Методические указания

Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимо­действия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются ин­дивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы, фазы. Изучите их. Обратите внимание, прежде всего, на функции общения. В целом мож­но выделить: информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.

В психологии выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» - формальное общение.

2. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содер­жания, и средства общения социальными ролями партнеров по обще­нию (врач и пациент, контролер и пассажир и т. д.).


 

3. Светское общение определяется формальной вежливостью. Лю­ди фактически не общаются, а как бы исполняют ритуал, говоря то, что
положено в определенных ситуациях.

4. Духовное межличностное общение, при котором раскрываются
глубокие структуры личности. Духовное общение характеризуется пол­ным взаимопониманием.

5. Деловое общение, целью которого является организация и оптимизация того или иного вида предметной деятельности: производствен­ной, научной, коммерческой, учебной и др.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

1.перспективную - процесс восприятия друг друга партнерами по общению;

2.коммуникативную - процесс обмена информацией;

3.интерактивную - процесс взаимодействия партнеров по обще­нию.

В развернутом виде в общении можно выделить следующие этапы:

а)          установление контакта;

б)          ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.);

в)          обсуждение вопроса, проблемы;

г)          принятие решения;

д)         выход из контакта.

В деловом общении эта схема может быть как свернутой, обратной, так и полной, подробной.

Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.

В деловом общении важное значение имеет правильное планирова­ние и ведение бесед, совещаний.

В специальной литературе изучите основные правила проведения бесед и совещаний.

Деловые беседы, совещания надо стараться проводить за час-полтора. Если время совещания затягивается, значит, оно плохо подго­товлено. Коллективное решение вопросов - исключение из правил, а не правило. Нет необходимости всем руководителям нести ответствен­ность за все дела. Коллективная ответственность, как правило, провали­вает решение вопроса. Каждый должен отвечать за свой участок рабо­ты. Не получится толкового обсуждения вопроса, если на беседу, сове­щание вы пригласите 20-30 человек. Выступлений будет много, а ре­зультатов, как правило, никаких. Если вы хотите решить серьезную проблему, то пригласите тех специалистов, которых она непосредст­венно касается.


 


36


37


Прежде чем принять решение о проведении совещания, задайте се­бе следующие вопросы:

- нужно ли это совещание;

- что вы хотите на нём решить;

- нельзя решить вопросы лично вам;

- сколько человек, кого конкретно нужно пригласить;

- сколько времени потребует обсуждение вопроса.

Важным моментом делового общения являются телефонные пере­говоры. По телефону можно сделать очень многое: провести перегово­ры, отдать распоряжение, изложить просьбу и т. д. Очень часто первым шагом на пути к заключению делового договора является телефонный разговор. К деловому телефонному разговору надо тщательно готовить­ся. Плохая подготовка, неумение выделить в нем главное, лаконично, емко и грамотно излагать свои мысли приводят к значительным поте­рям рабочего времени.

Изучите в специальной литературе основные правила ведения те­лефонных разговоров.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие и основные функции делового общения.

2. Назовите основные этапы делового общения.

3. Каковы правила проведения совещаний, переговоров, бесед?

4. Какие существуют правила деловых телефонных разговоров?








Практическое занятие 4. Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед.

Задание 4. Составить конкретный план проведения совещаний, бе­седы, переговоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: