Глава 3. Перспективы формирования доходов федерального бюджета РФ на 2008 год и на период до 2010 года

В основе разработки проекта федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.

Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме перспективного финансового плана, опыт которого был реализо­ван на трехлетний период - 2008-2010 гг.

Основными отличительными особенностями подго­товки проекта федерального бюджета на 2008-2010 гг. явля­лись: планирование и утверждение бюджета на трехлетний период в форме закона, структурное изменение доходов бюджета (группировка на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы).

При формировании нефтегазовых доходов на 2008 г. и на период до 2010г. учтены поступления от уплаты: на­лога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (в части подлежащих зачислению в федеральный бюджет); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный; товары, выработанные из нефти.

Выделение нефтегазовых доходов в отдельный сег­мент доходов бюджета вызвано значительной степенью зависимости экономики и государственных финансов как от мировых цен на углеводородное сырье, так и в целом от развития российского сырьевого сектора.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г»: если в 2007г. нефтегазовые дохо­ды оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. - они сократятся до 5,2% ВВП.

Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составят: в 2008 г. - 2 383,1 млрд. руб. (6,8% к ВВП), в 2009 г. -  2 351,9 млрд. руб. (5,9% к ВВП) и 2010 г. - 2 348,3 млрд. руб. (5,2% к ВВП).

Неустойчивая конъюнктура, в первую очередь на мировом рынке нефти, создает серьезные риски испол­нения бюджетных обязательств. В связи с этим, специ­фическая природа нефтегазовых доходов определила не­обходимость особого режима управления этими дохода­ми путем создания специализированных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостоя­ния).

Построение «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов, снижая их зависимость от колебаний внешней конъюнктуры.

При формировании доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг. учитывались сценарные условия социаль­но-экономического развития РФ, а также основные на­правления налоговой и бюджетной политики.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на пла­новый период до 2010 года» прогнозируемый объем дохо­дов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.

Прогнозируемое в 2008 г. изменение величины ос­новных макроэкономических показателей в целом окажет положительное влияние на формирование доходов феде­рального бюджета.

Положительная динамика поступлений в федераль­ный бюджет, главным образом, будет связана с ростом ВВП и увеличением внешнеторгового оборота.

Согласно прогнозу социально-экономического раз­вития РФ на период до 2010 г., внешнеэкономическая дея­тельность в ближайшие три года будет характеризоваться динамичным развитием импорта и некоторым замедлением экспортной деятельности. При этом снижение объемов экспорта наблюдается не по всем группам товаров. Так, например, по оценкам Минэкономразвития России, фи­зические объемы экспорта топливно-энергетических това­ров будет расти в среднесрочной перспективе.

На формирование доходов федерального бюджета кроме макроэкономических факторов существенное вли­яние будет оказывать изменение законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах.

Так, с 2008 г. должен быть изменен порядок налогообло­жения доходов организаций, полученных в виде дивидендов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций пре­дусмотрено по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации в российской или в иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предлагается установить в виде доли участия организации не менее 50%, при обязательном выпол­нении условия, согласно которому такая доля в абсолютном выражении будет составлять не менее 500 млн. руб.

С 1 января 2008 г. согласно Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обя­занности налоговых агентов) налоговый период по нало­гу на добавленную стоимость устанавливается как квар­тал. В настоящее время согласно ст. 163 НК РФ налого­вый период установлен как календарный месяц, а для налогоплательщиков (налоговых агентов), у которых ежемесячная сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн. руб. - как квартал.

Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация коснется ставок по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной про­дукции (включая вина), спирту и спиртосодержащей про­дукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.

Кроме того, подготовлены поправки в части налого­обложения доходов физических лиц, которые должны всту­пить в действие с 1 января 2008 г. Речь идет о снижении ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо отметить следующее. Изменения нало­гового законодательства в части взимания налога на дохо­ды физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на фор­мирование доходов консолидированных бюджетов субъек­тов Российской Федерации. Это связано с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объе­ме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты субъектов РФ с последующим распределением между ре­гиональными и местными бюджетами согласно нормати­вам, установленным соответствующими статьями БК РФ.

По своей величине основными источниками дохо­дов федерального бюджета являются: налог на добавлен­ную стоимость (НДС), налог на добычу полезных иско­паемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, тамо­женные пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.

Поступления НДС в федеральный бюджет составят:

в 2008 г. - 2 168,5 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.;

в 2009 г. - 2 797,6 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1 006,4 млрд. руб.;

в 2010 г. - 3 221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1 149,4 млрд. руб.

При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ учиты­вались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.

В основном расчет поступлений НДС базируется на определении размера следующих показателей: суммы на­лога (в 2008 г. - 16 101,7 млрд. руб.), исчисленного исходя из валового объема выручки налогоплательщиков и сум­мы налоговых вычетов за соответствующий период (об­щая сумма налоговых вычетов в 2008 г. прогнозируется в размере 14 860,6 млрд. руб.). При этом налоговые вычеты объединены в группы по соответствующим признакам.

Во-первых, это налоговые вычеты, предъявляемые под­рядными организациями при проведении капитального стро­ительства. Расчетная сумма налоговых вычетов по указанной группе в 2008 г. определена в размере 270,2 млрд. руб.

Во-вторых, налоговые вычеты по операциям, свя­занным с внешнеэкономической деятельностью налого­плательщиков. Сумма налоговых вычетов в 2008 г. может составить 1 199,9 млрд. руб., из них: по товарам, ввозимым на территорию РФ, - 527,8 млрд. руб.; по операциям, свя­занным с реализацией товаров на экспорт, - 672,1 млрд. руб.

В-третьих, самая большая и разнообразная группа по своему составу -  прочие налоговые вычеты, сумма кото­рых в 2008 г. может составить 13 390,5 млрд. руб.

При расчете НДС кроме налоговых вычетов, умень­шающих поступление налога в бюджет, также предусмот­рены суммы, подлежащие возмещению в связи с приме­нением специального налогового режима  - «Система на­логообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Прогнозируемое в 2008 г. возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции оце­нивается в размере 6,7 млрд. руб.

В связи с изменением налогового законодательства и введением поквартальной уплаты налога, в 2008 г. веро­ятны дополнительные потери в размере 228,7 млрд. руб.

Кроме того, при прогнозировании НДС учитывается корректирующий коэффициент, который отражает средний уровень собираемости, сложившийся за предыдущие годы.

Вместе с тем, в 2008 г. возможны дополнительные поступления до 329,0 млрд. руб. в связи с уплатой налога по результатам контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами.

При расчете НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в качестве базового показателя принимается прогнозируемый на среднесрочную перспекти­ву объем импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участ­ников СНГ и Республики Беларусь, который корректируется на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Особенностью прогнозирования НДС по ввозимым товарам является то, что объемы внешнеторговых опера­ций, а именно их стоимостный эквивалент, определяется в долларах. Исходя из чего, при расчете налога необходи­мо учитывать среднегодовой курс доллара. И как показы­вает сложившаяся практика, перечисленные показатели (объем импорта и курс доллара) оказывают влияние на фор­мирование величины налога в большей степени, чем про­чие, к числу которых относятся: товарная структура импор­та, размер средневзвешенных ставок таможенных пошлин, суммы акцизов по подакцизным товарам и другие.

Доходы федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, планируемые на трехлетний пери­од, должны составить: в 2008 г. - 534,5 млрд. руб., в 2009 г. - 587,6 млрд. руб. и 2010 г. - 645,1 млрд. руб.

Особенностью прогнозирования налога является то, что налоговым законодательством предусмотрено приме­нение различных ставок налога в зависимости от вида до­хода, получаемого налогоплательщиками. Учитывая эти особенности, прогнозируемый объем прибыли организа­ций группируется по определенным признакам, напри­мер: прибыль от обычных видов деятельности; доходы, полученные в виде процентов по государственным и му­ниципальным ценным бумагам; прибыль, полученная иностранными организациями.

В 2008 г. сумма налога на прибыль по обычным ви­дам деятельности, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, определена в размере 456,0 млрд. руб. Налог по иным видам доходов (облагаемым по ставке 20%, 15% и 9%) может составить 52,3 млрд. руб. А с учетом уровня собираемости налога, ожидаемые поступления могут со­ставить примерно 96% от прогнозируемого объема.

Кроме того, в 2008 г. возможны потери бюджета в связи с изменением налогового законодательства - при­менения налоговой ставки в размере 0% по доходам, по­лученным в виде дивидендов российскими организация­ми, при стратегическом участии в российской или иност­ранной организации, выплачивающей дивиденды.

Вместе с тем, ожидаются дополнительные поступ­ления в результате повышения эффективности работы налоговых органов (в части контроля за соблюдением на­логоплательщиками налогового законодательства) и улучшения администрирования налога.

Поступления от уплаты НДПИ на среднесрочный период планирования ожидаются: в 2008 г. - 868,5 млрд. руб., в 2009 г. - 851,9 млрд. руб., в 2010 г. - 849,9 млрд. руб.

Сложность прогнозирования НДПИ заключается в том, что налогообложению подлежит весьма широкий спектр по своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.

Для целей прогнозирования налога выделяют две основные группы полезных ископаемых: углеводородное сырье (с выделением нефти, газа горючего и газового кон­денсата в отдельные подгруппы) и прочие полезные ис­копаемые.

Расчет НДПИ осуществляется на основе метода мно­гофакторного прогнозирования, следовательно, во многом зависит от того, насколько верно определена величина ба­зовых показателей, к числу которых относятся: прогнози­руемые объемы добычи полезных ископаемых (по видам полезных ископаемых), цена на нефть марки «Urals», сред­негодовой курс доллара, уровень собираемости.

Кроме того, при прогнозировании НДПИ учитывают­ся некоторые специфические особенности. Например, при­менение: налоговой ставки в размере 0% на добычу полез­ных ископаемых в виде нефти для новых месторождений; понижающего коэффициента к налоговой ставке, характе­ризующего уровень разработанности запасов по месторож­дениям нефти, со степенью выработанности выше 80 %; коэффициента 0,7 для налогоплательщиков, осуществив­ших за счет собственных средств поиск и разведку разраба­тываемых ими месторождений полезных ископаемых.

В 2008 г. доходы федерального бюджета от уплаты НДПИ ожидаются: по углеводородному сырью - 860,7 млрд. руб. (в том числе по нефти - 761,2 млрд. руб., по газу природному и газовому конденсату - 91,2 млрд. руб. и 7,8 млрд. руб. со­ответственно); по прочим полезным ископаемым - 7,8 млрд. руб.

На протяжении многих лет важнейшей статьей до­ходов федерального бюджета остаются таможенные по­шлины. В ближайшие годы, по оценкам Минэкономраз­вития России, сохранится динамичное развитие внешне­экономического сотрудничества, что окажет позитивное влияние на формировании доходов федерального бюдже­та. В среднесрочной перспективе за счет поступлений та­моженных пошлин будет обеспечена примерно третья часть доходов бюджета.

Доходы бюджета от уплаты таможенных пошлин составят:

в 2008 г. - 2 050,7 млрд. руб., в том числе вывозные таможенные пошлины 1 557,1 млрд. руб.;

в 2009 г. - 2 086,7 млрд. руб., в том числе вывозные таможенные пошлины 1 542,1 млрд. руб.;

в 2010 г. - 2 129,9 млрд. руб., в том числе вывозные таможенные пошлины 1 541,8 млрд. руб.

Как в настоящее время, так и на предстоящий пери­од, с точки зрения формирования доходов федерального бюджета, наибольшее значение имеет развитие экспорт­ной деятельности. Удельный вес вывозных таможенных пошлин в ближайшие три года будет составлять более 70% от всей суммы таможенных пошлин. При этом традици­онно важнейшей статьей доходов по экспортным пошли­нам останутся пошлины на топливно-энергетические товары (нефть сырую, природный газ и нефтепродукты).

Доходы федерального бюджета, в части уплаты вы­возных таможенных пошлин, в значительной мере зави­сят от уровня цен на товары топливно-энергетической группы и, в первую очередь, на нефть и газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья.

Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на среднесрочный период ожидается сни­жение цены на нефть к 2010 г. до 50 $ за баррель, и по сравнению с 2006 г. может снизиться почти на 18%. Кро­ме того, также возможно снижение среднегодовых цен на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья.

Вместе с тем, влияние отрицательной динамики формирования цен на нефть и газ природный в некото­рой степени будет компенсировано ростом физических объемов экспорта указанной группы товаров.

Доля прочих доходов федерального бюджета в ближай­шие три года будет составлять немногим более 15%, несмот­ря на достаточно обширный перечень видов доходов.

Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по срав­нению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяю­щим основные бюджетные проектировки. Во-первых, за­кон предполагает гарантию реализации выбранных на­правлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вто­рых, повышает ответственность органов власти за выпол­нение возложенных на них функций.

С другой стороны, при утверждении характеристик федерального бюджета в форме закона, к качеству органи­зации бюджетного процесса предъявляются более высокие требования, в том числе, к стабильности государственной политики и ее ориентации на решение стратегических за­дач социально-экономического развития, достоверности макроэкономического прогнозирования. В первую оче­редь, необходима высокая степень уверенности в стабиль­ности экономических условий, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Значительная степень зависимости до­ходных источников федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее время, со­здает достаточно высокие риски выполнения параметров, заложенных в федеральном бюджете[10].

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения работы была изучена сущность и содержание государственных доходов, их формы и виды. Проведен подробные анализ доходной части бюджета города Санкт-Петербург, как города федерального значения. Москва и Санкт-Петербург имеют сходную структуру муниципального устройства, они сопоставимы по характеру формирования доходной части, что позволило провести прямое сопоставление доходной части Москвы и Санкт-Петербурга на 2006 год. На основании результатов бюджетной политики, которые были достигнуты за прошедший период, также на основании перспективных направлений развития бюджетной системы были намечены перспективы формирования доходов федерального бюджета РФ на 2008 год и на период до 2010 года.

После выполнения работы были сделаны следующие выводы:

1) основной материальный источник доходов государства - ВВП. Государственные доходы в первую очередь создаются в процессе перераспределения ВВП;

2) Важнейшими инструментами перераспределения денежных средств являются налоги, которые формируют бюджеты государства на 80-90%;

3) в структуре доходов Москвы и Санкт-Петербурга основными источниками доходов бюджета являются: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; налог на имущество организаций; акцизы;

4) доходная часть бюджета Москвы в 2006 годы превысила доходы Санкт-Петербурга в 3,5 раза;

5) налог на прибыль организаций в бюджете Москвы занимает ведущее место - 43,6%, что объясняется зачислением в бюджет столицы прибыли общероссийских предприятий;

6) в 2008 году прогнозируемое изменение величины основных макроэкономических показателей в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета;

7) внешнеэкономическая деятельность в ближайшие три года будет характеризоваться динамичным развитием импорта и некоторым замедлением экспортной деятельности;

8) в ближайшие годы, по оценкам Минэкономразвития России, сохранится динамичное развитие внешне-экономического сотрудничества, что окажет позитивное влияние на формирование доходов федерального бюджета;

9) утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, имеет ряд преимуществ по срав­нению с перспективным финансовым планом. Во-первых, за­кон предполагает гарантию реализации выбранных на­правлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вто­рых, повышает ответственность органов власти за выпол­нение возложенных на них функций.

 

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: