Организация проектной деятельности в школе

Метод проектов

принципы, особенности, характеристики

Некоторые российские исследователи полагают, что отличительной чертой нового столетия является его «всепронизывающая проектность». Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления.

Проективность — образовательная тенденция будущего.

Проект - это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач.

Исследователи по разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дж. Дьюи трактует метод проектов «как способ обучения через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируй «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Е.Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Сиденко А.С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов.

Метод проектов, по И.Чечелю, — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Полат Е.С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний.

Метод проектов — это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Метод проектов обладает рядом важных характеристик:

• концептуальность;

• системность;

• воспроизводимость;

• универсальность.

Прежде всего, ему присуща концептуальность, то есть опора на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований. По этому параметру описываемый метод, безусловно, уходит своими корнями в основные постулаты гуманистической педагогики, ставящей во главу угла необходимость разностороннего, свободного и творческого развития ребенка.

Данный метод черпает свое целеполагающее обоснование, опираясь на принципы педагогики свободного воспитания и педагогики сотрудничества. Главной отправной точкой метода является необходимость природосообразного построения учебной работы, созданий условий для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта.

Кроме того, метод проектов отвечает требованию системность, то есть представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций, обусловленных тройной логической схемой. Метод описывает этапы выполнения учебного исследования, роли, которые отводятся в нем ученику и учителю, способы их взаимодействия, критерии оценки работы.

Еще одной важной характеристикой метода проектов, позволяющей рассматривать его как самостоятельную образовательную технологию, является его воспроизводимость. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов категорий и при, изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом смысле несет в себе черты универсальности.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

В связи с этим представляется важным выделить характерные черты разных образовательных моделей, определить их особенности, которые могут быть учтены при проектировании.

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного (на сегодняшний день инновационного): так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой.

В таблице №1 приведены сравнительнье особенности «знаниевой» и «способностной» (для простоты и краткости будем называть их так) педагогики.

Параметры сравнения   «Знаниевая педагогика» Способностная» педагогика
Цель Формирование знаний, умений, навыков. Развитие личности, способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятёльности новые продукты - проекты.
Интегральная характеристика   «Школа памяти»   «Школа развития»
Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект-объектный   Субъект-субъектиый  
Девиз педагога   «Делай как я»   «Я вместе с тобой», «Не навреди»
Характер и сталь взаимодействия   Авторитарность, монологичость, закрытость   Демократичность, диалогичность, открытость,. рефлексивность
Формы организации   Фронтальные, индивидуальные   Групповые, коллективные
Методы обучения   Иллюстративно- объяснительные, информационные   Проблемные: - проблемного изложения; - частично-поисковый, - эвристический; - исследовательский, - рефлексивный
Ведущий принцип   «Продавливание»   «Выращивание»
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником.   Репродуктивный, воспроизводящий   Продуктивньий, творческий, проблемный
«Формула обучения»   Знания - репродуктивная деятельность   Проблемная деятельность -рефлексия - знания
Способы усвоения   Заучивание, деятельность по алгоритму   Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
Функции учителя     Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний   Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся
Позиция ученика   Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту   Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

 

Методологические принципы проектного обучения:

• процесс работы не менее важен, чем ее результаты;

• учебный процесс строится не на логике изучаемых предметов, а логике деятельности;

• опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;

• допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех учащихся;

• комплексный характер системы проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника;

• система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к ее результату; гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей.

Имеются все основания говорить о существовании стройной классификации проектов в зависимости от ряда типологических принципов:.

• по количеству участников проект может быть индивидуальным или групповым;

• по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные и межпредметные;

• по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты;

• по доминирующему виду проектной деятельности существуют информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные) проекты.

Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределение ролей).

5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения;

• обсуждение методов исследования;

• оформление конечных результатов;

• анализ полученных данных;

• подведение итогов;

•корректировка;

• получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.).

Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся. Что в таких случаях требуется от учителя? Это:

• умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

• владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

• переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритёт разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того;

• владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

• способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;

• умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;

• владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);

• наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется:

• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

• владение компьютерной грамотностью, что предполагает:

умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

 • владение коммуникативными навыками;

• умение самостоятельно интегрировать ранее полученные по разным учебным предметам для решения познавательных

Как видно из сказанного, требования к участникам проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами хорошего тона», без чего групповая работа просто невозможна. К ним, думается, следует отнести прежде всего:

• доброжелательность при всех обстоятельствах; обязательность в вьшолнении всех заданий в оговоренные сроки; взаимопомощь в работе;

• тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер исследования;

• полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как либо оформлены:

— видеофильм; альбом;

- бортжурнал «путешествий»;

— компьютерная газета;

— альманах;

— доклад;

— рекламный проспект;

— набор открыток;

— планшет;

— плакат;

— инструкция и т.д.

Таковы принципы, особенности характеристики метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.

Как организовать работу над проектами в реальных условиях школьного обучения?

 

Этапы Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность педагога
I. Начинание   Определение темы, утонение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы Уточняют информацию, Обсуждают задание. Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.
2. Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.
3. Исследование Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой - штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности, Выполнение проекта. Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
4. Защита проектов. Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
5. Рефлексия Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).
6. Презентация Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения. Демонстрация. результата продукта. работы над проектом. Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта. Наблюдает, обобщает, резюмирует.

 

Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.

В практике своей работы педагоги школы используют два подхода:

1. Связь проектов с учебными темами (на уроке).

2. Использование проектов во внеурочной деятельности (на факультативах на свободной самостоятельной деятельности, в рамках НОУ, Академии школьных наук и т.д.).

Для формирования проектных умений мы используем два вида урочных занятий.

Первый видпроектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством». Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид — урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация — важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Надо приучать учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, то ты должен рассказать, что получилось, сделать вывод, разрекламировать (представь аудитории, публике) свою работу.

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности, или какой-либо части проекта.

Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в рамках:

• факультативов;

• кружков;

• элективных курсов;

• курсов по выбору;

• свободной самостоятельной деятельности;

Научного общества учащихся (НОУ);

• Академии школьных наук;

• подросткового клуба;

· школьной газеты «Алые паруса».

Результатом проектной деятельности являются сформированные в школьный период проектные умения. Они группируются, исходя из опыта автономного поведения (автономность) и опыта межсубъектного взаимодействия (совместность) учащихся.

К таким проектным умениям относятся:

• умение — проблематизация;

• умение — целеполагание;

• умение — планирование;

• поисковые (исследовательские) умения;

• коммуникативные умения;

• презентационные умения;

• рефлексивные умения.

Таково основное содержание схемы Х2. данная система организационно-методической поддержки проектной деятельности создает реальные предпосылки для ее успешного осуществления и выводит все звенья школьной структуры на качественно новый уровень взаимодействия.

Организация проектной деятельности в школе

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени образования.

Особенностью программы детского сада при МОУ является проектная организация учебно-воспитательного пространства:

• педагоги ДОУ объединяют серию занятий по нескольким дисциплинам единым проектом. Особый интерес представляет интеграция следующих дисциплин: естествознание, развитие речи, изобразительное искусство;

• проекты рассчитаны на среднюю продолжительность;

• проекты могут выполняться внутри одной группы, объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад;

• проектирование ориентировано на совместную деятельность педагогов и детей в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей и родителей;

• результатом работы дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады и т.д.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной щколе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 - 11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтения межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

В школе выполняются различные типы проектов:

краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные; монопредметные и межпредметные; индивидуальные, парные и коллективные; практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие и ролевые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: