Из опыта работы социального педагога общеобразовательной школы с. Казанка Тоцкого района с семьями неблагополучных подростков

  К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаи­моотношений взрослых и детей - они чаще всего формальны, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учебу, будущее. Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.

В этих условиях нашей школы, перед классным руководителем и особенно перед соци­альным педагогом встали серьёзные задачи, которые прежде решали органы социальной защиты. А именно: социально-экономическая, правовая, психолого-педагогическая поддержка семей, в том числе принимающих детей на воспитание; забота о детях, ли­шённых родительских прав, разработка и реализация программы улучшения здоровья многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов.

Существует множество способов выявления неблагополучных семей, по разным каналам поступает информация о них. Это всевозможные «горячие линии», «телефоны доверия», посещение подростковых дискотек и т.д. Можно назвать некоторые признаки, по которым мы можем судить даже о потенциальном неблагополучии:

- неравный брак, конфликты между чле­нами семьи, приемные родители ребенка, сожители разведённый (одинокий) родитель;

- условия жизни семьи: недостаток жи­лищной площади, безработица, социальная изоляция родителей;

- нежеланный ребенок, трудновоспитуе­мый, неуправляемый, часто болеющий, имеющий физические недостатки.

Только посещая семьи,изучая их, мы совместно с классным руководи­телем вырабатываем программу помо­щи такой семье, создаем временный «буфер», сохранения ребенка в семье, а может, временно выводим его из семьи. В крайних случаях (насилие, полное отсутствие заботы о детях), ставится вопрос о лишении родительских прав и окончательном выведении ребенка из семьи.

Когда социализация ребенка проходит неблагополучно, семья нуждается не только в специальной помощи и поддержке, но и в просвещении, и в образовании. Речь, понятно, идет не о курсах, лекциях, семинарах. Нужно начать с того, что помочь взрослым осознать проблемы своей семьи, ее достоинства и ограничения, помочь получить навыки оптимального взаимодействия родителей со своими детьми – ведь многие просто не умеют общаться с ними. При этом очень важно, чтобы родители группы риска в дальнейшем вошли в единое сообщество класса, школы, микрорайона.

В общем плане мы определяем несколько этапов педагогического просвещения родителей:

- диагностический, позволяющий вы­явить реально существующие пробле­мы семьи, ценностные ориентации ро­дителей, уровень их культуры;

- консультативный, когда в беседе с ва­ми родители определяют свои вопросы, проблемы, удобные для них формы и методы обучения, т.е. делают школе и социальным педагогам свой образова­тельный заказ;

- непосредственно процесс обучения, проходящий в различных формах, в со­ответствии с пожеланиями родителей;

- мониторинговый этап, помогающий проследить результаты обучения, по­нять, насколько они соответствуют по­желаниям и позитивному развитию ро­дителей, семьи в целом.

Эта категория «учеников» сложна, поэтому стоит выделить некоторые требо­вания к педагогам, ведущим обучение ро­дителей. Впрочем, это требования и самой профессии социального педагога: умение создать доброжелательную ат­мосферу, располагающую к диалогу; внимание к проблемам родителей, к их переживаниям; доступность изложения материала; способность к оказанию психологичес­кой поддержки; стимулирование положительного поведения родителей, их контактов со школой, с детьми; способность видеть малейшие достижения и вселять веру в успех.

Не стоит ожидать, что под влиянием этих занятий родители группы риска не­пременно быстро изменятся. Не стоит ждать быстрых результатов. Кропот­ливый труд, общение, помощь, непременно приведут к успеху.

Руководители школ и учителя знают, что есть дети, живущие в хрони­чески проблемных семьях. Особенность таких семей в том, что они, как правило, не высказывают обеспокоенности своим положением, совершенно равнодушны к детям, к помощи со стороны педагогов.

Такие семьи, как правило, привыкли жить с серьёзными кризисами. Отсутствие мотивации к переменам в лучшую сторону вызывает неприязнь ко всем, кто «вмеши­вается» в «их дела». Такие семьи часто на­строены враждебно ко всем и всему, не поддаются влиянию педагогов. Члены таких семей никому не верят, считают себя обиженными, отверженными. При таком устойчивом сопротивлении социальным педагогам проще всего обозначить такие се­мьи как «не поддающиеся» и положиться на служителей закона (милицию, суд, про­куратуру, тюрьму), которые способны обеспечить контроль, пресечь поведение членов семьи, опасное дляобщества.

Для работы с неблагополучной семьей очень мыустанавливаем взаимодейст­вие с различными органами, организациями и специалистами. (таблица 1)

Во-первых, со структурами муници­пальных органов власти (управления образо­вания, здравоохранения, социальной защиты населения, Центр занятости, Комитет по культуре и спорту, МВД, отдел профилакти­ки правонарушений несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних).

Во-вторых, с учреждениями, при­званными помогать семьям. Это кризис­ный и реабилитационный центры, приюты, детские дома, психолого-медико-педагоги­ческая служба, центр по работе с семьёй, наркологический и психоневрологический диспансер и т.д.

В-третьих, со специалистами смеж­ных отраслей - врачами, инспекторами, работниками коммунальных служб, педа­гогами дополнительного образования.

Школа, учителя, социальные педагоги берут на себя роль посредников в налаживании контактов неблагополучных семейс со­циумом, со всеми органами, организациями, специалистами, которые могут оказатьпо­мощь и поддержку неблагополучной семье.


Таблица 1

Некоторые рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей

Доминирующий фактор в характеристике семьи Виды помощи семье и детям Службы, центры, учреждения, специалисты Необходимые документы для оказания помощи
Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи Наблюдение и консультации учителя, психолога, соци­ального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции. Постановка на учёт в ИДН, к подростковому психиат­ру, наркологу Школа, Центр защиты семьи, КДН Направление, характе­ристика учителя, пси­холога, социального педагога
Жестокое обращение с ребенком Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Привлечение к занятиям детско-родительской группы. Постановка на учёт в ИДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье Педиатры, школа, службы, центры, КДН, отдел профи­лактики правонару­шений несовершен­нолетних   Заключение врача, на­правление, заявление, характеристика школы или детсада на ребёнка  
Семья алкоголиков (оба родителя) Наблюдения и консультации психолога образователь­ного учреждения (для детей-подростков). Оказание психиатрической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию по­мощи в учёбе. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного обра­зования (кружки, секции и т.д.). Консультация врача психиатра, нарколога и т.д. Консультирование ребёнка в психолого-медико-педаго­гической комиссии и определение программ обучения. Перевод ребёнка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, центр социально-трудовой адоптации, вечернюю школу, ПТУ и т.д. Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости). Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости) Школа, цент­ры, детский дом, приют, органы здравоохранения, врачи, службы, учи­теля, КДН, ИДН     Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя; ходатайство, медицинское заключение, заявление, характерис­тика уровня усвоения,программы обучения, личное дело ребенка, решение органов опеки и попечительства о лишении родительских прав.
Семья в состоянии развода или после развода Наблюдения и консультации психолога образователь­ного учреждения, социального педагога, учителя. Консультативная помощь психолога и психотерапевта. Вовлечение ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д. Дополнительная помощь в выполнении домашних за­даний, в учебе. Постановка ребенка, но учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу. Привлечение к деятельности класса родителей ребёнка. Помощь ребёнку со стороны его окружения. Помощь ребёнку со стороны сверстников (по реко­мендации учителя). Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму. Использование видеоматериалов для работы с роди­телями (последствие разводов) Школа, центры, службы, консультация психотерапевта. Педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-бытовых условий семьи, генограмма ближайшего окружения,ходатайства (о постановке на учет в ИДН. У психиатра, нарколога с указанием конкретных фактов).
Неполная семья Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополни­тельного образования. Проведение родительского лектория (на радио, теле­видении и т.д.). Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго радетеля. Постановка на учет в учреждения и органы социаль­ной защиты. Привлечение общественных организаций к воспитанию Школа, центры, службы, родственники. Дома творчества, органы социальной защиты. Характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы соцзащиты и другие
Отчужденность родителей из-за занятости Сопровождение ребёнка социальным педагогом. Наблюдение и консультация психолога образователь­ного учреждения. Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др. Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания. Привлечение родителей к занятиям по психологии под­ростка. Помощь ребёнку в умении планировать своё свобод­ное время (соц. педагог, классный руководитель). Помощь родителям в Центре защиты семьи Центры, образовательные учреж­дения, Дворец твор­чества   Карта семьи, рекомендации для родителей, ходатайство об уст­ройстве в центр, заявление родителей, приглашение родителей в центр  
Полная семья, один из родителей пьёт Наблюдения и консультация психолога Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного вос­питания и образования. Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей Привлечение здорового члена семьи иребенка к за­нятиям детско-родительской группы. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Индивидуальная работа социального педагога с каждымиз родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследовани6е подростка у детского психиатра. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагоги­ческую комиссию для определения программы обуче­ния и типа образовательного учреждения. Образовательные учреждения, психолого-медико-педагогические комиссии, детский или подрастковый психиатр, управление здравоохранения и т.д. Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, выписка от участкового педиатра, представление на ребенка на ПМПК, школьные тетради, дневник, рисунки детей, направление детского психиатра, заявление-ходатайство.  
Неполная семья, родитель алкоголик, одинокая мать алкоголичка Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимом ле­чении от алкогольной зависимости. Наблюдения и консультации школьного психолога. Вовлечение социальным педагогом или класснымруко­водителем ребёнка в кружки, секции, библиотеку. Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишенииродителя-алкоголика родительских прав. Направление ребёнка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для оп­ределения уровня его развития и программы обучения. При нарушении подростком правил и норм общест­венной жизни, хулиганстве и правонарушениях воз­буждение дела образовательным учреждением о на­правлении в спецшколу. Центр защиты се­мьи, школа, дома творчества,  КДН, Клубы для детей и подрост­ков, органы здраво­охранения Психологическая ха­рактеристика, педагогическаяхарактеристи­ка, направление обра­зовательногоучрежде­ния, заявление-хода­тайство, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление психиат­ра, акт обследования жилищныхусловий по форме, тетради, днев­ник
  Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов. Индивидуальнаяработа психолога с ребёнком. Помощь учителей ребёнку в учёбе. Консультация психиатра. Возбуждениеобразовательным учреждением ходатай­ство перед органами опеки и попечительства о лише­нии опекунов прав на опеку с последующей переда­чей ребёнка (новые опекуны, приёмная семья, детский дом, приют и т.д.). Направление образовательным учреждением ребенка на медико-психолого-педагогическую комиссию для оп­ределения уровня его развития и программы обучения. Консультация у невропатолога или психиатра. Школы, специ­алист по охране прав детей, центры, психолого-медико-педагогическая рай­онная комиссия, пси­хиатр или невропа­толог, ИДН, КДН Направление, психоло­гическая характеристи­ка, педагогическая ха­рактеристика, тетради, дневник, рисунки, вы­писка из медицинской карты от участкового педиатра, направле­ние невропатолога, психиатр
Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь, педагогически несостоятельные Наблюдение и патронаж семьисоциальным педагогом. Сбор информации о семье и о родственникахсоциальным педагогом, воспитателем Организация встреч родителей и детей с руководителями учреждения. Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения. Помощь со стороны окружения семьи. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях. Организация воспитателями переписки детей и родителей Школы, специалист по охране прав детей, центры, центры, психолого-медико-педагогическая районная комиссия, психиатр, невропатолог, ИНД, КДН Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невропатолога, психиатра.
Родители лишены ро­дительских прав, но дети проживают вместе с ними   Занятия родителей и детей в семейных группах. Оказание материальной помощи детям организациями социальной защиты. Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клу­бы, студии и т.д. Оказание учителями помощи ребенку в учебе. Направление ребенка на психолого-медико-педагоги­ческую комиссию для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением. Организация социальным педагогом посещения ребен­ком нормальной семьи, совместный труд и досуг в ней. Восстановление родственных связей ребенка. Организация социальным педагогом пребывания ре­бенка в семье выходного дня.   ДОУ,школы, Центр защиты семьи, отдел социальной защиты, психолого-медико-педагогическая ко­миссия, родственни­ки, друзья семьи   Карта неблагополуч­ной семьи, план рабо­ты с неблагополучной семьей, направление на психолого-медико-педагогическую кон­сультацию, акт обсле­дования жилищных ус­ловий, ходатайство в органы социальной защиты.
Случаи выявления де­тей, занимающихся бродяжничеством, по­прошайничеством или нахождение брошен­ных детей 02 - милиция приют, отдел по охране и защите прав детей, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование. Другие службы, находящиеся в городе, районе.   Заявление о нахожде­нии ребёнка, телефон­ный звонок о найденных детях в отдел ох­раны и защиты прав детства

 

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней про­блем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

2-й этап: первичное обследование жилищных условий неблаго­получной (проблемной) семьи. (Приложение 1)

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особеннос­тей, её целей, ценностных ориентации.

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

7-й этап: составление карты семьи. (Приложения 2,3)

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересо­ванными организациями (образовательные учреждения, дошколь­ные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подро­стков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.).

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей.

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи.

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Мы не берем на себя функции воспитания, заботы о де­тях, подменяя родителей, так как это по­рождает пассивную иждивенческую пози­цию членов семьи.

Мы сосредотачиваем усилия на чётких, конкрет­ных целях обсудить и разработать кон­кретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

Семьи, в которых находятся опекае­мые дети:

- выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихсябез попечения родителей;

- участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;

- контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

- поддержка семьи опекунов;

- работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;

- защита интересов опекаемых;

- законодательное просвещение.

Многодетные семьи:

- содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитатель­ных функций;

- организация благотворительной помо­щи;

- рекомендации по организации семей­ного досуга;

- профориентационная работа;

- законодательное просвещение.

Неполные семьи

- оказание необходимой помощи в получении пособий;

- психолого-педагогические консультации;

- профилактика асоциально-аморального поведения;

- организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций ГПД, благотворительная помощь и др.;

- законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

- изучение динамики развития проблемы семьи;

- общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;

- законодательное просвещение.

Алгоритм изучения семьи

Приступая к работе с семьей, социальный педагог должен предварительно изучить ее по таким параметрам:

- состав семьи, ее структура (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т.д.);

- жилищно-бытовые условия;

- материальная обеспеченность;

- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый слабый, негативный).

Характер взаимоотношений в семье:

- между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромисс­ные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

- между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелоч­ная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтактность);

- позиция ребёнка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отноше­нием, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находит­ся на положении «Золушки»).

Положение ребёнка в семье:

- Я нужен и любим, и люблю вас тоже;

- Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

- Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;

- Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признани­ем его права, а свои вкусы, мысли, чувства.

Отношение ребёнка к родителям:

- дорожит семейными отношениями;

- родители авторитетны;

- относится пренебрежительно;

- остро переживает драму;

- тяготеет к одному из членов семьи.

И. Щелин рекомендует выделить те проблемы семьи, которые оказыва­ют негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в со­стояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т.д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т.д.).

Помимо работы с неблагополучными семьями мы в нашей школе ведем работу с трудновоспитуемыми детьми.

Для выявления трудновоспитуемых детей мы проводим анкетирование, тестирование, посещение уроков, часов классного руководителя. Результатом такой работы является составление диагностических карт, в которых отражаются успеваемость каждого ребёнка, его психологические особенности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, воля), отношение учащегося к учению (интерес к изучению предмета, общий кругозор, профессиональная ориентация, ориентация на положительный пример, чувство долга и ответственности за учёбу), отношение семьи к развитию учебных возможностей ученика (состояние связей семьи со школой, помощь семьи школе в обучении и воспитании, кем из членов семьи оказывается большее внимание, состояние здоровья ученика), общественную активность выполнение поручений).

Ведётся постоянный контроль за посещаемостью, успеваемостью, поведением и состоянием здоровья.

С детьми проводятся беседы: «Детский травматизм и его предупреждение», «Алкоголь, курение и другие одурманивающие средства», «Загляни в будущее» и другие.

Создание доверительных отношений с ребёнком требует наличия у социального педагога, наряду с психологической техникой, информации о личностных характеристиках ребёнка. Сбор такой информации можно производить по предлагаемой ниже матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребёнка.

 

Ф.И № п/нп Социальные характеристики Балл
Пирогова Алёна 1 Состав семьи ребёнка  
             
    Мать, отец, бабушка, дедушка 5
    Только мать и отец 4
    Мать и отчим, отец и мачеха 3
    Одна мать, один отец 2
    Нет родителей 1
  2 Школьная успеваемость  
    Хорошая 5
    удовлетворительная 4
    Неудовлетворительная 3
    Оставил школу, работает 2
    Оставил школу, не работает 1
  3 Здоровье ребёнка  
    Практически здоров 5
    Часто   болеет   в   пределах нормального развития 4
    Имеет хронические болезни 3
    Отставание в умственном развитии 2
    Имеет врождённые патологии, нервно- психические болезни 1  
  4 Санитарно- жилищные условия жизни семьи  
    Благоустроенная отдельная квартира 5
    Более   одной   комнаты   в коммунальной     квартире     с удобствами   4
    Комната в коммунальной квартире с удобствами 3
    Комната в общежитии, в бараке без удобств 2
  5 Доход семьи  
    Могут практически себе ни в чём не отказывать 5
    Денег хватает, иногда берут в долг 4
    На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности 3
    Живут от зарплаты до зарплаты 2
    Денег до зарплаты не хватает 1
  6 Уровень социальногоблагополучия семьи  
    Атмосфера взаимной поддержки, любви 5
    Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски 4
    В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю 3
    Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство 2
    Состоит на учёте с диагнозом алкоголизм 1
  7 Поведение ребёнка в школе  
    Хорошее 5
    Удовлетворительное 4
    Не удовлетворительное 3
    Неоднократно отмечалось асоциальное поведение 2
    Состоит на учёте в ИДН 1
  8 Внешкольное общение ребёнка  
    Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях 5
    Эпизодическое досуговое общение по интересам 4
    Общение на основе пустого времяпрепровождения 3
    Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки 2
    Криминогенные группы, угоны ТС, наркотики 1
  9 Жизненные цели ребёнка  
    Чётко определённые 5
    Неопределённые 4
    Отсутствие определённых целей, надежда на авось 3
    Целевые    ориентации    носят негативную окраску, примитивны 2
    Явно негативные 1
  10 Эмоциональные отношения родителей с детьми  
    Постоянная поддержка, атмосфера доверия 5
    Слепая любовь, гиперопека 4
    Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям заинтересованное, доброжелательное 3
    Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность 2
    Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми 1

25 баллов - ребёнок принадлежит к группе повышенного риска.

Заполнение матрицы требует от нас не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребёнком и членом его семьи. Для уточнения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребёнком (наедине) используются следующие вопросы:

«Хотел бы ты в своей будущей семье:

- иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?

- воспитывать детей так же, как это делают твои родители?

- относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье?

- разделять домашнюю работу как это делается в семье родителей?

- проводить свободное время так же, как твои родители?»

Так же поступаем при оценке жизненных целей ребёнка, его направленности. Для уточнения ценностных ориентаций и проблем ребёнка социальный педагог предлагает детям вопросы с набором ответов:

1 Что беспокоит тебя в жизни больше всего?

- денежные проблемы твоей семьи

- отношения с родителями

- отношения между родителями

- отношения со сверстниками

- конфликты с педагогами

- трудности усвоения школьной программы

- здоровье близких родственников

- чем заняться в свободное время

- личная жизнь

- что- либо другое

2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем?

- с высокой оплатой

- с гарантией от безработицы

- престижную

- не вредную для здоровья

- связанную с разъездами

- требующую личной предприимчивости

- нужную стране, людям

- связанную с общением, с детьми

- связанную с общением, с животными

- другую

Социальный педагог ведет:

- социальный паспорт дома;

- диагностику «трудных» подростков;

- диагностику «трудных семей;

- план индивидуальной помощи подросткам и их семьям;

- учет интересов детей и их реализации через воспитательные центры и кружки;

- дневник наблюдений социальной ситуации в доме, поведения подростков.

Для более эффективной работы мы применяем различные технологии апробированные социальными педагогами и психологами различных регионов России.

Учитывая масштаб сегодняшних проблем подростков группы риска необходимо обратиться к еще одной задаче социального педагога - совместной работе социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних.

Наши отношения с инспектором по делам несовершеннолетних строятся на основе защиты прав ребенка. Мы вместе занимаемся выявлением неблагополучных семей, проведением работы по их оздоровлению, ведем совместную работу по выявлению и устранению источников отрицательных влияний на несовершеннолетних; совместно проводим работу по исправлению детей и подростков, склонных к совершению правонарушений.

Особое место в нашей работе с инспектором по делам несовершеннолетних занимают опекунские, малообеспеченные и многодетные семьи.

Для решения данных проблем социальный педагог совместно с ИДН разработали ряд мероприятий направленных на решение проблем «трудных» подростков и их семей (табл.2).


Таблица 2

Совместный план мероприятий общеобразовательной школы с. Казанка и инспекции по делам несовершеннолетних на 2004-2005 уч. год.

 

Дата Мероприятие Ответственные
  Сентябрь   В течение месяца     В течение года     Апрель     Ежемесячно     Декабрь     В течение года   Июнь     Июль     В течение года     Ежемесячно    Выявление учащихся относящихся к группе риска Постановка «трудных» учащихся на внутри школьный учет   Рейды родительского комитета совместно с классными руководителями и социальным педагогом по квартирам «трудных» подростков   Рейды социального педагога совместно с инспектором по выполнению режима для школьников     Рейды по проверке «трудных» семей (пьющие родители)   Индивидуальная работа социального педагога, психолога с «трудными» детьми   Охват всех «трудных» детей спортивной и кружковой работой   Привлечение детей из группы риска к общественно-полезным делам школы   Занятость «трудных» учащихся в летнем трудовом лагере   Отдых в летнем школьном лагере ребят из группы риска   Родительское собрание на тему «Поведение учащихся на улице». Формирование здорового образа жизни у мальчиков и девочек   Отчет социального педагога о работе с»трудными» детьми   Классные руководители     Социальный педагог   Социальный педагог, классные руководители    Социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних Социальный педагог, психолог   Классные руководители, социальный педагог  Социальный педагог, классные руководители Классные руководители, социальный педагог Директор школы, классные руководители Классные руководители     Социальный педагог

 

 

Таблица 3

План совместных мероприятий с ИНП

 

Дата Мероприятия Ответственный
  Сентябрь     В течение года   В течение года     В течение года     Ежемесячно     Ежемесячно     Июль-август   В течение года     В течение года   В течение года     В течение года   Выявление и постановка на учет детей группы риска     Регулярное проведение бесед о воспитании детей с родителями «трудных» Осуществление постоянного контроля над занятостью учащихся во внеклассной работе   Проведение заседаний совета профилактики совместно с участковым инспектором   Посещение «трудных» детей на дому с инспектором     Проведение встреч с КДН     Участие в проведении профилактической операции «Подросток»     Проводить работу с психологом и социальным педагогом, для этого проводятся:   а) психологическая диагностика причин педагогической запущенности; б) групповое и индивидуальное консультирование; в) специальная педагогическая подготовка родителей и педагогов.   Организация и проведение бесед с учащимися на правовые темы: а) «Преступные подростки»: причины их появления в обществе; б) «Психология трудного подростка».   Ежеквартальная информация о состоянии преступности со стороны учащихся Казанской   Индивидуально-профилактическая работа с учащимися 9-х классов на тему: «Ответственность за совершение административного нарушения»   Инспектор по делам несовершеннолетних, классный руководитель, социальный педагог. Психолог, социальный педагог Классные руководители   Инспектор по делам несовершеннолетних, классный руководитель социальный педагог   Инспектор по делам несовершеннолетних, социальный педагог Инспектор по делам несовершеннолетних   Инспектор по делам несовершеннолетних, социальный педагог   Психолог, социальный педагог   Инспектор по делам несовершеннолетних, классный руководитель социальный педагог     Инспектор по делам несовершеннолетних   Инспектор по делам несовершеннолетних, классный руководитель  

 

Анализ мероприятий направленных на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, убедил нас в том, что она, во-первых, должна заключаться в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические) формирования отклоняющихся форм поведения, во-вторых, проявляться во взаимной заинтересованности и согласованной работе разных ведомств, министерств и специалистов. При этом данная работа должна координироваться таким образом, чтобы определенная группа специалистов включалась в нее на определенной стадии реа­лизации профилактических мероприятий. В-третьих, она должна проводиться диф­ференцированно в отношении подрост­ков и взрослых, здоровых людей или лиц, неустойчивых в нервно-психическом от­ношении. 



Заключение

 

Социальная работа с детьми группы риска на уровне отношений специалист-ребенокявляется частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

В России существует общегосударственная технология работы с детьми группы риска. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В качестве цели социальной работы государство и зако­нодатель рассматривают формирование общегосударствен­ной системы защиты прав иинтересов несовершеннолет­них, предупреждение форм противоправного их поведения.

Одним из самых распространенных; следствий нарушения либо дефор­мации процесса социализации лич­ности является возникновение от­клонений в ее поведении.

Отклоняющееся поведение - по­ведение, в котором устойчиво проявляются отступле­ния от общепринятых данным обществом поведенчес­ких норм, а также результат актуализации факторов риска под влиянием длительного воздействия негативных условий, следстви­ем чего является возникновение конкретной ситуации, в которой и наблюдается нарушение социальных норм установленных моралью и правом.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, являе­тся поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.

Для решения этой задачи нужно как мож­но быстрее «вырвать» несовершеннолетнего из сцепления неблагоприятных факто­ров, «направить» на него меры воспитательно-профилактичес­кого характера, а в некоторых случаях уделить ему больше эле­ментарного человеческого внимания, ограничить срок нахож­дения под отрицательным воздействием, помочь сформировать крепкие социальные связи позитивного характера.

Для этого каждый социальный педагог проявляет настойчивость, терпе­ние и доброжелательность по отношению к трудновоспитуемым детям, дает возмож­ность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Ищет для этого дифференцированный и индивиду­альный подходы.

На основе анализа профессиональных функций социальных педагогов мы выделили несколько видов деятельности:

1. Профилактика правонарушений и безнадзорности;

2. Работа с семьями группы риска;

3. Совместная работа с ИДН и другими организациями контролирующими подростков.

Обращаясь к опыту проделанной работы, мы в своем коллективе сделали следующий вывод, что главной задачей социального педагога является работа с детьми группы риска и их семьями, своевременная диагностика и консультация данной категории и оказание необходимой помощи и поддержки нуждающимся детям и их семьям.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: