Тренинг, как один из эффективных методов обучения

В системе Банка России

Рассмотрим некоторые тренинги результативного управления, которые включают: знания и навыки, влияние и авторитет (для руководителей подразделений территориальных учреждений и работников, состоящих в резерве на должности руководителей подразделений).

     Цель: систематизация управленческих знаний, развитие управленческих навыков и отношений сотрудничества участников.

         

     Краткое содержание. Организация деятельности подразделения: планирование и распределение нагрузки, организация исполнительской деятельности работников, мотивация, оценка, контроль. Социально-психологический аспект результативного управления: коммуникации, лидерство, динамика развития группы. Руководство достижением целей. Принятие решений. Принципы формирования авторитета руководителя. Концепция позитивного лидерства. Источники власти и стратегия влияния. Способы конструктивного обращения с конфликтным поведением работника, навыки толерантности и противодействия силовому давлению. Группы и команды. Динамика развития команды. Функции лидера в команде.

     Ниже приведены некоторые методики тренингов, ориентированных на развитие управленческих навыков работников Центрального Банка.

Упражнение №1 «Доверие»

Цели упражнения:

· настроить участников на рабочий лад;

· подвести группу к теме «делегирования полномочий»;

· показать обучающимся важность доверия между руководителем и подчиненным.

Необходимые материалы: стулья – преграды, повязки на глаза (в 2 раза меньше количества участников).

Время проведения: 10 минут

Методика: все участники разбиваются на пары.Одному из пары завязывают глаза. По комнате расставляются «препятствия» (стулья, столы). Задача участника с незавязанными глазами – водить партнера по комнате так, чтобы он не задевал другие пары и «препятствия». Через 5 минут участники меняются ролями.

Анализ упражнения.

Вопросы для участников:

1. В какой роли вам было комфортнее (слепого или поводыря)?

2. Какие чувства вы испытывали, когда вас вели с завязанными глазами?

3. Какие чувства вы испытывали, когда вы вели партнера с завязанными глазами?

Комментарии: очень часто руководители пытаются сами выполнить всю работу, так как считают, что никто другой лучше их этого сделать не сможет. Им страшно доверять своим подчиненным. Многие участники почувствовали это на себе, выполняя упражнение. Страшно положиться на своего партнера. Завязанные глаза как раз символизируют полное доверие, отсутствие контроля над внешней ситуацией. Упражнение оказало сильное психологическое воздействие на участников – вообще упражнения, в которых есть телесный контакт (прикосновения, пожатия), как правило, ощутимо влияют на участников. Ведь в первую очередь мы воспринимаем мир, физически контактируя с ним.

После этого упражнения был проведен тест «Делегирование полномочий».

Методика: ответьте на приведенные ниже 10 вопросов. Отметьте один из вариантов – да/нет. Отвечайте предельно искренне, эта информация будет вам полезной.

Вопрос да нет
1 Делегируете ли Вы полномочия своим подчиненным?    
2 Проверяете ли Вы, правильно ли понял Ваш подчиненный делегированную задачу?    
3 Делегируя задачу подчиненному, четко ли ставите сроки ее выполнения?    
4 Мотивируете ли Вы подчиненных к выполнению делегированной задачи?    
5 Объясняете ли Вы подчиненному, как эта задача связана с целями и задачами компании?    
6 Контролируете ли Вы выполнение делегированной задачи?    
7 Можете ли Вы и Ваш подчиненный измерить результаты и продвижение к цели?    
8 Выполнимы (реальны) ли делегируемой задачи?    
9 Получаете ли Вы согласие подчиненного на выполнение делегируемой задачи?    
10 Довольны ли Вы тем, как выполняются делегируемые Вами задачи?    

 

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы.

Ключ к тесту «Делегирование полномочий»

1-5 – обычная картина для России. Честно ответили на вопросы теста – а это уже первый шаг к исправлению ситуации. Удачи!

6 -8 – неплохие результаты, это норма.

8 -10 – поздравляем! Вам и Вашим подчиненным повезло (если, конечно,

вы искренне отвечали на вопросы).

Этот тест каждый из участников оставят себе для самоанализа.

Упражнение № 2 «Игра в ассоциации»

Цели упражнения:

1. Подвести участников к теме «Оценка и обратная связь»;

2. Повысить активность и вовлеченность участников;

3. Дать каждому участнику возможность получить оценку и обратную связь от коллег.

Необходимые материалы: карточки с именами участников в двух экземплярах.

Время проведения: 20 минут.

Методика: каждому участнику выдается по 2 карточки с заранее записанными на них именами участников тренинга. Задача каждого – написать все возможные ассоциации, связанные с этими людьми. Каждый участник по очереди записывает свои ассоциации на карточки с именами других. Через 5 минут каждый по кругу зачитывает ассоциации. Задача группы – понять, о ком идет речь.

Анализ упражнения.

Вопросы для участников:

1. Удивило ли кого-то, как его оценивают окружающие?

2. Важно ли вам, как оценивают вас другие?

3. Были ли какие-то ассоциации обидными для вас?

4. Оцениваете ли вы ваших подчиненных? Каким образом?

Участники тренинга, стоящие в резерве на должность руководителей подразделений столкнулись в этом упражнении с сопротивлением. Одна из участниц сказала, что все ассоциации были «мягкими и ненастоящими». Многие, боялись обидеть друг друга, писали нейтральные ассоциации, хотя было бы интереснее, если бы участники были честнее. Необходимо подчеркнуть важность присутствия каждого члена группы – главная задача тренера.

                                              


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: