детей, сопровождать их деятельностью и с помощью наблюдений в стандартизированных условиях прослеживать, как складывается общение между ровесниками. Это также позволит сопоставить словесный ответ ребенка с действительным его отношением к сверстнику, т. к. анализ фактов показывает существенное несовпадение выбора партнера в воображаемой и реальной ситуациях. Коломинский Я. Л. считает, что совпадение между вербальными и реальными выборами не может быть полным в силу того, что социометрический выбор измеряет не процесс реального общения, а вербально выраженные отношения членов группы друг к другу. Социометрические результаты информируют не столько об актуальных, сколько о желаемых отношениях.

Избирательность во взаимоотношениях дошкольников еще не устойчива. Под устойчивостью избирательного отношения к сверстнику нами понимается сохранение во времени (в первых и вторых выборах) предпочтительного отношения к одному и тому же ребенку. Полученные материалы показали, что отношения к партнеру изменяется в рамках одного месяца [11; С. 77].

Мы, со своей стороны, посчитали возможным использовать социометрическую методику для целей нашего исследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: